Михаил Ненашев: «США теоретически могут построить ледоколы, но это не поможет им догнать в Арктике Россию»
Докладная записка президента США Дональда Трампа по строительству по меньшей мере трёх тяжёлых ледоколов и нескольких средних адресована департаментам обороны, государственного управления, торговли и внутренней безопасности, а также по вопросам управления и бюджета.
Директива Трампа по переоценке текущего плана по созданию Арктического морского потенциала в течение следующего десятилетия, отмечает американское издание Defense news, свидетельствует, что «администрация всё больше обеспокоена деятельностью России и Китая в северном регионе, что может угрожать интересам Америки в критических узких точках, таких как Гренландия, Исландия и Соединённое Королевство».
В апреле 2019 года береговая охрана США объявила, что подписала контракт на сумму $746 млн с VT Holter Marine из Паскагулы, штат Миссисипи, на детальное проектирование и строительство своего первого тяжёлого полярного «катера безопасности».
Трамп призывает пересмотреть политику с учётом строительства различных кораблей для арктического флота, которые охватили бы весь спектр задач национальной и экономической безопасности (включая содействие разведке и эксплуатации ресурсов, прокладке и техническому обслуживанию подводных кабелей). Это также относится и к строительству атомных ледоколов, которые в настоящее время эксплуатируются только Россией.
В настоящее время США располагают единственным действующим 44-летним тяжёлым ледоколом Polar Star и одним средним Healy. В связи c этим в меморандуме Трампа содержится призыв определить, какие потенциальные суда могут быть арендованы на время строительства собственного ледокольного флота.
Заявление Дональда Трампа о том, что «США разработают и осуществят программу закупок ледокольного флота для обеспечения полярной безопасности, который будет поддерживать наши национальные интересы в Арктике и Антарктике», имеет явный внутренний характер и имеет цель набрать политические очки к предстоящим осенью выборам, заявил еженедельнику «Звезда» председатель Общероссийского движения поддержки флота капитан 1 ранга запаса Михаил Ненашев.
- Нет сомнений в том, что тема строительства флотилии ледоколов в США продиктована погоней за Россией. В этой сфере американцы отставали и в советскую эпоху, отстают и теперь. Разумеется, им хочется продемонстрировать, что они и здесь способны быть как минимум не слабее русских.
Рассуждая о предстоящем старте программы строительства полноценной ледокольной флотилии, Трамп намерен добавить себе политического веса в глазах американских промышленников и своего традиционного электората из класса «синих воротничков» к предстоящим президентским выборам.
Ресурсы Америки в принципе позволяют ей менее чем за 10 лет построить ледокольный флот, но и для этого им потребуется вступать в кооперацию со странами, такими как Финляндия, сохранившими компетенции в проектировании и строительстве ледоколов. И в этом случае, вызовы, которые встают перед Вашингтоном, будут колоссальными.
У судостроительного сектора США, потенциал которого основательно подорван протекционистским законом Джонса и деградирует несколько десятилетий, нет опыта строительства ледоколов, да и простой транспортный флот они строят дороже и заметно хуже по качеству, чем лидеры мирового судостроения из азиатских стран АТР. Кроме того, нужно будет подготовить кадры, которые смогут безопасно управлять ледоколами. В России эта школа нарабатывалась в течение многих десятилетий.
В США последнее время очень сложно внедряются новые технические решения, и в этом случае Европа им не помощник. Стоит вспомнить, как сильно растянулся и какими скандалами сопровождался процесс вхождения в строй американских ВМС всех последних инновационных кораблей - новейших эсминца Zumwalt, авианосца Gerald R. Ford и даже патрульных кораблей прибрежной зоны класса LCS .
Для нас ледоколы, в первую очередь, - это не инструмент военно-морской политики. Для нас это вопрос развития северных территорий, освоения арктического шельфа с прицелом на круглогодичную эксплуатацию Севморпути, в интересах, кстати, не только отечественного, но и мирового судоходства. И за этим курсом Москвы стоят не электоральные дрязги или политические понты, а серьёзная глобальная стратегия с опорой на традиционные конкурентные преимущества России в изучении Арктики и богатейший опыт полярного судоходства.