Что делает американские «авиа-невидимки» бессмысленной технологией
© lockheedmartin.com
Cамый «невидимый» истребитель F-35 вполне виден на дистанции 150-250 км.

Что делает американские «авиа-невидимки» бессмысленной технологией

«Ахиллесова пята» технологии stealth, о которой замалчивают Пентагон и компании, создавшие самолёты-невидимки - B-2 Spirit, F-22 Raptor и F-35 Lightning II
09 декабря 2020, 11:00
Реклама
Что делает американские «авиа-невидимки» бессмысленной технологией
© lockheedmartin.com
Cамый «невидимый» истребитель F-35 вполне виден на дистанции 150-250 км.
Читайте нас на: 

Первоначально самолёты-невидимки - B-2 Spirit, F-22 Raptor и F-35 Lightning II были представлены как превосходящие все аналоги мировой боевой авиации. Пентагон не любит неудачи с вооружением, на которое было потрачено астрономическая сумма бюджетных средств? Звучит как-то странно, но ведь на войне потери от такого «замалчивания» неизбежны.

В отличие от обыкновенных самолётов, у которых основная боевая задача сводится к формуле «первый увидел - первый выстрелил - первый убил», самолёты-невидимки добавляют термин «незаметно» к «первый увидел - первый выстрелил». Обоснование эффективности невидимок скрывается за показателями ЭПР (эффективной поверхности рассеивания) «невидимок» по сравнению с другими самолётами. По оценкам западных и отечественных аналитиков  ЭПР современных самолётов выглядит так: 

ЭПР современных самолётов.
© Фото автора
ЭПР современных самолётов.

Большинство авторов зарубежных публикаций о stealth-самолётах непосредственно связаны с их разработкой, поэтому данные, приведённые в таблице, не совсем объективны.

Современные «стелс» технологии, по оценкам российских экспертов, позволяют уменьшить ЭПР самолёта до 70% по сравнению с самолётами традиционных схем. Интересна особенность оценки ЭПР зарубежными экспертами – в их отчётах не всегда указывается дальность обнаружения, на которой проводилось измерение.  При этом эти же эксперты говорят почти о тысячекратном уменьшении ЭПР для самолётов пятого поколения. Фантастика!

Как известно дальность обнаружения stealth-самолёта сократится лишь на треть, так как дальность обнаружения пропорциональна корню четвёртой степени от величины ЭПР, то есть в пересчёте на дистанцию обнаружения это означает её сокращение примерно в 5,6 раза.

Если же F-22 встретится в небе с Су-35, оснащённым бортовой РЛС «Ирбис», то он будет обнаружен на дальности 266 км, и не сможет незаметно осуществить пуск своих ракет AIM-120D на дальность, составляющую 180 км. По оценке же западных специалистов наш Су-35 обнаружит F-22 на дальности 72 км и, поэтому он будет «незаметен» и ударит первым.

Американский F-22 в прицеле Су-35С.
© instagram.com
Американский F-22 в прицеле Су-35С.

Австралийское независимое военно-аналитическое агентство APA (Air Power Australia) в 2009 году провела полное сравнение самолётов 5-го поколения (F-22 и F-35) с новейшими российскими образцами. Результат своих исследований был изложен в докладной записке на имя тогдашнего главы Пентагона - Роберта Гейтса. В сравнительной таблице из множества критериев соответствия пятому поколению F-22 набрал 2 очка, в то время как F-35 дал отрицательные баллы в минус 8 очков, не удовлетворив большинству критериев. Лидером таблицы стал наш Т-50 (ныне известный как Су-57), набравший +5 баллов.

Неудивительно, потому что при конструировании Т-50 применялись композиционные материалы, составляющие большую часть наружной поверхности планера. Композиционные материалы отражают радиоволны хуже, чем металл – по сути ответный сигнал не возвращается к радару. Помимо этого в конструкцию планера ПАК ФА заложены совсем другие принципы – параллельность кромок и «приплюснутая» форма фюзеляжа, что не сказывается на его скоростных и манёвренных качествах, но улучшает показатель ЭПР.

Это существенное отличие от американской stealth-технологии, которая основана на рассеивании излучения радара в направлении, противоположном антенне радара. Если американский stealth облучать с разных ракурсов, то окажется, что наиболее сильную «засветку» дают острые кромки корпуса фюзеляжа и крыльев, а также места нарушения непрерывности обшивки. Американские конструкторы добились того, что их отражения сконцентрированы в нескольких узких секторах, а не распределены равномерно, как у обычных самолётов. Это получилось благодаря нанесения на фюзеляж самолётов специальной ферромагнитной краски, которая, как оказалось, в процессе эксплуатации требует бережного отношения.

Именно поэтому такое значение придаётся новым радиолокационным схемам и технологиям, таким как активные фазированные антенные решётки (АФАР), которые не только позволяют увеличить мощность излучателя вместе с чувствительностью приёмника, но вести сразу несколько целей, использовать цифровую обработку сигналов, отсеивая помехи.

Самое главное свойство АФАР в том, что они могут одновременно сканировать пространство в различных диапазонах частот. Плоскость антенны бортовой РЛС с АФАР представляет множество элементов ячеек, каждая из которых является и приёмником, и передатчиком. Именно БРЛС с АФАР окончательно хоронят технологию американских stealth-самолётов.

Дело в том, что эффективность используемых американцами stealth-технологий зависят от диапазона частот радара ПВО противника. В основном они рассчитаны на X-диапазон (сантиметровая длинна волны) частот, в котором работает большинство современных радаров ПВО и самолётов. Более старые радиолокационные комплексы ПВО (такие как С-125) использовали L-диапазон частот (дециметровые волны), поэтому для них американские stealth-технологии оказались практически бесполезны. Таким образом, обнаруживали и сбивали F-117A в Сербии и Ираке. Радары, работающие в миллиметровом диапазоне (Ka-диапазон) также представляет опасность для «невидимок». А уж те, которые функционируют во всех диапазонах, а именно к таким относятся АФАР, делают stealth бессмысленной технологией.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. 

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама