ALSV «Flyer» против «Чаборз М-3»: паритет вооружения и скоростей
© Владимир Коробицын/zvezdaweekly.ru
ALSV «Flyer 60» против «Чаборз М-3».

ALSV «Flyer» против «Чаборз М-3»: паритет вооружения и скоростей

Американский багги «давит» численностью и боевым опытом, россияне делают ставку на повышенную проходимость и универсальность
06 мая 2019, 06:19
Реклама
ALSV «Flyer» против «Чаборз М-3»: паритет вооружения и скоростей
© Владимир Коробицын/zvezdaweekly.ru
ALSV «Flyer 60» против «Чаборз М-3».
Читайте нас на: 

Африканские пески вновь напитываются кровью - в начале апреля войска фельдмаршала Хафтара взламывают шаткую оборону правительственных сил и устремляются к Триполи. Пока основные силы с артиллерией, бронеавтомобилями и танками подтягивались к сердцу Ливии, другие «наматывают» на колёса километр за километром прямо внутри обороны врага. Пикапы с пулемётами и горстка четырёхколёсных багги  резво бегают по флангам и лихо «крошат» правительственные войска в мелкий «винегрет». Говорят, там разглядели не какой-то африканский четырёхколёсный самопал с ближайшей свалки, а настоящий серийный багги - «американец» ALSV.

ALSV «Flyer 60».
© gd-ots.com
ALSV «Flyer 60».

Премьер Ливии Фаиз Сарадж и его окружение вне себя от ярости - эта лёгкая четырёхколёсная «кавалерия» мятежного Хафтара стала настоящей занозой и предвестником военного краха.

Тем временем на другом конце планеты завершает последние испытания главный конкурент штатовского багги - «россиянин» с чеченскими корнями «Чаборз». Четырёхколесник лихо «прошёлся» по ледяным торосам Арктики и с наскока взял самые труднодоступные перевалы Кавказа.

Зная, что у России есть свой интерес и в Африке, столкновение багги где-нибудь в саваннах Центральной Африки очень даже вероятно. Окажется ли по силам американскому четырёхколёсному «ковбою» ALSV противостоять  «волку с кавказской кровью»  - «Чаборзу М-3»?

Американские «жуки»: из шутки - в армию

Мировая история знает множество примеров, когда скорость и внезапность оказывались важнее мощных пушек и непробиваемой брони. Один из них - конфликт всё той же Ливии и Чада в 1987 году. Её почти мгновенно прозвали «Войной Тойот». И вот почему.  

Тогда ливийским трём сотням танков и десяткам артиллерийских стволов Чад противопоставил горстку мобильных групп на внедорожниках. Из вооружения - обычные пулемёты.

Вскоре на африканском плоскогорье завязался бой, и ливийцы тут же начали  нести ощутимые потери: лёгкие рамные джипы Чада кавалерийскими наскоками «высекали» одно подразделение за другим - даже танки помочь не могли. Ливийцы, терзаемые внезапными налётами с флангов, вскоре повернули назад.

Опыт «Войны Тойот» быстро «подсмотрели» североамериканцы. Они начали экспериментировать с моделями и тактикой. И внезапно выяснили - у них давно есть своя лёгкая четырёхколёсная «кавалерия».

Ещё в 1950-х пограничная охрана США затеяла смелый эксперимент - посадила часть персонала на автомобиль «Фольксваген Жук» без крыши. Отсюда и название - багги, или «жучок». Поначалу к задумке отнеслись прохладно -  «распиленный» вариант «Жука» оказался на редкость смешон. Но чадо-ливийская заварушка быстро «прикрыла» Пентагону хохочущие рты.

Боевым дебютом серийного американского багги стала операция «Буря в пустыне» в 1991-м.
© army.mil
Боевым дебютом серийного американского багги стала операция «Буря в пустыне» в 1991-м.

Боевым дебютом серийного американского багги стала операция «Буря в пустыне» в 1991-м. По пескам Кувейта и Ирака четырёхолёсные «жучки» довольно резво перебрасывали спецподразделения США и Великобритании.

С тех пор багги имеют прочную «прописку» в «звёздно-полосатой» армии и у их союзников. Ими оснащены спецназ, военная разведка, охрана военных баз и ряд других подразделений, где важна мобильность. В армии США аж 28 видов и сортов четырёхколёсных «жучков». Но самыми «продвинутыми» считаются багги ALSV «Flyer». За аббревиатурой скрывается наименование Advanced Light Strike Vehicle, или «усовершенствованная лёгкая ударная машина».

Багги в СССР: забытое детище «КамАЗа»

Багги знали и в Советском Союзе. С конца 1950-х эти юркие машины на трубчатом каркасе можно было увидеть на кольцевых гонках и автокроссах. Чуть позже их взяли на вооружение каскадёры и раллийщики - проходимость даже багги-самоделок впечатляла.

В 1970-х интерес к лёгким четырёхколесникам был так велик, что их чертежи запестрели в научно-технических журналах. Они предлагали буквально на коленке в гараже собрать действующий аппарат в полсотню лошадиных сил! А мальчишки в секциях ДОСААФ не слазили с советских багги - на них они получали первые уроки вождения, навыки сборки и ремонта. Правда, всё это было лишь ради спортивного интереса - обряжать в цвета хаки советские багги тогда и не думали.

«КамАЗ» даже предлагал пустить в серию перспективную машину для военных разведчиков - «Багги-КамАЗ 2905».
© Фото из архива
«КамАЗ» даже предлагал пустить в серию перспективную машину для военных разведчиков - «Багги-КамАЗ 2905».

Всё изменилось в 1980-х: тогда СССР активно вёл войну в Афганистане, и помощь юрких машинок советским бойцам не помешала бы. «КамАЗ» даже предлагал пустить в серию перспективную машину для военных разведчиков - «Багги-КамАЗ 2905».

Её показатели даже сегодня кажутся фантастикой - скорость до 200 км/ч по шоссе, форсирование с ходу  водных преград до полуметра, пески и горные склоны тоже по паспорту преодолевались без проблем. При этом они должны были нести на себе трёх бойцов в полной выкладке и стрелковым запасом.

Увы, руководство Минобороны проявило нелепую близорукость - посчитало боевые багги несерьёзным баловством конструкторов. Чертежи забросили на полки. Последующий крах СССР добил русские багги - о них забыли почти на три десятка лет. Вспомнили о них лишь в Чеченской Республике в 2015-м: тогда и родился «волк русского Кавказа» - «Чаборз».

Русский - легче, американец - больше

Американский ALSV «Flyer» с конвейера «прописался» в спецназе - в ССО и разведке. «Сердце» американских «жучков-летунов» - V-образный дизель с турбонаддувом. Даже без «прошивки» и доптюнинга движок выдаёт не меньше 150 «лошадей» - этого хватит, чтобы на трассе или плоскогорье  разогнать «жука» до 130 км/ч за десять-пятнадцать секунд.

Двигатель на нашем «Чаборзе М-3», на первый взгляд,  -  скромнее некуда:          4-цилиндровый двигатель от ВАЗ-2116, который на пике осилит лишь 98 «лошадками». Но стоит только вжать гашетку русского багги в пол, как она рванёт вперёд, не хуже американца. Всё дело - в отработанной 5-ступенчатой коробке передач и независимой подвеске на газовых амортизаторах. Прыти «россиянину» добавляет отсутствие так называемой «паразитной нагрузки». В итоге «Чаборз» на ровных поверхностях делает даже больше тех же 130 км в час.

«Чаборз М-3».
© sdelanounas.ru
«Чаборз М-3».

Они и мы

Свежая версия ALSV «Flyer-60», в сравнении с предшественниками, оборудована дверями открытого типа.  Боевая масса «американца» подползает к трём с половиной тоннам, из которых полезной нагрузки - почти полторы тонны. Этого хватит не только на пулемёты, а даже на пару «Стингеров» или противотанковых «Джавелинов». Длина лучшего багги США - четыре с половиной метра, ширина и высота - полтора метра.

Четырёхколёсный «медведеволк русского Кавказа» намного легче - лишь 1.270 кг. Он и короче американского конкурента: от «кончика хвоста» до «носа» - чуть больше трёх метров, при этом шире и на шесть сантиметров ниже, что делает русский багги устойчивее на крутых поворотах. Проходимость «Чаборза» тоже на «пять с плюсом»: он без проблем преодолевает лесостепную «пересеченку», ловко «выгребает» из песка и болота. Он даже способен взять нахрапом мелкие городские и индустриальные развалины - неоспоримый плюс для сил антитеррора.

Правда, полезной нагрузки «Чаборз М-3» несёт меньше конкурента - всего до 450 килограммов. Впрочем, для скоротечных разведрейдов и диверсионных операций на троих бойцов и 450 кило снаряжения и боезапаса хватит «за глаза».

Равенство стволов

Боевое «сердце» багги ALSV «Flyer-60» круговая турель в центре корпуса. В неё можно вмонтировать скорострельную «классику» - 7,62-мм пулемёт М60, либо «парня» покруче - крупнокалиберный М2 на 12,7 мм, а можно сыграть и по-крупному, установив 40-мм автоматический гранатомёт МК19. Более того, корпус тоже годится для вооружённого обвеса - на всех четырёх дверях есть крепления для штурмовых М-4 «Кольт» и лёгких пулемётов.

ALSV «Flyer-60».
© gd-ots.com
ALSV «Flyer-60».

Но в случае клинча с «Чаборзом М-3» этот арсенал может и не спасти: четырёхколёсный «россиянин» в ответ «предложит» пулемётную ленту «Печенега» или ПКМ, для пущей острастки «накроет» автоматическими гранатомётами АГС-17 или АГС-30. Турельное крепление также обеспечивает круговое вращение на все 360 градусов - так что обойти «Чаборз М-3» даже на скорости в 130 км в час будет тяжко. Более того, на правом борту установлено крепление для ещё одного 7,62-мм пулемёта.

Но и это ещё не всё, если американца угораздит нарваться на модификацию «Чаборза» под индексом «М-6», можно точно зазывать исповедника. На этой версии русского багги с «кавказской кровью» пулемётов может быть установлено до четырёх, включая крупнокалиберный «Корд» или «Утёс» на крыше! Добавьте сюда ещё и тактическую хитрость в виде модуля дымовой завесы БТД.

В целом же огневая мощь и номенклатура и российского, и американского багги сопоставимы.

Козырная русская «тройка» против «американца»

Модификации ALSV «Flyer» достаточно разнообразны. Американские багги по требованию заказчика исполняют в варианте разведывательной, командно-штабной или медико-эвакуационной машины. Есть образцы и потяжелее - ударные ALSV «Flyer», обвешанные броней. Разумеется, они уже не так манёвренны и проходимы, зато защищены - можно не отворачивать руль даже от лёгких бронемашин противника.

Линейка «Чаборзов» тоже представлена несколькими актуальными модификациями. Кроме диверсионных и разведывательных вариантов, российские багги легко перевоплощаются в санитарно-эвакуационный автомобиль, а также транспорт для поисково-спасательных операций.

Арктическая модификация «Чаборза-М3».
© soldat.pro
Арктическая модификация «Чаборза-М3».

Но одна модификация «Чаборза-М3» заставляет «перетасовать» всю «колоду карт» раскладов - это арктическая версия багги.

Такую машину уже испытали в апреле 2018-го на архипелаге Земля Франца-Иосифа. «Фишка» арктического «Чаборза» - пара лыж вместо передних колёс, задние превратили в треугольные траки. Такая адаптированная для Крайнего Севера «тройка» прекрасно справляется с глубоким снегом и ледяными торосами. Двигатель и трансмиссию адаптировали к экстремальным «минусам» - они спокойно выдерживают до 60 градусов ниже нуля. И при этом «Чаборз» без последствий разгонялся до 80 км в час. Ничего даже похожего ни у США, ни у их приспешников по НАТО нет и в помине. И это неоспоримое преимущество наших багги - плюс балл.

Казаков пересадят на «Чаборзы»?

Если говорить о практическом применении, то Запад - впереди планеты всей. Их багги не один год колесят от афганских хребтов и непроходимых джунглей до раскалённых пустынь Африки. Впрочем, у России уже есть, чем похвастаться.

«Чаборз М-3».
© http://autobelyavcev.ru
«Чаборз М-3».

Так в октябре 2017 года в Северной Осетии прошли уникальные военные учения «Бой в городе». При их подготовке  был тщательно проанализирован опыт войны в Сирии. Мотострелковые группы, усиленные «Чаборзами», дали «прикурить» условному противнику: мобильные отряды смяли фланговые заслоны и пустили багги ударить по тылам. Вердикт генералов: «Чаборзы» способны не просто быстро реагировать на меняющуюся обстановку, но и сами способны переломить ситуацию на поле боя.

Скептики заявят, пока всё это - учения: картонные мишени и стрелочки на картах. Однако уже понятно: доведённые до ума и пущенные в большую серию, «Чаборзы» «напитают» армию уникальным ударным средством.

Правда, пока огромный боевой опыт применения ALSV «Flyer-60» даёт мало шансов на выживание «Чаборзу М-3», особенно в пустыне, саванне или в тропиках. Но всё резко меняется, если русский багги с «кавказской кровью» навяжет борьбу в арктических снегах или горной местности.

На этом поле хвалёные ALSV «Flyer», даже самых бронированных модификаций, будут нещадно биты.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама