Новый арктический порядок. По-американски
Ещё на советских политических картах моего детства огромный сектор Северного Ледовитого океана вплоть до Северного полюса был выделен как полярные владения СССР. А поскольку после распада Советского Союза Российская Федерация стала его преемником, та же акватория считается зоной полярных владений уже России. Насколько помнится, учитывая особую роль российских и советских людей в освоении Арктики, это никем серьёзно не оспаривалось. По крайней мере, до недавних пор.
Вплоть до 1930-х годов освоение Арктики Россией и СССР носило практически чисто хозяйственное значение: рыболовство, зверобойный промысел, снабжение немногочисленных приморских населённых пунктов товарами. В 1939-м к этому добавился научный аспект, отработка технологий плавания во льдах, а также первые попытки хозяйственного использования Северного морского пути для сокращения затрат в обеспечении товарами Дальнего Востока: дальность путешествия по нему многократно меньше плавания вокруг Европы, Африки и всей Азии.
С развитием же ледокольного флота и, в первую очередь, с появлением атомных ледоколов, Севморпуть стал довольно оживлённой морской «дорогой» из Европы на Дальний Восток и в Восточную Азию.
И хотя распад СССР привёл к резкому падению объёмов перевозок по СМП, с 1996 по 2018 год они выросли в 10 раз, а к 2024 году их планируется увеличить ещё почти в пять раз по сравнению с прошлогодними показателями.
Интерес же к перевозкам Северным морским путём демонстрирует «фабрика ХХI века», коей стали Китай и Юго-Восточная Азия. Мало того, в силу обстоятельств, именно СМП сегодня является фактически единственным морским транспортным коридором, который не может контролировать американский флот.
Немаловажное значение в новом освоении Россией Арктики играет открытие крупных нефтяных и газовых залежей на шельфе северных морей. И в 2019 году ООН утвердила принадлежность России 1,2 млн кв км шельфа этих морей.
На различные участки дна Северного Ледовитого океана также претендуют Норвегия, США, Канада и Дания. Такой интерес продиктован тем, что в недрах северных морей содержатся 83 млрд тонн условного топлива, из них около 80% сосредоточено в Баренцевом и Карском морях.
Соответственно, существование неподконтрольного Америке морского пути и богатейших залежей углеводородов не могли не вызвать раздражения в Вашингтоне и попыток «прибрать их к рукам». В ответ на принятие Россией правил прохода иностранных судов и военных кораблей по Севморпути американцы немедленно объявили о том, что им Москва не указ, и их авианосцы будут плавать там, где захотят. Включая арктические моря, относящиеся к зоне полярных владений РФ.
Ещё одна российская северная территория, на которую претендуют США, это расположенный на 180-м меридиане между Восточно-Сибирским и Чукотским морями остров Врангеля. И хотя российский флаг на острове был установлен в 1911 году, с 1924 он признан принадлежащим СССР, а в 2014 году на нём восстановлена российская военная база «Полярная Звезда», дискуссии в американской прессе о его принадлежности США возникают регулярно.
С 1960-х годов продолжается спор между Вашингтоном и Оттавой о принадлежности Северо-Западного прохода, кратчайшего северного пути между Атлантикой и Тихим Океаном, впервые пройдённого в 1903 Руалем Амундсеном. Несмотря на то, что основная часть этого морского пути, ставшего судоходным после таяния льдов, проходит между островами Канадского Арктического архипелага, США не гнушаются демонстрировать военно-морскую мощь даже своему ближайшему соседу и союзнику ради того, чтобы доказать принадлежность СЗП Соединённым Штатам.
Чуть больше месяца назад накануне визита в Копенгаген американский президент обратился к правительству Дании с предложением уступить Вашингтону самый большой в мире остров, относящийся к арктическому бассейну. Ещё в 1943 году в Гренландии была построена американская военная база Туле, где с начала 1960-х дежурили бомбардировщики с ядерным оружием на борту. Планировалась там и постройка шахтных пусковых установок для межконтинентальных ракет. Сейчас на этой базе находится станция дальнего радиолокационного обнаружения, а также планируется размещение элементов ПРО нового поколения. Но не менее важно и наличие на острове и гренландском шельфе залежей нефти и газа.
Планы планами, но попытки американского военного проникновения в Арктику регулярно предпринимаются. Широкой публике известны лишь закончившиеся провалом, как в случаях с застрявшими во льдах подводными лодками в 2011, 2015 и 2018 гг. А 19 сентября этого года журнал The American Interest и вовсе разразился статьёй «The Arctic Is American», «Арктика - американская». «Пока Трамп думал о недвижимости, его администрация сосредоточилась на гегемонии: этим летом американские чиновники твёрдо установили свой флаг по всему региону, - пишет журнал. - В мае госсекретарь Майк Помпео изложил свою северную доктрину в выступлении на ассамблее Арктического совета, в которой приняли участие страны с арктическими границами - Канада, Дания (включая Гренландию), Финляндия, Исландия, Норвегия, Россия, Швеция и Соединённые Штаты. В резких выражениях он предупредил Россию и Китай о милитаризации региона».
О том, как США собираются строить свой «новый арктический порядок», «Американский интерес» и не скрывает: «используя свою военную мощь». Именно поэтому им так не по нутру «милитаризация» российской Арктики.
Впрочем, не только военную мощь. Например, Гренландия на сегодня - самый сепаратистский регион Дании. Ещё в 1985-м жители острова добились права пользования собственным флагом, в 2000-е стали решать некоторые внешнеполитические вопросы, а сегодня требуют перезаключения американо-датского договора об аренде авиабазы «Туле» уже на трёхсторонней основе. Ещё чуть-чуть (а это «чуть-чуть» американцы прекрасно умеют устраивать) - и в вопросе беспрепятственного использования Гренландии Америкой согласия Копенгагена и не потребуется. Хотя бы по аналогии с российским Севером, где американские неправительственные организации давно обучают местных жителей «правильным» экологическим протестам и пытаются противопоставить поморов и северные народы остальному населению России.
Лондонское издание Jane's International Defence Review ещё в 2008 году прогнозировало грядущее к 2020 году прямое военное столкновение за ресурсы Арктики, говоря, что «таяние арктических льдов облегчит доступ к месторождениям и станет толчком к схватке за право ими владеть». В Вашингтоне посчитали, что США готовы доказать всему миру справедливость тезиса, высказанного The American Interest «Арктика - не русская, а американская».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.