В других СМИ
Загрузка...
Начальник Военного университета Министерства обороны РФ генерал-лейтенант, кандидат юридических наук, доцент Игорь Мишуткин.

Генерал-лейтенант Игорь Мишуткин: «Военный университет - это единственное в своём роде военное учебное заведение, профиль которого связан с великой гуманистической миссией Вооружённых сил нашей страны»

Об уникальности Военного университета, о его истории и сегодняшнем дне, о выпускниках и преподавателях, о сетевой форме подготовки политработников и использовании в образовательном процессе боевого опыта слушателей накануне 100-летнего юбилея еженедельнику «Звезда» рассказал начальник Военного университета Министерства обороны РФ генерал-лейтенант, кандидат юридических наук, доцент Игорь Мишуткин
Реклама
Генерал-лейтенант Игорь Мишуткин: «Военный университет - это единственное в своём роде военное учебное заведение, профиль которого связан с великой гуманистической миссией Вооружённых сил нашей страны»
© vumo.mil.ru
Начальник Военного университета Министерства обороны РФ генерал-лейтенант, кандидат юридических наук, доцент Игорь Мишуткин.

«Немного найдётся в мире военных вузов, выпускники которых ориентированы на обеспечение функционирования социально-гуманитарной сферы армии и флота»

- Игорь Викторович,  в ряду знаменательных военно-исторических дат 100-летний юбилей Военного университета Министерства обороны Российской Федерации занимает заметное место…

- Это место завоёвано беззаветной преданностью Отечеству и работой тысяч и тысяч офицеров - выпускников нашего учебного заведения в разные годы. Федеральное государственное казённое военное образовательное учреждение высшего образования «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации - одно из старейших военных учебных заведений страны. К тому же  уникальное. Уникальность нашего вуза определяется тем, что здесь ведётся подготовка по таким востребованным направлениям, как психология и педагогика, финансы и экономика, журналистика, лингвистика, юриспруденция, музыкальное искусство. Это единственное в своём роде военное учебное заведение, профиль которого связан с великой гуманистической миссией вооружённых сил нашей страны. За гуманитарным наполнением учебных дисциплин открывается ряд ассоциаций, указывающих на высоконравственное содержание военной службы в Российской армии. К осознанию этого приходят за годы учёбы курсанты и слушатели университета, в том числе и представители армий дружественных государств, чьи военнослужащие обучаются у нас.

Немного найдётся в мире высших военных учебных заведений, выпускники которых ориентированы на обеспечение функционирования социально-гуманитарной сферы армии и флота. Со временем меняются в дипломах наименование специальностей, совершенствуются содержание и методика обучения, происходят реорганизации учебного заведения, но неизменной на всём протяжении его истории остаётся главная задача: готовить офицеров, способных профессионально крепить моральный дух российского воинства.

- История Военного университета вобрала в себя историю нескольких прославленных военных вузов СССР и России. Как решается проблема «разделения полномочий»?

- Такой проблемы у нас нет. Действительно, Военный университет в своём нынешнем виде сложился в 1994 году, когда в системе военного образования получила развитие тенденция укрупнения высших военных учебных заведений путём их слияния. Некоторые вузы - предшественники университета - к 1994 году неоднократно претерпевали реорганизации, обусловленные Великой Отечественной войной, дальнейшими изменениями в структуре вооружённых сил, в вооружении войск и сил флота, в системе боевой подготовки.

Имея собственную богатую историю, традиции, специфику образовательного процесса, эти учебные заведения внесли свою лепту в процесс придания Военному университету нового облика, соответствующего современным требованиям к содержанию обучения военных кадров, технологиям образовательной деятельности. Все они заслуживают благодарной памяти сегодняшнего научно-педагогического состава университета. И мы всегда отмечаем, что наибольший вклад в формирование научных школ, занимающих в современном университетском образовательном процессе доминирующее положение, внесли Военно-политическая академия имени В.И. Ленина, Военно-юридическая академия РККА, Военный институт иностранных языков Красной Армии и его преемник - Военный институт Министерства обороны СССР, Львовское высшее военно-политическое училище, Московская военная консерватория, Ярославское высшее военное финансовое училище имени генерала армии А.В. Хрулёва и наш уникальный Военный институт военных дирижёров. Но и период раздельного функционирования вузов-предшественников, и время сосуществования в рамках единого учебного заведения - это полнокровная и подлинная история Военного университета.

