Семь футов под килем
Бытует мнение, будто основу морской мощи государства составляют атомные подводные лодки - многоцелевые и стратегические. Спорить не станем, однако без надводных кораблей говорить о полноценном флоте тоже не приходится. И тот факт, что ВМФ России - один из сильнейших флотов в мире не оспаривает никто. При этом по числу кораблей наша страна не является лидером.
Справка
ВМС Китая насчитывают 350 боевых кораблей, что на 57 единиц больше, чем в ВМС США. Но американцы удерживают лидерство в тоннаже: в сумме их корабли имеют большее водоизмещение, чем китайские. На вооружении Российского военного флота - всего 220 боевых кораблей и катеров.
И тут же возникает вопрос: можно ли таким составом сил и средств, не имея многочисленных океанских армад во главе с авианосцами - как, например, у американцев - не просто достойно противостоять вероятному противнику, но и побеждать?
Можно, потому что, во-первых, наш флот заточен на оборону, и наши интересы сосредоточены вблизи своих территориальных вод, а во-вторых, размер не всегда имеет значение. Например, даже такими мощными ударными комплексами, как «Калибр» или «Оникс», вполне можно оснащать фрегаты, корветы и даже малые ракетные корабли.
Причём выходить далеко в океан для нанесения ракетного удара большой необходимости сегодня тоже нет. Очень показателен в этом отношении пример, когда в октябре 2015 года малые ракетные корабли Каспийской флотилии непосредственно из акватории внутреннего моря нанесли «Калибрами» серию точечных ударов по террористам, находящимся на территории Сирии. А с появлением гиперзвуковых противокорабельных крылатых «Цирконов», которые практически неуязвимы для средств ПВО, вряд ли какая-нибудь авианосная ударная группа (АУГ) вероятного противника отважится взять курс на Россию с недобрыми намерениями.
Действительно, за последние годы наш надводный флот существенно помолодел. При этом не секрет, что значительную часть корабельного состава Россия унаследовала от Советского Союза. Но это вовсе не означает, что корабли постройки 80-х и даже 70-х годов прошлого века не пригодны для полноценного выполнения задач.
На заметку
В морской фазе учений «Восток-2018», которые стали самыми крупными в истории постсоветской России, принял участие целый ряд кораблей-ветеранов. Среди них большие противолодочные корабли «Вице-адмирал Кулаков» (спущен на воду в 1981 году) и «Адмирал Виноградов» (1987 г.), большие десантные корабли «Александр Отраковский» (1978 г.) и «Кондопога» (1976 г.), эскадренный миноносец «Быстрый» (1985 г.) и т.д. Причём все прекрасно себя показали.
Надо отметить, что корабли советской эпохи проходят серьёзную модернизацию. Буквально на прошлой неделе один американский журнал, специализирующийся на международной тематике, заявил, что российский фрегат «Маршал Шапошников» возвращается после заводских стапелей в боевой строй Тихоокеанского флота «до зубов вооружённым множеством новых ракет». По сведениям из первых рук, тяжёлому авианесущему крейсеру «Адмирал Кузнецов» и тяжёлому атомному ракетному крейсеру «Адмирал Нахимов», которые по плану должны отойти от заводской стенки в 2022 году, тоже будет чем удивить зарубежных «партнёров».
Но не только ударными комплексами силён отечественный надводный флот. Помимо основных задач, надводные корабли выполняют ещё одну функцию, о которой не принято много распространяться. Речь идёт о разведке и о разведывательных кораблях (больше известных как корабли ОСНАЗ - особого назначения), играющих особую роль как в мирное, так и в военное время.
В отличие от боевых кораблей, под завязку нашпигованных средствами поражения, их главное оружие - средства радиоэлектронной разведки и спецсвязи. Такие корабли имеют относительно небольшое водоизмещение и небольшую осадку, что, впрочем, не мешает им находиться в море по полгода и добывать необходимую информацию практически из всех районов Мирового океана.
При этом корабли-разведчики всегда остаются как бы в тени своих боевых собратьев. Их никогда не провожают с оркестром и не встречают с помпой, никогда не рассказывают какие моря они бороздили, но несмотря на «одежду штатскую» экипажи кораблей особого назначения имеют полное право отметить День моряка-надводника вместе с экипажами крейсеров, фрегатов и корветов.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.