Боевые старты на склонах заоблачного Эльбруса
© Фото автора.
Состязания горных «профи».

Боевые старты на склонах заоблачного Эльбруса

Горы стали самым объективным рефери на международных состязаниях военных альпинистов «Эльбрусское кольцо», проходящих в формате Международных военных игр АрМИ-2019
Реклама
Боевые старты на склонах заоблачного Эльбруса
© Фото автора.
Состязания горных «профи».
Читайте нас на: 

Название этого профессионального армейского конкурса наглядно проявляется в закольцованном марафоне команд-участниц по крутым склонам Приэльбрусья. Его наполненность ежедневными марш-бросками общей протяжённостью более сотни километров с перепадом высот в 3,5 километра, семью сложнейшими специальными задачами, где действия бойцов хронометрируются посекундно, короткими ночёвками под открытым небом, обязательным  правилом  для участников «всё своё ношу с собой» (полная выкладка со штатным оружием, альпинистской экипировкой, в общем, около трёх десятков килограмм), - всё это делает «Эльбрусское кольцо», по мнению его главного судьи полковника Александра Украинца, самым экстремальным конкурсом в программе АрМИ.

Состязания горных «профи»

На флагштоках Центра горной подготовки и выживания «Терскол» были подняты государственные флаги пяти стран, представивших на эти конкурсные соревнования свои лучшие высокогорные взводы, - флаги Республики Индия, Республики Казахстан, Королевства Марокко, Российской Федерации и Республики Узбекистан.

Команды состоят из 18 человек, на старт же специальных задач выходят по 12 бойцов. И каждый состязательный рубеж конкурса становится демонстрацией высочайшей квалификации участников. Именно на это обращают своё внимание приехавшие на конкурс в качестве наблюдателей представители Армении и Пакистана подполковники Артур Симонян и Найем Икбал, высказавшие намерение оборонных ведомств своих стран в будущем году представить национальные команды в состязаниях «Эльбрусского кольца».

Даже наблюдать соревнования по индивидуальному лазанию на скалодроме - голова кружится. А бойцы-горники этот маршрут категории сложности «6Б» покоряли с удивительной скоростью и цепкостью. Ориентирование в горной местности - испытание, кроме всего прочего, ещё и на командный дух. У каждого - автомат, по 4 магазина, индивидуальная радиостанция, рюкзак весом в 15 кг. Группе за 120 минут необходимо найти как можно больше из двух десятков контрольных пунктов. Передвижение - по канонам войсковой разведки, - с организацией охранения и маскировкой.

Даже наблюдать соревнования по индивидуальному лазанию на скалодроме - голова кружится.
© Фото автора.
Даже наблюдать соревнования по индивидуальному лазанию на скалодроме - голова кружится.

Альпинистские навыки действий в связке со страховкой напарника снизу и сверху были востребованы в ходе выполнения третьей задачи. А в самом начале проверялось умение бойцов готовить страховочные узлы и пользоваться альпинистским снаряжением. Терминология этих премудростей понятна только горным профи: «проводник-восьмерка одним концом», «пруссика в три оборота», «реверсо»... Именно этот конкурсный рубеж вывел в лидеры российскую команду.

«Во имя други своя»

Сама служба высокогорных подразделений вырабатывает братское чувство локтя, надёжной поддержки, а если надо, то и готовности к самопожертвованию «во имя други своя». Особенно эти качества проявились на испытании команд горной полосой препятствий - скальными спусками и подъёмами, разрушенным мостом, навесной переправой по натянутому тросу. Горные бойцы действовали в составе боевых троек по всем правилам тактики.

Особая богатырская нагрузка выпала на долю участников, которые поднимали по отвесной скале полуторапудовые ящики «с боеприпасами». Да и метнуть гранаты в небольшой окоп, оборудованный выше по склону под углом 35°, способен не всякий. Вроде, и расстояние небольшое - 30 метров, но засчитывается только падение гранаты в окоп или скатывание в него. Недолёт - получи «смертельный бумеранг», считай, что «подорвал» себя и товарищей.

Острой состязательностью российской и узбекской команд была наполнена групповая стрельба в горных условиях. Мишени, размещённые на крутом склоне по нескольким рубежам, снайперски поражались стрелками этих высокогорных взводов.

Под русское «Давай, давай!»

Бурная горная река Баксан стала следующим испытанием команд, которые над её мощным потоком умело использовали параллельную переправу. Весьма востребованными оказались навыки канатоходцев - по натянутым верёвочным перилам быстро перебраться на противоположный берег. А потом всем взводом надо было основательно поднапрячься, чтобы по тем же перилам перетащить и носимое имущество команды. При этом основным мобилизующим кличем для всех пяти разноязычных команд стало русское «Давай-давай!»

Бурная горная река Баксан стала следующим испытанием команд, которые над её мощным потоком умело использовали параллельную переправу.
© mil.ru
Бурная горная река Баксан стала следующим испытанием команд, которые над её мощным потоком умело использовали параллельную переправу.

На навесной переправе, которая стала следующей конкурсной проверкой команд, от участников потребовались смелость, моментальная реакция, слаженное взаимодействие. Именно первые два качества в большей мере необходимы военному альпинисту, который должен был вброд через леденящий бурный поток пронести и закрепить на противоположном берегу реки две веревки - основную и страхующую, для оборудования так называемого «челнока».

Королевский горнострелок из Марокко сержант Савер Лахсен стал одним из таких героев, сорвав особо громкоголосое одобрение болельщиков. И это вполне понятно - пятиградусная температура горной реки для него была весьма непривычна...

В коварной стихии гор

«Только в связке одной поймёшь…» -  эти слова из песни Владимира Высоцкого как нельзя лучше применимы к пониманию сути конкурсного испытания скальной грядой. Первые связки с полной походной выкладкой за плечами прокладывали маршрут по каменной вертикали, а затем по ней перемещалась остальная группа с неукоснительным выполнением всех альпинистских правил. Замыкающая связка собирала с маршрута снаряжение.

Коварство горной стихии должны были учитывать и участники состязаний во время подъёма и спуска по ледяному склону.
© mil.ru
Коварство горной стихии должны были учитывать и участники состязаний во время подъёма и спуска по ледяному склону.

Особой слаженностью и хорошей моторикой действий здесь отличились бойцы казахстанского взвода, которых вёл на штурм скальной стенки старший лейтенант Сунат Бакеев.

Коварство горной стихии должны были учитывать и участники состязаний во время подъёма и спуска по ледяному склону. Особая ответственность при этом ложилась на плечи альпиниста, назначенного страхующим. Он выбирает место страховки, закручивает в лёд ледобур, пристёгивается к нему с помощью «уса» самостраховки и готовит страховочную станцию. А затем готовит страховку для назначенного капитаном команды лидера. Именно наиболее технически подготовленные альпинисты, как индийский хавильдер (ефрейтор) Сингх Кашан, и были первопроходцами при штурме ледового склона.

Ещё одной, особо прикладной с военной точки зрения, стала специальная задача конкурса по десантированию из вертолётов в горах с совершением марш-броска на пять километров. И если для российского взвода это было вполне привычное испытание, то командам Марокко, Индии, Узбекистана оно давало уйму новых впечатлений. Тем не менее все участники уложились в нормативы. При этом российская команда закрепила своё лидерство по итогам промежуточных конкурсных рубежей.

Окончательные итоги «Эльбрусского кольца» определят три оставшиеся конкурсные задачи - эвакуация «пострадавшего», марш в составе команд от поляны Азау (высота 2.200 метров) до «Приюта Одиннадцати», расположенного  на высоте 4.200 метров, а также  восхождение на высочайшую вершину Европы - Эльбрус.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама