Альмагро - дубина США для Латинской Америки
Ещё в январе этого года госсекретарь США Майк Помпео послал лидерам Латинской Америки мощный и однозначный сигнал. «Это лидер, который нам нужен, чтобы ОАГ продолжала активно решать основные проблемы, стоящие перед регионом», - сказал Помпео о Луисе Альмагро. В результате на нынешней Генассамбле ОАГ 23 из 33 стран-членов Организации подали голоса за Альмагро. При Альмагро ОАГ превратилась в инструмент, который США используют для грубого давления на страны Латинской Америки. Именно ОАГ и лично Альмагро сыграли ключевую роль в военном перевороте в Боливии против президента Эво Моралеса. Именно ОАГ и Альмагро были задействованы Штатами для грубого давления на Венесуэлу и Никарагуа. При Альмагро ОАГ возвращает из небытия региональный военный союз ради воплощения интервенционистских планов США.
Профиль
Луис Альмагро был министром иностранных дел Уругвая при президенте Хосе Мухике (2010-2015 гг.). Ничем не отличился, что можно списать на то, что нынешний Уругвай - страна небольшая и относительно стабильная в экономическом и политическом плане. Взлёт его пришёлся именно на тот момент, когда он впервые был избран генеральным секретарем ОАГ в 2015 году. Альмагро настолько прогнулся под американцев, что его антивенесуэльские заявления были хлеще тех, которые делали Трамп, его госсекретарь и помощник по национальной безопасности. Альмагро и ОАГ под его руководством стали фактически цепными псами США в Латинской Америке.
Когда стало понятно, что Альмагро работает под диктовку США, экс-президент Уругвая Хосе Мухика публично разорвал с ним отношения: «Я сожалею, что ты выбрал этот курс, и я знаю, что это необратимо. Так что теперь я говорю тебе “прощай”», - написал бывший лидер Уругвая, которого считают в некотором роде «совестью» Уругвая и всей Латинской Америки, своему бывшему соратнику.
Давление на Венесуэлу и сколачивание антивенесуэльского блока в Латинской Америке - не единственная заслуга этого «мальчиша-плохиша». Верхом цинизма и продажности Альмагро стало прямое участие ОАГ в свержении президента Боливии Эво Моралеса, который на протяжении ряда лет проводил политику в национальных интересах и отнюдь не в интересах транснациональных корпораций. Достаточно сказать, что при Моралесе недра страны были объявлены народным достоянием, а иностранным компаниям был закрыт путь к разграблению Боливии. Буквально через день после выборов, когда при подсчёте голосов стало ясно, что Моралес побеждает и снова займёт высший государственный пост, ОАГ бездоказательно объявила о нарушениях в системе подсчёта голосов, что дало оппозиции формальный повод начать массовые беспорядки по всей стране. Заявление ОАГ стало «нажатием спускового крючка», командой к госперевороту, разрешением начать к антиправительственные акции. Более того, ОАГ взяла на себя функции аудитора и заявила, что намерена провести проверку системы подсчёта голосов. Официальный Вашингтон поддержал смещение Моралеса. В результате власть в свои руки взяли военные, а президент Моралес был вынужден бежать из страны, в противном случае его бы убили.
И это ещё не полный «послужной список» генсека ОАГ Луиса Альмагро. При нём ОАГ отличилась давлением на Никарагуа. В ноябре 2019 года Постоянный совет ОАГ заслушал доклад «комиссии высокого уровня ОАГ по Никарагуа». В нём никарагуанское правительство обвинялось в «нарушении прав граждан» и «конституционного порядка». В докладе содержалось следующее утверждение: «Действия, предпринятые или разрешённые правительством Никарагуа с апреля 2018 года, противоречат правам и гарантиям, защищённым в Конституции Никарагуа 1987 года, и приводят к изменению конституционного режима, что серьёзно подрывает демократический порядок в стране». Для большего резонанса ОАГ устроила публичную «приёмку» этого доклада на своём Постоянном совете, организовав прямую интернет-трансляцию заседания. И сразу же - случайно ли? - президент Трамп продлил ещё на год санкции против Никарагуа, введённые в ноябре 2018 г.
Афиша «выступлений» Альмагро была бы неполной, если не напомнить ещё об одном его «успехе». В сентябре 2019-го США с помощью ОАГ сделали новый ход в игре против Венесуэлы. По инициативе Колумбии и при поддержке Бразилии и США ОАГ одобрила активизацию так называемого Межамериканского договора о взаимной помощи от 1947 года, известного также как «Пакт Рио» и предусматривающего «применение вооружённой силы». Возрождение этого практически ушедшего в небытие договора преследует цель создать юридическое обоснование для внешнего вооружённого вмешательства в дела Венесуэлы.
Справка
«Пакт Рио» - некое подобие НАТО в Латинской Америке. Этот договор к настоящему времени был практически забыт и по большому счёту никогда не применялся. Он сохранялся на бумаге «на всякий случай». В этом пакте прописан тот же принцип из пятой главы хартии НАТО о том, что если одна из стран подвергнется агрессии, то это будет считаться агрессией против всех участниц договора. Но в отношении Латинской Америки это лишь уловка. Оформив договор в рамках ОАГ, США «распылили» среди всех стран Латинской Америки свою единоличную ответственность за вероятное военное вторжение в любую страну региона. И возможное силовое вмешательство США в дела какой-то непослушной страны, в нынешнем случае Венесуэлы (или Никарагуа, или Кубы), будет выглядеть общим решением и общей акцией всех латиноамериканских государств. Таким образом, для вероятных силовых акций США в Латинской Америке подведена коллективная юридическая база.
Одним словом, Луис Альмагро настолько пришёлся ко двору Белому дому, что расставаться с ним американцам никак не хочется. И потому его переизбрание было предрешено. И можно не сомневаться, сеньор Альмагро «оправдает оказанное ему высокое доверие» и, одержав «победу» в Боливии, будет ещё усерднее воевать с Венесуэлой, Никарагуа и Кубой, ну и со всеми остальными латиноамериканцами, кто скажет что-то поперёк его хозяевам в Белом доме. США удерживают в своих руках ОАГ - мощный инструмент контроля и давления в Латинской Америке. Они ничуть не отступились от своей старой политики - доктрины Монро, объявившей ещё в XIX веке Латинскую Америку зоной жизненных интересов США.
---
Автор - эксперт РИСИ.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.