США: лучше гонки вооружений может быть только высокотехнологичная гонка вооружений
Сразу же после провала импичмента Дональд Трамп, воспользовавшись безоговорочной победой, представил законодателям проект федерального бюджета на 2021 финансовый год. На сайте Белого дома этот документ назван с присущей нынешнему хозяину Овального кабинета скромностью - «Бюджет для будущего Америки». Впрочем, при ближайшем рассмотрении выясняется, что будущее своей страны нынешняя администрация Трампа видит исключительно в свете обеспечения глобального доминирования Америки в военной и военно-технической сферах.
За врагов нации приходится платить
Согласно проекту бюджета, в 2021 году по статье «национальная безопасность» Белый дом намерен потратить 740,5 млрд долларов, из которых 705,4 млрд приходится непосредственно на долю Министерства обороны. И это самый большой военный бюджет в истории Америки - больше, чем тратили американцы в годы холодной войны. Тут дело, возможно, в том, что в советские времена Вашингтон боролся только с одним главным врагом - Москвой, а сейчас таких врагов стало уже целых два - Москва и Пекин. Это, если не говорить о врагах помельче - Тегеране, Пхеньяне, разного рода террористах и структурах к ним причисленных по разным, не всегда объективным, соображениям.
Так что «враги» - удовольствие не из дешёвых. Особо следует отметить, что из указанных 705,4 млрд долларов, предназначенных Пентагону, 69 миллиардов запланированы по статье «зарубежные чрезвычайные операции», то есть, называя вещи своими именами, эти деньги пойдут на ведение боевых действий в заморских территориях, которых у США хватает. При этом надо отметить, что по сравнению с прошлым годом расходы на «колониальные войны» снизились на несколько миллиардов, а на 2020 год расходы по этой статье пока что запланированы в размере «всего» 20 млрд долларов.
Но ключевое слово здесь - «пока», поскольку, скажем, с Ближнего Востока - несмотря на обещания Трампа вернуть американские войска на родной континент - никто в Белом доме или Пентагоне уходить не спешит. Кроме того, есть и другие районы планеты, где могут возникнуть вооружённые конфликты, к которым тем или иным образом могут быть причастны Соединённые Штаты. Так что сумма в 20 миллиардов долларов больше похожа на благие пожелания или на предвыборную агитку, а как там сложатся дела на самом деле - покажет будущее. Попадёт Трампу шлея под мантию, и расходы вырастут, это не впервой. Например, в 2020 году на чрезвычайные операции за рубежом в США было запланировано 72 млрд долларов, но по ходу дела пришлось добавить ещё восемь «чрезвычайных» миллиардов.
Плачь Пентагона
После громогласного заявления президента Трампа о победе над международным терроризмом военные расходы США на 2021 год могут показаться избыточными. Но как уже отмечалось, в чёрном списке у американской администрации и других врагов хватает. Кроме того, есть великодержавные амбиции, которые тоже обходятся недёшево. Например, положение о «сохранении мира через силу», названное в преамбуле к бюджетному посланию одним из «ключевых приоритетов» команды Трампа.
«Чтобы поддерживать безопасность внутри страны и продвигать американские интересы за рубежом, моя администрация восстановила Вооружённые силы, - отмечает Дональд Трамп. - Сильная армия, полностью оснащённая и интегрированная с нашими союзниками и всеми нашими инструментами власти, позволяет нашей стране сдерживать войну, способствовать миру и, при необходимости, победить агрессию против Соединённых Штатов и их народа».
Кто собирается нападать на США, пока они сами ни на кого не напали, - отдельный вопрос. Но как бы там ни было, даже гигантских денег американским генералам и адмиралам, судя по всему, мало. «Президентский бюджетный запрос на 2021 финансовый год в размере 705,4 млрд долларов, если сравнить его с 704,6 млрд долларов, выделенных в 2020 финансовом году (исключая финансирование операций по ликвидации природных катастроф), показывает очень небольшой прирост, примерно в 0,1%», - говорится в официальном сообщении Пентагона.
Однако в этом «плаче Пентагона», мягко говоря, наблюдается некое лукавство: рост на 0,1% - это если брать весь бюджет Пентагона, а если взять только его базовую часть, исключив расходы на «заморские войны», то рост составит уже 3,1 млрд долларов или 0,5%. А если сравнить с 2019 финансовым годом, то прирост базовой части - а именно она и обеспечивает функционирование и развитие Вооружённых сил США - будет уже 20,2 млрд долларов или 3,3%. Чего же тут жаловаться-то? Далеко не всякая страна может позволить себе подобную роскошь.
Тем более что в недавно обнародованном ежегодном исследовании Global Defense Spending Snapshot с цифрами в руках доказано: безусловным мировым лидером по военным расходам в 2019 году были именно США. Их военный бюджет, составивший 684 млрд 985 млн долларов, немного не дотянул до остальных 19 стран - лидеров по расходам на оборону (расходы 19 стран - 711 млрд 96 млн долларов). Причём в Пентагоне стараются не упоминать, что затраты по статье «национальная безопасность» составили аж 3,2% ВВП и являются одной из крупнейших статей расходов правительства США в означенном фискальном периоде. Более того, начиная с 2022 финансового года предусматривается постепенное наращивание расходов на оборону, которые к 2025 финансовому году должны вырасти до 808 млрд долларов.
Впрочем, не в абсолютных величинах суть, а в том, на что пойдут военные миллиарды. И вот что примечательно: новый бюджет военного ведомства Америки составлен таким образом, чтобы обеспечить резкий рывок в создании принципиально новых вооружений и военной техники, включая оружие на новых физических принципах. Фактически речь идёт о финансировании революции в военном деле и попытке перевести вооружённое противоборство на совершенно новый высокотехнологичный уровень, где Пентагон намерен одерживать победу над любым противником.
Ядерная дубинка на новых принципах
Как известно, нет таких сумм, которые не смогли бы потратить военные. Американские полководцы не исключение. «Президент и Конгресс сделали акцент на финансировании Вооружённых сил. За последние три года наш бюджет позволил нам обратить вспять снижение боеготовности и начать модернизацию наших военно-воздушных, сухопутных, военно-морских, космических и кибернетических возможностей, - приводятся слова министра обороны США Марка Эспера в заявлении пресс-службы Пентагона. - Для достижения целей, обозначенных в Стратегии национальной обороны, мы должны и впредь максимально использовать все имеющиеся ресурсы».
Примечательно, что «все имеющиеся ресурсы» Пентагон прежде всего намерен бросить на «строительство более смертоносных, манёвренных и инновационных объединённых сил», а в целях наибольшей эффективности сосредоточиться на следующих приоритетных направлениях:
- повышение боеготовности войск и их модернизация;
- усиление союзов, углубление взаимодействия в их рамках и привлечение новых партнёров;
- реформирование Пентагона для большей эффективности и прозрачности его работы;
- поддержка военнослужащих и членов их семей по принципу «люди - самый ценный ресурс» (предусмотрены рост денежного содержания на 3% и увеличение на 12,3 млрд долларов или 13,3% расходов по линии министерства по делам ветеранов).
Слова об укреплении союзов и поиске новых партнёров выглядят несколько фальшиво, учитывая, что именно администрация президента Трампа делает в последнее время всё возможное, чтобы разрушить и блок НАТО, и другие свои союзы. Впрочем, более интересно первое направление - повышение боеготовности войск и их модернизация. Причём если с повышением боеготовности всё более или менее понятно - на эти цели запрашивается 125,1 млрд долларов (в т.ч. Сухопутные войска - 30,9 млрд, флот и морская пехота - 47,5 млрд, Военно-воздушные силы - 37,1 млрд, а Командование сил спецопераций - 9,5 млрд долларов) плюс планируется увеличение численности военнослужащих на 5.600 человек, - то с проведением широко объявленной революции в военном деле не всё так просто. Проблема в том, что США планируют её прежде всего в атомном исполнении! Свидетельство тому - резкое, на 3,2 млрд долларов или 19,3% год к году, увеличение бюджета Национального управления по ядерной безопасности, отвечающего за разработку и производство ядерных боеприпасов.
«Ядерное сдерживание Америки является опорой и основой обороны страны и её союзников, - указывается в проекте федерального бюджета на 2021 год. - Для решения проблемы возобновления конкуренции великих держав и реализации положений Обзора ядерной политики 2018 года бюджет предусматривает продолжение инвестиций в модернизацию критически важных систем доставки ядерного оружия. Бюджет также поддерживает необходимое постоянное совершенствование национальной системы управления и связи ядерными силами».
Совокупный объём инвестиций в «мир через ядерную силу» - 28,9 млрд долларов, в том числе: система управления и связи - 7 млрд, стратегические подводные ракетоносцы типа «Колумбия» - 4,4 млрд, стратегические бомбардировщики В-21 «Рейдер» - 2,8 млрд, программа создания новой межконтинентальной баллистической ракеты GBSD - 1,5 млрд, а новой крылатой ракеты большой дальности LRSO - 474 млн долларов.
Впрочем, тема ядерного ва-банка, в который, судя по всему, решил идти Вашингтон, - это тема отдельного разговора. Как и перспектива развития системы противоракетной обороны США, на которую в 2021 году намечается направить 20,3 млрд долларов.
Это будет «чудо-средство»
Президент Трамп уже пообещал догнать и перегнать Россию по гиперзвуку. Как это выглядит на практике?
На научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы предполагается выделить самый крупный в истории США бюджет - 106,6 млрд долларов, которые Пентагон планирует инвестировать в ключевые технологии (Advanced Capabilities Enablers (ACEs) - передовые инструменты реализации возможностей). В первую очередь к таким «инструментам» американские генералы причисляют боевой гиперзвук (на эти цели планируется выделить 3,2 млрд долларов), микроэлектронику и технологии 5G (1,5 млрд), автономные боевые системы (1,7 млрд) и искусственный интеллект (841 млн).
«Минобороны продолжает ускорять разработку и демонстрацию наступательных возможностей гиперзвукового оружия, - подчёркивается в соответствующем разделе проекта федерального бюджета-2021. - На продолжение разработки вариантов такого оружия для Сухопутных войск, Военно-морских и Военно-воздушных сил в бюджете предусмотрено 3,2 млрд долларов, что на 459 млн долларов больше установленного уровня 2020 года. Кроме того, бюджет поддерживает расширение эксплуатационных лётных испытаний, необходимых для ускорения передачи полностью боеготовых систем вооружения, которые обеспечат беспрецедентный наступательный ударный потенциал сразу с нескольких боевых операционных доменов».
В Минобороны США полагают, что такие «передовые инструменты» позволят Вашингтону одержать победу во всех операционных доменах - от суши до космоса. Возможно, именно их имел в виду Дональд Трамп, сообщивший на заседании Национальной ассоциации губернаторов, что, дескать, у Америки есть множество «сверхбыстрых» ракет. «У нас есть сверхбыстрые ракеты, огромное количество. Они в пять, шесть и даже семь раз быстрее обычных ракет», - сказал президент США. Если не преувеличил, конечно...
Впрочем, только на «чудо-средства» американские генералы делать ставку не намерены, а потому в проекте бюджета на 2021 финансовый год прописаны деньги и на другие средства «обеспечения превосходства»:
- космический домен - 18 млрд долларов, включая 15,4 млрд долларов на новую американскую «игрушку» - Космические войска;
- кибердомен - 9,8 млрд долларов, в том числе 5,4 млрд на обеспечение кибербезопасности и 3,8 млрд на операции в киберпространстве (дополнительно более 1,6 млрд долларов - на искусственный интеллект и облачные технологии);
- воздушный домен - 56,9 млрд долларов, в том числе 11,4 млрд на закупку 79 истребителей F-35 «Лайтнинг II», 3 млрд - на 15 заправщиков КС-46 «Пегас», 2,1 млрд - на 24 самолёта F/A-18E/F «Супер Хорнет», 1,2 млрд - на 52 ударных вертолёта АН-64Е «Апач Гардиан», 1,6 млрд - на 12 истребителей F-15EX «Эдвансд Игл», 1,5 млрд - на семь тяжёлых транспортных вертолётов CH-53K «Кинг Стэльон» и т.д.;
- морской домен - 32,3 млрд долларов, включая 4,4 млрд на подлодку типа «Колумбия» и 4,7 млрд на многоцелевую «Вирджинию», 3 млрд - на авианосцы типа «Форд», 3,5 млрд - на два эсминца УРО типа «Арли Берк», 1,2 млрд - на один десантный корабль-док, 464 млн - на два больших безэкипажных надводных корабля и т.д.;
- сухопутный домен - 13 млрд долларов, включая 1,5 млрд на 89 основных танков «Абрамс», 1,4 млрд - на 4.247 армейских внедорожников JLTV, 521 млн - на 72 плавающие боевые машины ACV и прочее.
Мир сходит с ума вместе с Америкой?
В тот самый момент, когда новый президент США Дональд Трамп заявил о том, что его главная цель - сделать Америку снова великой, граждане этой страны должны были понять: сейчас будут грабить... В общем, так оно и происходит. Если базовый бюджет военного ведомства на 2021 финансовый год увеличится на 0,5% ( 3,1 млрд долларов), а бюджет Министерства внутренней безопасности - на 3,4% или 1,6 млрд долларов, то бюджет Минсельхоза планируется урезать на 8,2% (1,9 млрд), Минобразования - на 7,8% (5,6 млрд), а Министерства здравоохранения и соцслужб - на 9% (9,5 млрд). Агентству по защите окружающей среды и вовсе не подфартило - его расходы урежут на 26,5% или 2,4 млрд долларов. Это, по всей видимости, персональный ответ президента Трампа Грете Тунберг.
Как ни упражняйся с цифрами, а получается, что сделать Америку снова великой нынешняя администрация Белого дома собирается за счёт активного наращивания военных расходов. Принцип хорошо известен: пушки вместо масла! Вот только роль пушек будут играть гиперзвуковые ракеты, боевые лазеры и, возможно, боевые космические станции. А их на хлеб точно не намажешь.
Но самое неприятное, что военное помешательство в США сказывается и на других странах. Как утверждает Global Defense Spending Snapshot, за последние пять лет совокупный рост военных расходов стран мира превысил 13% (2015 год - 1.451 млрд долларов, 2019 год - 1.642 млрд долларов), а в следующие пять лет их ежегодный рост, по расчётам авторов документа, составит в среднем 3%, в результате чего к 2024 году общемировые военные расходы достигнут отметки в 1.907 млрд долларов. Но станет ли от этого мир более безопасным?