«Садовница» и «Ракушка»: десантный хай-тек для боя
Эти мощные машины поля боя давно ждали в Воздушно-десантных войсках. Теперь они планово в составе батальонных комплектов техники поступают в части и соединения «крылатой пехоты». Бронированная десантная «парочка» вполне могла бы так и остаться лишь в конструкторских архивах под условными наименованиями «Садовница» и «Ракушка». Ведь их разработка началась в печально памятные годы псевдореформ бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова, который с откровенной неприязнью относился и к российской армии в целом, и к ВДВ в частности. Тем более что тогда явная заточка новой техники командующим Владимиром Шамановым на реальную боеготовность и развитие технического потенциала плохо вписывалась в проводимые лже-министром «преобразования». Какое-то время всерьёз рассматривался вопрос об упразднении десантных войск. И только в 2016-м, когда из Армии убрали «Табуреткина» с прислугой, «Садовница» и «Ракушка» реализовались в серийные БМД-4М и БТР-МДМ.
Испытания по полной
Сначала в тульскую десантную дивизию поступили восемь новых боевых машин, где началась их эксплуатация в войсковых условиях. Это позволило в режиме реального времени улучшать конструкцию машин в соответствии с пожеланиями десантников. Параллельно несколько опытных образцов БМД-4М и БТР-МДМ проходили государственные испытания на различных полигонах. Затем было проведено успешное десантирование новой техники из военно-транспортного самолёта.
В Новороссийске новые образцы десантной техники прошли ещё одно серьёзное испытание - морем. Были детально отработаны варианты их погрузки на большой десантный корабль (БДК) с причала и с необорудованного берега. Затем с БДК машины не только десантировались в морскую волну, но и выполнили ещё более сложную испытательную задачу - возвращение плавающих бронеобъектов на десантный корабль с морской поверхности. В итоге всех испытаний представители Минобороны России определили, что эксплуатационные характеристики машин соответствуют требованиям тактико-технического задания.
И уже начало их войсковой жизни показало, что разработка шасси с использованием узлов БМП-3 была удачной. В результате модернизации возросла подвижность и улучшилась управляемость машины. Использование цифровой информационно-управляющей системы шасси позволило автоматизировать некоторые функции управления, повысить надёжность работы узлов и агрегатов.
Это сила!
Недавно новый батальонный комплект усовершенствованной техники поступил на вооружение в гвардейский Кубанский казачий десантно-штурмовой полк, расквартированный в Новороссийске.
- Войска продолжают развиваться и совершенствоваться в своём техническом наполнении. Новороссийцы принимают на вооружение девятый батальонный комплект техники четвёртого поколения из тех, что уже поступили в соединения и воинские части ВДВ. А до конца года и ещё один десантно-штурмовой полк этого соединения получит такой же батальонный комплект. Эти образцы бронетанкового вооружения, несомненно, повышают мощь и ударную силу десантных подразделений, - прокомментировал это плановое событие заместитель командующего ВДВ по материально-техническому обеспечению генерал-майор Нариман Тимергазин.
В прославленном гвардейском казачьем полку с нетерпением ждали обновления своего технического строя. Специалисты десантно-штурмового батальона, получившего новую технику, прошли двухмесячный курс обучения и переподготовки на новые образцы боевых и транспортных десантных машин в Омском учебном центре подготовки младших специалистов ВДВ. Командиры боевых машин и наводчики-операторы основательно изучили боевой модуль «Бахча-У» в тульском Конструкторском бюро приборостроения (КБП), где он разрабатывался. Офицеры и прапорщики батальона имели возможность углубить свои знания и получить практический опыт тактического применения новых боевых машин на курсах переподготовки в Рязанском гвардейском высшем воздушно-десантном командном училище.
- Мы с нашими офицерами тщательно проанализировали возможности новой боевой машины. По всему выходит, что она повышает огневые возможности подразделения раза в четыре, - поделился впечатлениями командир десантно-штурмового батальона, получившего новую технику, гвардии майор Артём Сальников. - Уникальная разработка - боевой модуль «Бахча-У»: 100-мм орудие, 30-мм автоматическая пушка, спаренный 7,62-мм пулемёт Калашникова и ПТУР «Аркан» с автоматическим заряжанием и увеличенной дальностью стрельбы до семи километров. Это сила!
Конечно, серьёзные инновации потребуют нового уровня знаний и навыков наводчиков-операторов, командиров экипажей. Но они кое-чему уже научились у тульских разработчиков. Да и сама возможность подняться на новую ступень технического совершенствования даёт о себе знать. Десантники - народ любознательный.
Лучше один раз потрогать, чем сто раз увидеть…
Опыт многолетней службы в ВДВ разогрел интерес вашего корреспондента к новой боевой машине десанта, и мне захотелось поочерёдно обследовать штатные места членов экипажа. Первое, что ощущалось - традиционная теснота боевого отсека, она явно передалась новинке от предшественниц. А вот всё остальное носило весьма инновационный характер.
Новая ступень боевой технологичности - система управления огнём (СУО), состоящая из комплекта оборудования, предназначенного для ведения точного огня по различным целям, разработана с применением самых передовых технологий. Прицел командира, в котором применяются дальномерный, дневной и ночной каналы, позволяет его пользователю самостоятельно стрелять по различным целям из пушек и пулемёта и давать целеуказание наводчику-оператору. А прицел наводчика-оператора позволяет этому члену экипажа применять противотанковые управляемые ракеты, для чего в приборе имеется отдельный информационный канал. При необходимости можно использовать и двенадцатикратное оптическое увеличение. Для стрельбы в условиях плохой видимости имеется сопряжённый с прицелом тепловизор. Стабилизатор вооружения ведёт выравнивание и удержание пушек и спаренного пулемёта по цели в двух плоскостях при любом скоростном манёвре. Оборудована СУО также интегрированным с прицелами устройством для автоматического сопровождения целей и баллистическим вычислителем. Рабочие места командира и наводчика-оператора оснащены мониторами и пультами управления.
Все эти устройства работают в тесном взаимодействии, которое достигается использованием единой информационной системы, дополненной датчиками внешних данных об окружающей обстановке. Такая усовершенствованная система управления огнём обеспечивает точное поражение целей как с места, так и в движении, в том числе и на плаву. При необходимости она позволяет БМД-4М вести навесную стрельбу осколочно-фугасными снарядами с закрытых позиций. Вся информационная система боевой машины интегрируется в общую систему управления тактического звена и десантную единую АСУ «Андромеда-Д».
ТТХ БМД-4М
- Полная боевая масса - 14,0 m.
- Боевой расчёт: экипаж - 3 человека (командир, наводчик-оператор, механик-водитель), десант - 4 человека + 1 резервное место (при движении на суше).
- Длина - 6.000 мм; ширина - 3.150 мм; высота - 2.700 мм.
- Клиренс: рабочий - 420±20 мм, минимальный - 100-30 мм, максимальный - 500+30 мм.
- Двигатель - УТД-29 четырёхтактный, многотопливный, жидкостного охлаждения, безнаддувный.
- Мощность - 368 (500) кВт (л.с.).
- Максимальная скорость: по шоссе - 70 км/ч; на плаву - 10 км/ч; средняя скорость по сухой грунтовой дороге - 45-50 км/ч; запас хода по шоссе - 500 км.
- Вооружение: 100-мм орудие - пусковая установка 2А70; 30-мм автоматическая пушка 2А72; 7,62-мм пулемёт ПКТМ.
- Боекомплект: 100-мм выстрелов - 34 шт., 30-мм патронов - 464 шт., патронов к пулемёту ПКТМ - 2.000 шт., ПТУР - 4 шт.
Через люк в передней части боевой машины спускаюсь на место механика. Вроде знакомое незамысловатое креслице, но уже с подогревом, как на современном авто. На приборной панели без привычных стрелок и шкал - множество кнопок и тумблеров. Вместо былых рычагов - штурвал с чёрной кнопкой, включающей режим вращения на месте. Слева - цветной дисплей, на который можно вывести любые данные о работе машины. Их считывает и хранит бортовой компьютер. Рычаг полуавтоматической коробки передач на штурвале напоминает нечто похожее на продвинутых моделях иномарок. В общем, машина получилась не обновлённой, а новой. И это ощущалось даже по достаточно мягкому ходу по пересечёнке горного полигона.
«Бредли» и «Мардер» отдыхают
Комфорт комфортом, но создавалась новая БМД, прежде всего, для боя. Как пояснил еженедельнику «Звезда» командир гвардейского Казачьего десантно-штурмового полка Герой России гвардии полковник Сергей Евлампиев, ещё до прибытия новой техники в часть в системе командирской и специальной подготовки были внимательно проанализированы все ТТХ и возможности новой БМД-4М, и по всему выходило, что зарубежных аналогов у неё на сегодняшний день нет.
Мощное вооружение этой боевой машины сопоставимо лишь с куда более тяжёлыми и менее манёвренными образцами, вроде модернизированных американского «Бредли» или немецкого «Мардер-2». Но у «Бредли» всего лишь 45-мм орудие. У немецкого же аналога «ствол» чуть крупнее - 50-мм.
Куда им до нашего сотенного калибра! На курсах Рязанского училища офицеры рассмотрели и некоторые аспекты тактических приёмов, обусловленные модернизацией технической составляющей. И уже в наступившей зимней учёбе они динамично отрабатывают эти приёмы прикладными вариантами на полевых занятиях.
- Новые машины осваиваем не с чистого листа, - пояснил на танкодроме корреспонденту еженедельника «Звезда» механик-водитель БМД-4М гвардии сержант Георгий Шеремет. - Экипажи прошли курс переподготовки в Омском учебном центре. Моторное «нутро» на макетах и учебной технике руками не раз потрогали. Механики и командиры прошли основательный курс вождения по трассам со всеми возможными препятствиями. Правда, ещё предстоит опробовать гусеничные новинки в условиях нашего горного полигона на крутых серпантинах трасс с твёрдым каменистым грунтом. Но для настоящих профессионалов контрактного набора это не проблема, а даже наоборот - увлекательно-познавательный процесс.
По словам наводчика-оператора гвардии младшего сержанта Александра Ябурова, с которым мы разговорились на полигонной огневой директрисе, боевой модуль новой БМД - это вообще десантный хай-тек. С таким апгрейдом даже как-то несерьёзно стрелять ниже, чем на «отлично», считает десантник-профессионал с семилетним стажем.
Необходимо заметить, что изначально БМД-4М рассматривалась лишь в качестве защищённого транспортного средства для десантников, способное поддерживать их огнём. Практика же её эксплуатации показала возможность применения её базы для разработки машин разного назначения - самоходных артиллерийских установок, спецмашин РХБЗ, противотанковых и зенитных боевых машин. Как говорят разработчики и производители этой боевой новинки, у неё есть и возможности постоянной модернизации в соответствии с техническим прогрессом и обновлением методов современных боевых действий.