Крылья над миром: стратегическое преимущество дальней авиации России
В прошлом году в состав отечественной дальней авиации уже вошли шесть получивших новейшие авионику и вооружения самолетов Ту-160 и Ту-95МС.
Задача: ядерное сдерживание
С первых дней своего появления в небе бомбардировочная авиация стала обособленным видом Военно-воздушных сил, важным инструментом для решения тактических, оперативно-тактических и стратегических задач.
Фронтовые бомбардировщики предназначены для нанесения ракетно-бомбовых ударов на глубину 250-400 км в интересах и зоне ответственности армейского корпуса. Дальние бомбардировщики могут решать оперативно-тактические задачи в тылу противника и на морских театрах военных действий (ТВД). Стратегические бомбардировщики действуют на всю глубину сухопутных и морских ТВД. Имея в своем арсенале ядерное и высокоточное оружие, они способны осуществлять и ядерное сдерживание, выполняя полеты по заданным маршрутам.
В определенных условиях стратегические бомбардировщики могут выполнять тактические задачи совместно с фронтовыми бомбардировщиками. Так было в Афганистане, когда самолеты советской дальней авиации Ту-22М3, совершив 1.152 боевых вылета, нанесли ракетно-бомбовые удары по объектам и укрепрайонам моджахедов. В Сирии самолеты Ту-22М3, Ту-95МС и Ту-160, совершив в общей сложности свыше 2.500 боевых вылетов и нанеся высокоточные удары бомбами, впервые применили крылатые ракеты воздушного базирования Х-101.
В 2018-м настоящую панику в США вызвал полет пары стратегических ракетоносцев Ту-160 в Боливарианскую Республику Венесуэлу. Русские самолеты, способные нести ядерное оружие, летали рядом с американскими границами, их экипажи получили опыт выполнения полетов в удаленных географических районах в условиях южных широт.
Справка
Как сообщили еженедельнику «Звезда» в Департаменте информации и массовых коммуникаций Министерства обороны России, по итогам 2018 года экипажи дальней авиации успешно выполнили планы по налету, боевой подготовке и боевому применению. Общий налет воздушных «стратегов» составил более 20.000 часов. Проведено более 40 летно-тактических учений и тактико-специальных учений с частями и подразделениями обеспечения.
Экипажи дальней авиации принимали активное участие в маневрах «Восток-2018», совместном учении вооруженных сил государств - членов ШОС «Мирная миссия-2018», командно-штабном учении с воинскими контингентами Коллективных сил быстрого реагирования ОДКБ «Взаимодействие-2018» и других.
В погоне за скоростью
Появление сверхзвуковых перехватчиков и сверхзвуковых зенитных ракет осложнило выполнение боевых задач дозвуковым стратегическим бомбардировщикам. Поэтому со Второй мировой войны их сопровождали эскадрильи истребителей. В качестве вооружения истребители, начиная с 50-х годов ХХ века, стали применять управляемые ракеты класса «воздух-воздух».
Традиционная тактика нанесения ударов дозвуковыми бомбардировщиками под прикрытием истребителей дала сбой во Вьетнаме. Потери среди стратегических бомбардировщиков США показали, что залог успеха лежит в области сверхзвуковых скоростей. Поэтому в США и в СССР почти одновременно появились проекты сверхзвуковых стратегических бомбардировщиков, способных преодолевать ПВО противника.
Американского «Улана» преследуют катастрофы
В ноябре 1969 года ВВС США объявили о конкурсе на бомбардировщик, способный заменить B-52. В июне 1970 года были заключены контракты на научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы с компаниями North American Rockwell (планер и все системы самолета) и General Electric (двигатель). К 1974 году для испытаний и оценки построили пять самолетов Rockwell В-1A, два из которых предназначались для летных испытаний, а остальные - для стендовых испытаний на прочность. Помимо этого было изготовлено 40 турбовентиляторных двигателей F101.
23 декабря 1974 года состоялся первый полет самолета В-1А. Тестовые испытания показали, что бомбардировщик соответствует поставленному техзаданию, но в июне 1977 года президент США Джимми Картер отказался от программы производства самолетов В-1 в пользу создания крылатых ракет.
Но в октябре 1981 года другой президент США - Рональд Рейган объявил о намерении заказать для ВВС США 100 бомбардировщиков В-1В Lancer. Новый В-1В отличался от В-1А более низкой скоростью - 1,25 М против 2,2 М, но при этом получил доработки по стелс-технологии. При маловысотном полете с огибанием рельефа местности они должны были гарантировать прорыв системы ПВО противника.
В-1В Lancer принят на вооружение ВВС США в 1984 году. Силовая установка «Улана» (Lancerс, с англ. - «Улан») состоит из четырех двухконтурных турбореактивных двигателей с форсажной камерой F101-GE-102 фирмы General Electric. Удельный расход топлива на крейсерском режиме полета - 0,562 кг/(кгс·ч), а на форсаже - 2,460 кг/(кгс·ч).
Несмотря на заявление о «гарантированном прорыве системы ПВО», боевое крещение В-1В, состоявшееся в декабре 1998 года в Ираке, показало его несоответствие предназначению. Во время операции «Лиса пустыни» два В-1В следовали во втором эшелоне, ожидая, когда все РЛС иракской ПВО будут уничтожены крылатыми ракетами «Томагавк». В последующих военных конфликтах В-1В работали также по целям со слабыми системами ПВО.
Чем была вызвана такая «бережливость», знает только командование ВВС США. Вероятная причина могла быть в том, что у этого самолета часто выявлялись технические неисправности, которые не раз приводили к катастрофам, унесшим жизни 17 членов экипажей. Статистика неудач сказалась на репутации самолета, хотя ему и принадлежал 61 мировой рекорд - по скорости, дальности, нагрузке и скороподъемности.
«Белый лебедь» побил все мировые рекорды
Про наш Ту-160 «Белый лебедь» ходит упорная легенда, будто бы толчком к его созданию послужили работы американцев над проектом AMSA (Advanced Manned Strategic Aircraft - передовой пилотируемый стратегический самолет), в результате чего и появился В-1А. Точных данных об этом нет, но зато есть текст Постановления Совета Министров СССР №1098-378 от 28 ноября 1967 года, в котором говорится о начале работ по новому стратегическому межконтинентальному самолету. Проектные работы начались фактически на год раньше, чем в США, - в конце 1969 года.
Командование ВВС СССР сформулировало тактико-технические требования к «стратегу» и привлекло к конкурсу ведущие авиаконструкторские бюро - ОКБ Сухого, ОКБ Мясищева и ОКБ Туполева.
Туполевцы к тому времени уже начали серийное производство самолета Ту-144. Естественно, преимущество изначально было на их стороне: специалисты в процессе серийного производства Ту-144 приобрели бесценный опыт проектирования и создания конструкций планера с большим ресурсом работы в условиях длительного сверхзвукового полета. Поэтому неудивительно, что первый эскизный проект военного самолета получился с контурами, чем-то напоминавшими пассажирский Ту-144.
По иному пути пошли в ОКБ Сухого и ОКБ Мясищева. ОКБ Сухого разработало проект самолета Т-4МС («изделие 200»), построенного по интегральной схеме «летающее крыло» с поворотными консолями, а в ОКБ Мясищева спроектировали М-18 - с крылом изменяемой стреловидности. Осенью 1972 года на научно-техническом совете МАП были заслушаны доклады по всем трем проектам. Победителем признали М-18. Однако, учитывая практический опыт, разработка стратегического многоцелевого бомбардировщика-ракетоносца Ту-160 с четырьмя двигателями НК-32 была поручена ОКБ Туполева.
Двухконтурный турбореактивный форсированный двигатель (ТРДДФ) НК-32, созданный ОКБ Кузнецова (ныне ОАО «СНТК имени Н.Д. Кузнецова» - дочернее предприятие ПАО «Кузнецов», входящее в холдинг АО «ОДК»), - результат развития многорежимных двигателей большой тяги, предназначенных для тяжелых сверхзвуковых самолетов Ту-144 (НК-144) и Ту-22М (НК-22, НК-25). Один из первых в мире серийных двигателей, при создании которых приняты меры по снижению радиолокационной и инфракрасной сигнатуры. Удельный расход топлива на крейсерском режиме полета - 0,72 кг/(кгс·ч), на форсаже - 1,7 кг/(кгс·ч).
В 1975 году были обновлены требования к самолету, согласно которым Ту-160 с боевой нагрузкой 9 тонн (две крылатые ракеты Х-45) должен был иметь дальность полета на дозвуковом режиме 14.000-16.000 км, развивать максимальную скорость 2.300-2.500 км/ч, иметь максимальную высоту полета не менее 18.000-20.000 м и максимальную боевую нагрузку в 40 тонн.
Первый полет Ту-160 осуществил 18 декабря 1981 года, а 10 июня 2010 года два Ту-160М установили рекорд дальности полета - 18.000 км. По многим характеристикам Ту-160, как и его двигатели НК-32, уникальны и не имеют аналогов в мире.
Ту-160 единственный стратегический бомбардировщик, который может держать максимальную скорость 2.200 км/ч в течение 45 минут, превосходя в этом своего конкурента из США - В-1В. Помимо этого «Белый лебедь» побил все мировые рекорды - по скорости, дальности, боевой нагрузке и скороподъемности.
ПАК ДА против «взломщика»
Сейчас в рамках ГПВ-2027 Минобороны РФ намерено закупить модернизированные Ту-160 в комплектации Ту-160М2 с новой бесплатформенной инерциальной навигационной системой, бортовым комплексом РЭБ, цифровой топливной системой, новыми комплексами вооружения, а также обновленными двигателями НК-32.
Ту-160М2 совершил свой первый полет 25 января 2018 года, а к 2035 году в составе ядерной триады на боевом дежурстве должно стоять свыше 70 таких самолетов.
Сегодня и в США серьезно работают над созданием бомбардировщика, который гарантированно будет преодолевать современные и перспективные российские комплексы ПВО. В качестве «взломщика» выбран самолет на базе известного дозвукового стелс-бомбардировщика В-2 Spirit, собранного по схеме «летающее крыло».
«Взломщик» получил индекс В-21, его создают по программе LRSB (Long Range Strike Bomber). Согласно планам командования ВВС США, после 2040 года, когда В-52 и В-1В будут списаны, им на смену придут 130 стелс-бомбардировщиков В-21, вооруженных крылатыми ракетами АLCM/LRSO дальнего действия.
Несмотря на традиционный американский оптимизм, у программы LRSB есть изъяны. Самолеты, созданные по схеме «летающее крыло», не могут совершать противоракетный маневр от гиперзвуковых и сверхзвуковых зенитных ракет российской ПВО, а надежда на усовершенствованную стелс-технологию - достаточно призрачна.
В России в среднесрочной перспективе запланировано создание нового стратегического бомбардировщика по программе ПАК ДА.
Окончательный облик самолета - дозвуковой, сверхзвуковой или гиперзвуковой - пока не определен. Но есть надежда на то, что ПАК ДА станет достойным преемником Ту-160М2, превзойдя его во всем, и тем самым даст асимметричный ответ американскому «взломщику».