Стратегический ракетоносец-бомбардировщик ТУ-160.

Русские летят: как два «Белых лебедя» переполошили НАТО

За что на Западе уважают российские стратегические ракетоносцы-бомбардировщики Ту-160
Реклама
Русские летят: как два «Белых лебедя»  переполошили НАТО
© mil.ru
Стратегический ракетоносец-бомбардировщик ТУ-160.
Читайте нас на: 

«Два стратегических ракетоносца Ту-160 выполнили плановый полёт в воздушном пространстве над нейтральными водами акватории Балтийского моря. Продолжительность полёта составила более 7 часов», – скупо указывалось в официальном пресс-релизе Минобороны РФ от 17 сентября с.г. и сообщалось, что «после выполнения программы экипажи ВКС России вернулись на аэродром базирования». Казалось бы, ничего сенсационного, но в результате всё НАТО стояло на ушах.

Ядерная дубинка для непонятливых

И действительно, всё буднично до безобразия: даже вероятному противнику отлично известно, что российские стратегические ракетоносцы-бомбардировщики периодически выполняют плановые полёты над ничьим пространством, а затем возвращаются на аэродром базирования. Правда, в релизе не был указан «домашний адрес» этого аэродрома, но сегодня даже в «Википедии» можно прочитать, что главное «гнездо» грозные «Белые лебеди» - уникальные сверхзвуковые ракетоносцы-бомбардировщики с крылом изменяемой геометрии — свили себе в Саратовской области недалеко от города Энгельс.

А вот функционеры Североатлантического альянса присвоили Ту-160 другое обозначение - «Блэкджек» (Blackjack), которое соответствует требованиям, предъявляемым в рамках системы кодовых обозначений НАТО: быть достаточно простым, но в то же время отличительным, звучным и запоминающимся, а также удобным для трансляции с использованием средств связи.

Впрочем, с именем собственным Ту-160 не всё так однозначно.

Считается, что натовское кодовое обозначение российского крылатого «стратега» дано ему по названию весьма популярной карточной игры, отличающейся достаточно простыми правилами и скоротечностью. В скорости Ту-160 действительно не откажешь. Однако у слова «blackjack» есть и другой вариант перевода – «дубинка». Что конкретно имели в виду «классификаторы в погонах» из НАТО, история скромно умалчивает, но и кодовое обозначение «Дубинка» вполне подходит нашему Ту-160.

Судите сами.

«Белый лебедь», отличительной особенностью которого является широкая номенклатура применяемых авиационных средств поражения, может нести в двух внутренних отсеках вооружения различное управляемое ракетное и бомбовое вооружение, но самое главное – 12 стратегических крылатых ракет, которые оснащаются обычными или ядерными боевыми частями и размещаются на двух многопозиционных катапультных устройствах барабанного типа.

Стратегический ракетоносец-бомбардировщик ТУ-160.
© mil.ru
Стратегический ракетоносец-бомбардировщик ТУ-160.

В результате даже один Ту-160 сможет так огреть противника ядерной дубиной, что врачебная помощь уже не понадобиться. При этом «дубин» (ракет) двенадцать, а «дубинометание» осуществляется с расстояния в несколько тысяч километров, и пока вероятный противник будет подсчитывать причиненный ущерб, ракетоносец уже вернётся на свой аэродром.

А вот при работе по нестратегическим целям, к примеру, для подавления объектов системы противовоздушной обороны противника, в отсеки вооружения Ту-160 можно загружать управляемые твердотопливные ракеты малой дальности, которые не имеют крыльев и запускаются по аэробаллистической траектории. Их дальность пуска поменьше, зато в два «барабана» можно загрузить уже не 12 ракет, а в два раза больше.

Кроме того, надо учитывать, что боевая нагрузка российского «стратега» достигает 45 тонн, а это значит, что «Белый лебедь» способен поднять изрядное количество авиабомб – корректируемых или обычных, включая разовые бомбовые кассеты и даже морские мины.

«Теплая» встреча

В этой связи совершенно не удивляет тот факт, что даже обычный плановый полёт пары Ту-160 вызвал такое обостренное чувство тревоги в НАТО, что лётчики пяти входящих в состав альянса стран срочно вылетели на сопровождение. «Русская угроза» – именно с этих слов начинались многие статьи, появившиеся в западных СМИ по случаю полёта российских «стратегов». А бельгийские Военно-воздушные силы (ВВС) сообщили в твиттер-аккаунте: «Сегодня два F-16 бельгийских ВВС из состава сил BAP осуществили над Балтийским морем перехват двух российских Ту-160 «Блэкджек» и двух Су-27 «Фланкер». Это первая схватка для бельгийского подразделения, которое 3 сентября приступило к охране воздушного пространства Балтии». «Мы НАТО», – заканчивалось традиционным натовским пафосным слоганом сообщение ВВС Бельгии.

Поясню: BAP – это сокращение от Baltic Air Policing, что можно дословно перевести с английского как «Балтийское воздушное патрулирование», тогда как в русскоязычных материалах альянса используется более мягкий вариант - «Миссия НАТО по патрулированию воздушного пространства стран Балтии». Так называется спецпрограмма НАТО, цель которой – защита воздушного пространства трёх прибалтийских стран-членов этого блока: Латвии, Литвы и Эстонии. От кого их защищают, думаю, пояснять не стоит. По мнению руководства упомянутых государств, Москва якобы спит и видит, чтобы их захватить. Но зачем, это надо Москве, внятно ответить никто не в состоянии...

Впрочем, своих крылатых «хищников» навстречу нашим «Белым лебедям» выслала не только Бельгия, но ещё и Дания, Польша, Финляндия и Швеция. При этом если бельгийцы, датчане и поляки делегировали на рандеву с российскими ракетоносцами «Боевых соколов» - истребители F-16 разных модификаций, то финские Военно-воздушные силы направили навстречу Ту-160 стальных «Шершней» – истребители F/A-18 «Хорнет», а шведские генералы отрядили свои знаменитые JAS-39 «Грипен», название которых переводят на русский и как «Гриф», и как «Грифон».

Получается, что грациозных российских «Белых лебедей» попыталась перехватить стая разномастных хищных «птиц», мифических чудовищ и гигантских ос. Лучше сюжета для сказки военно-прикладного значения, пожалуй не найти. Вот только сказочникам из НАТО надо учитывать, что российские «Белые лебеди» — птица не беззащитная и вполне может показать реальную, а не сказочную «кузькину мать», что, обладая внушительным арсеналом «воспитательных средств», в ответ на грубость она способна внести существенные изменения в ландшафт любого континента и существенно «отредактировать» список городов и стран на глобусе.

Истребитель F-16.
© defense.gov
Истребитель F-16.

Самолет с репутацией

Но поскольку экипажи российских стратегов особого внимания на сопровождавшую их «стаю» не обращали и вообще вели себя в нейтральном воздушном пространстве как обычно цивилизовано, вполне возможно, что на стол только что проснувшемуся Дональду Трампу лёг очередной доклад из разведуправления минобороны США о том, что суета над Балтикой была ни к чему и что русские таки не собираются немедленно начинать третью мировую войну. Так что День конституции США, который отмечается 17 сентября, хозяин Белого дома и весь американский народ провели со спокойной душой. По крайней мере полёт «Белых лебедей» президент Трапм в своём Twitter, без которого он обходиться не может, никак не отразил. А вот все, кто принимали не посредственное участие в «охоте за страшными русскими Ту-160», определённую пользу для себя извлекли: кто поднял часы налёта, кто заслужил благодарность, кто получил повышение в звании или ещё круче – был представлен к ведомственным или государственным наградам.

…Но это те, которые понимают. А вот посол США в Колумбии Кевин Уитакер год назад ни с того ни с сего назвал Ту-160 «музейным экспонатам». Что тут сказать?.. Лучше бы господин посол посмотрел на свои В-1В, самый молодой из которых по возрасту сравним с самым старым Ту-160. Или пусть даст оценку парку летающих «крепостей» В-52, где возраст «молодежи» и вовсе перевалил за полвека.

Но давайте по порядку.

Напомним, что на «откровения» по поводу Ту-160 Кевина Уитакера потянуло в декабре 2018 года, когда пара наших стратегических ракетоносцев совершила сверхдальний перелёт над водами Атлантического океана и Норвежского и Карибского морей по маршруту аэродром Оленья (Россия) – аэродром Майкетия (Венесуэла). Протяжённость маршрута составила 10459 км, время полета – 13 часов 15 минут. Уже на аэродроме Майкетия военнослужащие ВКС России и ВВС Венесуэлы провели совместные занятия по подготовке экипажей и авиатехники к выполнению полётов, после чего «Белые лебеди» выполнили десятичасовой полёт над Карибским морем, на отдельных этапах которого наши Ту-160 сопровождали венесуэльские Су-30 и F-16.

Пожалуй, лучше всего американскому послу разъяснил тогда ошибочность его представлений о российской Дальней авиации и стоящих на её вооружении самолётов официальный представитель Минобороны РФ генерал-майор Игорь Конашенков: «В российском военном ведомстве не удивлены дилетантским заявлениям представителей госдепартамента США о стратегических ракетоносцах Ту-160, на фоне молчания профессиональных экспертов из Пентагона. Хочу напомнить американским дипломатам, что с момента своего создания по развиваемой скорости, боевой нагрузке, дальности применения и недоступности для любых средств ПВО российские стратегические ракетоносцы Ту-160 не имеют даже сопоставимых аналогов в США или любой другой стране НАТО. А с учётом начавшегося производства модернизированной версии стратегического ракетоносца Ту-160М2 данные преимущества только возросли. Поэтому если и сравнивать стратегический ракетоносец Ту-160 с «музейным экспонатом», то исключительно для восхищения этим шедевром отечественной инженерной мысли в области авиастроения на зависть российским недоброжелателям».

Впрочем, здесь надо пояснить. Сопоставимый аналог нашему Ту-160 в мире, конечно же, есть. Это уже упомянутый американский сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой геометрии В-1В, который на Западе постоянно норовят сосватать в «отцы» нашему «Белому лебедю». Объясняют это тем, что В-1В, дескать, был создан раньше Ту-160, потому и годится тому в «папеньки».

Американский сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец B1B Lancer.
© globallookpress
Американский сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец B1B Lancer.

Действительно, Ту-160 стал ответом Москвы на американскую программу создания стратегического бомбардировщика-ракетоносца нового поколения, которая получила обозначение AMSA (Advanced Manned Strategic Aircraft) и в конечном итоге привела к появлению самолета В-1А, а затем и его доработанного серийного варианта В-1В. Однако согласитесь: «сынок» вышел таким, что «папа» давно нервно курит в сторонке, а натовские генералы при каждом плановом полете Ту-160 постоянно высылают к ним навстречу своих лучших летчиков. Вряд ли это делается только для того, чтобы пилоты ВВС НАТО просто так, от нечего делать, поглазели на русский «музейный экспонат». Дело тут совсем в другом.

«Практически по всем характеристикам Ту-160 опережает своего конкурента В-1 и имеет огромный потенциал для дальнейшей модернизации», – подчеркивается в предисловии к фундаментальному труду Александра Затучного, Владимира Ригманта и Павла Синеокого «Стратегический ракетоносец-бомбардировщик Ту-160», увидевшему свет в 2016 году. Тем, кто не верит в уникальные возможности нашей машины, советую приобрести эту книгу, которая стала библиографической редкостью. Ну а то, что «Белый лебедь» на самом деле обладает огромным модернизационным потенциалом, свидетельствует реализуемая в интересах российского Минобороны программа создания глубоко модернизированного «стратега», которому присвоено обозначение Ту-160М2.

Так что летят навстречу нашим ракетоносцам натовские истребители по той причине, что действительно испытывают по отношению к ним если и не восхищение, то, как минимум, почтение как к самому мощному на сегодня авиационному комплексу стратегического назначения.

Напоследок риторический вопрос: что будет с натовскими летчиками, когда вместо «Блэкджеков» плановые полёты над Балтикой или где-то в другом районе начнут выполнять наши перспективные дальние бомбардировщики, известные пока рабочим обозначением ПАК ДА, что расшифровывается как «Перспективный Авиационный Комплекс Дальней Авиации»? Впрочем, на то вопрос и риторический, поскольку ответ на него не требуется. Не исключено, что вскоре  пилоты натовских истребителей массово начнут переходить в гражданские авиакомпании, где и зарплата больше, и работа не такая беспокойная, а «страшных русских» можно увидеть разве что  в качестве мирно посапывающих пассажиров.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама