Не «калашом» единым - пять российских автоматов, о которых редко говорят
Автомат Калашникова, безусловно, стал одним из самых популярных автоматов не только в России, но и во всём мире. За свой более чем полувековой жизненный путь, автомат претерпел ряд улучшений, переход на множество различных калибров, обвес современными полимерами и так далее. Тем не менее его конструкция стала символом надёжности и «живучести» российского оружия.
Самая новая версия автомата - АК-12 - уже активно вводится на вооружение в различных армейских подразделениях. Армии восточного и западного военных округов уже получили первые партии оружия и активно готовят его к службе - изучают особенности, проводят пристрелки и обслуживание. Бригады спецназа также осваивают новинку.
Но на фоне грандиозного шествия АК-12 по миру вооружения не стоит забывать о том, что российские оружейники создавали и другие автоматы. Зачастую они представляли собой лишь копию «калаша» в несколько иной обёртке. Например ОЦ-14 «Гроза» - штурмовой комплекс, в котором механизм автомата Калашникова был переоборудован по системе булл-пап. В такой переделке нет ничего необычного - проверенная конструкция может заиграть новыми красками в ином исполнении.
Но существовали и другие автоматы, которые не копировали конструкцию АК, а демонстрировали нечто новое. Оружейные конструкторы, методом проб и ошибок, создавали новое оружие, которое могло стать эффективным там, где «калаш» давал слабину. Именно о таких автоматах и пойдёт речь.
АН-94 «Абакан»
Автомат Никонова разрабатывался в рамках программы по созданию автоматического оружия третьего поколения. Тогда, в начале 1970-х годов, советская армия запустила программу «Абакан», задачей которой была разработка оружия под новый патрон калибра 5,45 мм. Параллельно с этим разрабатывался и АК-74. В ходе конкурса была отмечена конструкция Геннадия Никонова, на основе которой создан автомат АН-94.
Несмотря на внешний вид, схожий с АК, внутренняя конструкция «Абакана» существенно отличается. У АН-94 подвижная ствольная коробка, которая перемещается в пространстве вместе с затвором. Также в автомате реализована двухступенчатая система подачи патронов. Все эти инновации были призваны увеличить точность автомата. Инновационным был и режим стрельбы с отсечкой по два патрона - за счёт особенностей автоматики, вторая пуля летела в ту же точку, что и первая. В автомате Калашникова вторая и последующие пули неизбежно полетят выше и правее. Также отмечается высокий темп стрельбы - первые две пули покидают ствол со скоростью 1.800 выстрелов в минуту. Эта же функция работает и в полностью автоматическом режиме - первые два выстрела выстреливаются с тем же темпом 1.800 в/м, а остальные - 600 в/м. Соответственно точность стрельбы длинными очередями ничем не отличалась от стрельбы из АК-74.
Высокие показатели точности подтвердились и на испытаниях. Согласно протоколу, на 160 очередей у стрелков из АК приходится 48 попаданий. У стрелков, вооружённых «Абаканами» - 106 попаданий в цель.
Несмотря на усложнённую конструкцию, разработчикам оружия Ижевского машиностроительного завода удалось добиться высокой надёжности конструкции, не уступавшей АК. Конструкция автомата также позволяет использовать любое навесное оборудование, совместимое с АК тех времён.
Изначально планировалось, что АН-94 станет новым основным автоматом тогда ещё Советской армии. Но из-за своих особенностей автомат стал восприниматься как оружие элиты. В первую очередь это связано с конструкцией - сложная система тяг и рычагов, двухступенчатая система подачи патронов и подвижная ствольная коробка вызывала у новобранцев сложности при обслуживании. Для того чтобы правильно разбирать и собирать АН-94, требовалось обучение в течение нескольких недель или даже месяцев. Следовательно, автомат признали не особо пригодным для использования призывниками. Но у подразделений спецназа «Абакан» приобрёл определённую популярность и применяется до сих пор.
АМ-17
Относительно новый автомат АМ-17 был представлен в 2017 году и позиционируется как замена автомата АКС-74У. Этот компактный автомат до сих пор используется в основном в подразделениях МВД, а ранее использовался как оружие выживание пилотов. Несмотря на заявленную надёжность, АКС-74У критиковался за низкую точность, чрезмерный перегрев и большую для такого малого оружия массу.
АМ-17 призван исправить эти недостатки. Основой для автомата послужил малоизвестный МА известного конструктора Евгения Драгунова. В его конструкции все важные элементы оружия «подвешены» на пластину, что позволяет уменьшить массу оружия. МА участвовал в конкурсе «Модерн» Минобороны СССР в 1970-е. Тогда он проиграл АКС-74У, а сейчас конструкции предоставили второй шанс.
Для дополнительного уменьшения массы в конструкцию внедрены полимеры. Эргономика была улучшена - простота использования является ключевым параметром для разработчиков из концерна «Калашников». Этот короткий автомат в перспективе способен полностью заменить АКС-74У. Предназначен АМ-17 для ФСБ, ФСО, МВД, Росгвардии и спецподразделений правоохранительных органов.
Также существует бесшумная версия - АМБ-17. Ключевая особенность - встроенный глушитель и смена применяемого калибра. В отличие от своего громкого собрата, АМБ предназначен для стрельбы бронебойными патронами калибра 9x39 мм - СП-6, ПАБ-9 и СП-3, что приближает оружие к характеристикам автомата «Вал».
СР3М «Вихрь»
В 1990-х конструкторы Борисов и Левченко представили свою разработку на основе автомата «Вал» - малогабаритный автомат «Вихрь», позже получивший название СРЗ. Разработчики ставили себе задачи создать надёжное и эффективное, простое в эксплуатации и компактное оружие для подразделений ФСБ. За счёт использования бронебойного патрона СП-6 автомат, несмотря на маленький размер, обладал внушительной огневой мощью.
Автомат позиционируется как оружие скрытого ношения - его возможно спрятать под верхней одеждой. СРЗ применяется спецподразделениями, которые занимаются борьбой с организованной преступностью, охраной, борьбой с терроризмом. Также СРЗ можно использовать как оружие самообороны для военных.
Автомат был принят на вооружение в 1996 году и практически сразу работникам ЦНИИТОЧМАШа поступило новое задание - модернизировать СРЗ таким образом, чтобы он сочетал в себе преимущества «Вал» и сохранил свою компактность. В результате свет увидел СРЗМ - модернизированная версия, отличающаяся повышенной огневой мощью и наличием складной рукояти. Также в комплекте к автомату шёл съёмный глушитель. С ним СРЗМ очень сильно похож на «Вал». Это сходство объясняется унификацией оружия - автомат использует те же патроны и магазины, что и старший брат. Также на автомате реализована возможность установки оптических и ночных прицелов.
АЕК-971
Автоматы конструкции Гарева-Кокшарова всегда были главным конкурентом автомата Калашникова. Первая модель - АЕК-971 - создана в рамках программы «Абакан». Особенностью конструкции АЕК является сбалансированная газовая автоматика. В отличие от АК, газовый поршень АЕК связан с противовесом, который при стрельбе снижает импульс отдачи при выстрелах. Автомат не подбрасывает при выстреле, что значительно улучшает кучность стрельбы. По сравнению с АК-74 кучность улучшилась почти в два раза.
Также предлагалось установить регулируемый дульный тормоз-компенсатор - за счёт изменения размеров отверстий можно было улучшить точность стрельбы из неустойчивых положений, например на ходу. К сожалению, эта идея не получила «зелёный свет» - представители Минобороны посчитали эту систему слишком сложной.
Тем не менее АЕК-971 всё ещё был точнее чем АК-74. После небольшой модернизации подразделения МВД получили целых три версии автомата, использующие боеприпасы разных калибров. Как и АН-94, АЕК считается оружием спецподразделений - более точное, но требующее особой подготовки. Производство автомата продлилось до 2006 года, после чего было приостановлено.
Параллельно с АК-12, в конкурсе на общевойсковой автомат 2014 года принимала участие и модернизированная версия АЕК-971 под названием А-545. История повторилась - А-545 вновь обошёл «калаш» в кучности стрельбы, но имел худшее соотношение «цена-качество». Тем не менее новый автомат, как и его крупнокалиберная версия А-762, удовлетворили все требования Минобороны и были включены в состав экипировки «Ратник». По словам экспертов, А-545 поступят на вооружение спецподразделений ВС, ФСБ и Национальной гвардии - элиты российской армии.
Карабин «Сарыч»
Конструктор Александр Шевченко обладает уникальным умением привлекать внимание к своим разработкам. В середине 1990-х он представил свою версию компактного автомата Калашникова - пистолет-пулемёт «Гепард». Взяв за основу АКС-74У и ПП-19 «Бизон», Шевченко представил, наверное, самую необычную вариацию «калаша».
Следующим проектом оружейника стал «Сарыч» - полуавтоматический карабин, названный в честь хищной птицы семейства ястребиных. В оружии используется патрон .308 Win, аналогичный патрону 7,62x51 NATO. Оружие, выполненное по компоновке булл-пап, имеет компактную ствольную коробку с минимальным выбегом затвора. Такая конструкция позволяет реализовать высокою надёжность винтовки, минимизировав влияние подвижных частей на кучность стрельбы.
Но наибольшее внимание привлёк футуристический дизайн карабина. Облачённый в полимерный корпус, «Сарыч» больше напоминает оружие из фантастических фильмов, чем современные образцы оружия. Помимо современного внешнего вида, карабин обладает и современным функционалом - на корпусе есть планки Пикатинни для установки современных прицельных устройств, а снизу расположены умело замаскированные сошки. Приклад оснащён регулируемыми подставками для щеки и плеча. Также конструктор предложил целый ряд сменных стволов, которые могут превратить «Сарыч» как в сравнительно компактную штурмовую винтовку, так и ручной пулемёт.
К сожалению, «Сарыч» существует лишь в виде прототипа и проект так и не дошёл до стадии создания полноценной боевой модели. «Пострелять» из карабина возможно лишь в компьютерных играх. Никакой информации о дальнейшей судьбе инновационного карабина так и не поступало. Тем не менее этот карабин смог не только на долгое время привлечь к себе внимание общественности свои необычным обликом, но и позволяет представить, как может выглядеть российское оружие будущего.