Назову одну только цифру: с 1994 года Военный университет в своём обновлённом составе выпустил более 18 тысяч офицеров!

Вот почему центральной идеей, пронизывающей предъюбилейные мероприятия, выступает стремление к объединению всех, кто в прошлом или сегодня причастен к деятельности упомянутых выше военных учебных заведений. Соответствующие задачи на этот счёт поставлены перед кафедральными коллективами университета: они укрепляют и восстанавливают контакты с ветеранами, ведут активный поиск различных артефактов, стремятся детально и на основе документов обновить и пополнить летопись службы выпускников, в том числе и в «горячих точках», при выполнении боевых задач за пределами территории Российской Федерации, в ходе контртеррористических операций.

«Военный университет готовит кадры для органов военно-политической работы с использованием сетевой формы обучения и использует приобретённый личным составом боевой опыт»

- Сегодня Военный университет - многопрофильное учебное заведение с довольно таки сложным организмом и структурой. Как это всё работает?

- Да, хозяйство у нас непростое. Образовательный процесс осуществляется 51 кафедрой. С 1 сентября 2019 года Военный университет приступил к подготовке кадров для органов военно-политической работы с использованием сетевой формы обучения.

Военный университет является ведущим учебно-научным центром, выполняющим военно-научное обоснование направлений развития и строительства системы военно-политической работы, финансово-экономического, правового и лингвистического обеспечения Вооружённых сил Российской Федерации, теории и практики воинского обучения и воспитания.

Процент укомплектованности научно-педагогического состава учёными составляет более 65%, что позволяет университету занимать лидирующие позиции среди военных учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации. В образовательном процессе участвуют 115 докторов наук, 527 кандидатов наук, 198 сотрудников, награждённых почётными званиями.

В результате многолетней научной работы в университете сформированы 20 военно-научных школ, вносящих значительный вклад в развитие военной науки, укрепление научного и научно-педагогического потенциала в интересах решения задач обеспечения военной безопасности Российской Федерации.

В диссертационных советах Военного университета за последние три года защищены пять докторских и 74 кандидатские диссертации. За последние 5 лет университетом исполнено более 300 научно-исследовательских работ, результаты которых нашли применение в приказах и директивах Министерства обороны Российской Федерации, наставлениях, научных трудах и учебной литературе.

В конкурсах на лучшие научные работы среди военных вузов России университет регулярно занимает призовые места. За последние 5 лет получены пять стипендий президента Российской Федерации, пять стипендий правительства Российской Федерации, 14 премий и стипендий министра обороны Российской Федерации.

Свои научные достижения университет ежегодно представляет на международных конкурсах, тематических выставках, салонах и форумах. За последние три года разработки университета были удостоены более 50 золотых, серебряных и бронзовых медалей, получены 7 кубков и более 100 грамот и дипломов.

По итогам Международного военно-технического форума «Армия-2018» и «Армия-2019» университет дважды отмечен кубком и дипломами «За лучшую экспозицию», «За лучшую разработку двойного назначения».

В университете ведётся эффективная изобретательская и рационализаторская работа. Только в текущем году зарегистрировано 115 рацпредложений и 38 изобретений.

Военный университет достиг высоких результатов в развитии информационной образовательной среды. Для всех учебных дисциплин, преподаваемых в вузе, разработаны электронные учебные издания. Всего внедрено в образовательный процесс 718 таких электронных изданий, 23 из которых стали базовыми для всех военно-учебных заведений России.

- А как используется богатый боевой опыт, который имеется за плечами многих выпускников и преподавателей Военного университета?

- Я как раз об этом и хотел рассказать. В образовательном процессе используется боевой опыт, приобретённый личным составом при выполнении боевых задач в Афганистане, на Северном Кавказе, а также современный опыт, полученный Сирии.

В выполнении боевых и специальных задач принимали участие преподаватели, научные работники, социологи, психологи. Боевой опыт имеют более 70% офицеров Военного университета.

Отличительной чертой вуза является то, что среди двух с половиной сотен военнослужащих, принявших участие в специальных операциях на территории Сирийской Арабской Республики, более 30% - это курсанты-переводчики, совершенствующие профессиональные навыки в боевой обстановке. Около 50% из них выполняли задачи в Сирии неоднократно.

За боевые отличия в Сирии военнослужащим университета вручено более 130 государственных и более 300 ведомственных наград.

В ходе исследований, проведённых в Сирии, коллективом университета осуществлён масштабный анализ вопросов военно-политической работы, лингвистического обеспечения, гуманитарного права в условиях вооружённой борьбы, усовершенствованы методики психологической подготовки и психологической реабилитации личного состава.

Полученный опыт использован при разработке проекта Наставления по военно-политической работе в Вооружённых силах Российской Федерации, проекта указа президента Российской Федерации «О внесении изменений в Общевоинские уставы» (в части, касающейся обязанностей должностных лиц органов военно-политической работы). Это позволило подготовить методические рекомендации по организации военно-политической работы в операциях за пределами России. В целях внедрения боевого опыта в образовательный процесс университета были разработаны более 30 учебников, учебных пособий, методических рекомендаций, сняты учебные фильмы, проведено 9 межвузовских военно-научных конференций и «круглых столов». В 2018-2019 годах с учётом боевого опыта проведена модернизация двух учебных комплексов по общим военным дисциплинам.

Специалисты филологического направления Военного университета постоянно участвуют в лингвистическом обеспечении мероприятий Министерства обороны России, в том числе на территории Сирийской Арабской Республики, приступили к лингвистическому обеспечению специальных задач в Ливии и Венесуэле. Еженедельно лингвистические задачи выполняют более 60 военных переводчиков из числа преподавателей, курсантов и сотрудников лингвистического центра, в том числе специальные задачи - до 50 человек.

- Вы упомянули о сетевой форме обучения. Мы не так много слышали о ней. Расскажите, как она внедряется в Военном университете?

- В соответствии с Планом формирования военно-политических органов Главным военно-политическим управлением Вооружённых сил Российской Федерации совместно с Военным университетом была организована работа по совершенствованию системы подготовки военных специалистов военно-политических органов.

Министром обороны Российской Федерации было поддержано предложение о возможности реализации образовательных программ подготовки политработников в сетевой форме. В соответствии со статьей 15 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» такая форма подразумевает использование учебно-материальной базы нескольких вузов.

За счёт использования учебно-материальной базы других вузов Минобороны России сетевая форма позволит профессионально подготовить офицерские кадры для военно-политических органов с учётом специфики военно-специальной подготовки для видов вооружённых сил и родов войск.

Например, для обучения курсантов Военного университета в учебной группе Воздушно-десантных войск на базе Рязанского гвардейского высшего воздушно-десантного командного  училища  имени  генерала  армии                  В.Ф. Маргелова спланировано изучение таких учебных дисциплин, как «Воздушно-десантная подготовка», «Тактика Воздушно-десантных войск», «Огневая подготовка и боевые машины»…

Планируется, что более 50% учебного времени в сетевой форме будет проводиться в виде практических, тактических (тактико-специальных) и групповых занятий, групповых упражнений с использованием вооружения и военной (специальной) техники, тренажёрной, полевой учебной базы, а также базы для общей военной подготовки.

После перехода на новый федеральный государственный образовательный стандарт «Военно-политическая работа», проект которого находится на рассмотрении в Министерстве высшего образования и науки РФ, подготовку в сетевой форме в других вузах Минобороны предлагается проводить в 5-м и 7-м семестрах обучения (3-й и 4-й курсы). Общая трудоёмкость такой подготовки составит более 860 часов в каждом семестре.

По уже реализуемым основным профессиональным образовательным программам обучение в сетевой форме начинается на 3-м курсе с 1 ноября 2019 года продолжительностью один месяц.

В 2019 году более 180 курсантов третьих курсов военно-политических факультетов убыли (побывали) на сетевое обучение в пять вузов видов вооружённых сил и родов войск: Ярославское высшее военное училище ПВО, Военный учебно-научный центр ВМФ «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова», Военная академия РВСН имени Петра Великого, Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, Новосибирское высшее военное командное училище.

В дальнейшем, в зависимости от кадрового заказа, перечень вузов может быть расширен.

В настоящее время между Военным университетом и вузами, участвующими в реализации образовательных программ в сетевой форме, заключены соответствующие договоры.

Вузы, участвующие в сетевой форме подготовки, получили в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзоре) лицензии на право ведения образовательной работы по образовательным программам «Психология служебной деятельности» и «Педагогика и психология девиантного поведения», разработали рабочие программы учебных дисциплин для курсантов Военного университета.

«Восстановить "времён связующую нить"»

- Игорь Викторович, за последние несколько лет Военный университет заметно преобразился. Что дало толчок новому этапу в жизни вуза?

- Если говорить о современной истории нашего вуза, то это, несомненно, стремительное развитие вооружённых сил в последние годы. Именно с этого момента мы как бы обрели второе дыхание, заново создав ряд системообразующих структурных подразделений. Особое внимание со стороны руководства Министерства обороны к уникальной в стране высшей военной гуманитарной школе также принесло заметные результаты. За короткое время была проведена масштабная реконструкция учебных классов и лабораторий, помещений для библиотечного фонда, спортивных залов и учебно-тренировочного комплекса. В учебных аудиториях у нас сегодня - современные технические мультимедийные средства обучения и тренажёры. Появились зал воинской славы, центр психологической подготовки. Введён в образовательный процесс Центр информационных технологий на кафедре информационного обеспечения. Всё в соответствии с требованиями времени.

- Что намечаете в качестве шагов по материальному, так сказать, воплощению планов подготовки к юбилею?

- Одним из важнейших направлений в подготовке к юбилею определена разработка фундаментального исторического труда, отражающего шаг за шагом вехи возникновения вуза, этапные моменты в его деятельности в мирное и военное время. Эта задача возложена на редакционно-издательскую группу, в состав которой вошли руководители целого ряда подразделений университета, ведущие учёные. «Изюминка» издания состоит в том, что это будет не парадный фолиант, представляющий официальные отчёты о деятельности кафедр, факультетов, отделов и служб, а насыщенный иллюстрациями и архивными данными исторический очерк, повествующий об ипостаси Военного университета. Ведь каждый военный городок, включённый в состав университета, - это уникальный исторический памятник, тесно связанный с историей Москвы.

Такой замысел не только отражает познавательный интерес к теме, но и решает гораздо более глубокую задачу: восстановить «времён связующую нить», увлекательно рассказать о том, на какой исторической основе зиждется современная жизнь университета.

Одна из наиболее ответственных и, прямо скажу, амбициозных задач в предъюбилейный период  была связана с проектом создания памятника выпускникам Военного университета. Мы стремились к тому, чтобы в нём получили воплощение образы специалистов всех направлений подготовки: политработников и военных юристов, журналистов и переводчиков, экономистов и музыкантов. Памятник был открыт 16 октября в присутствии заместителя министра обороны - начальника Главного военно-политического управления Вооружённых сил генерал-полковника Картаполова, предыдущих начальников Военного университета генералов Марченкова и Ефремова, бывшего начальника Военно-политической академии имени Ленина, ныне председателя ветеранской организации университета, генерала Кизюна, ветеранов, преподавателей, слушателей и курсантов. 

- Приём курсантов в этом году чем-то отличался от прошлых лет?

- Мы не первый год подряд проводим полноценный набор слушателей и курсантов. В этом году приняли на обучение 650 человек, в том числе 25 девушек. В среднем конкурс этого года составил около 4 человек на место, а для кандидатов из числа девушек он доходил до 15 претенденток на место. Хочу отметить, что уже три года подряд мы проводим набор курсантов по специальности «Военная журналистика». С этого учебного года до 44 возросло количество изучаемых в университете иностранных языков. Это ещё раз подчёркивает уникальность вуза и способствует упрочению позиций на образовательном пространстве.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама