В других СМИ
Загрузка...
Т-34 и Т-50.

«Танковый каннибализм»: как средний Т-34 лёгкий Т-50 схарчил

На начало Великой Отечественной войны Т-50 по праву считался лучшим лёгким танком в мире. Но ему не нашлось ниши
01 ноября 2020, 11:00
Реклама
«Танковый каннибализм»: как средний Т-34 лёгкий Т-50 схарчил
© wikipedia.org
Т-34 и Т-50.

Лучшее - враг хорошего, есть такое выражение, и фраза целиком описывает отношения между двумя отличными боевыми машинами, Т-34 и Т-50.

Нелёгкая судьба лёгкого танка

Т-50, разработанный коллективом под руководством Семёна Гинзбурга к лету 1940 года, стал высшим пиком развития лёгких советских танков и мог бы отлично проявить себя на полях Великой Отечественной войны. Но именно совершенство стало виной «гибели» танка. Было выпущено всего не более 75 машин, после чего производственные мощности отдали под выпуск среднего Т-34. Дело в том, что двигатель и ходовая часть лёгкого Т-50 были совместимы с Т-34, а характеристиками средний танк всё-таки превосходил своего лёгкого собрата. Да и мог выполнять сразу две боевые работы - сопровождать пехоту и противостоять бронированной технике противника.

Советский конструктор бронетанкового вооружения Семён Александрович Гинзбург.
© Фото из архива
Советский конструктор бронетанкового вооружения Семён Александрович Гинзбург.

И в феврале 1942 года Государственный комитет обороны СССР прекращает выпуск Т-50. Способствовало решению и то, что производство было эвакуировано из Ленинграда сначала в Чкаловск (Оренбург), затем в Омск, частично производство перенесли в Барнаул и Нижний Тагил. Фактически, с учётом необходимости начинать каждый раз с нуля, производство Т-50 так и не было полноценно развёрнуто, а когда систему отладили, пришла пора сменить машину более совершенным и мощным танком.

Выпущенные Т-50 поступили в войска и участвовали в боях, но из-за малого количества не смогли как-то особенно себя проявить, да и Т-34 в итоге занял нишу, ранее предназначавшуюся Т-50. Так что тратить ресурсы на дублирование танков и функций не стали, с учётом военного времени.

Лёгкие танки Т-50 поступили в войска и участвовали в боях, но из-за малого количества не смогли как-то особенно себя проявить.
© Фото из архива
Лёгкие танки Т-50 поступили в войска и участвовали в боях, но из-за малого количества не смогли как-то особенно себя проявить.

Само совершенство

Применение танка сопровождения пехоты Т-26 в локальных конфликтах тридцатых годов показало необходимость для РККА боевой машины с более сильным бронированием и вооружением. Комитет обороны СССР 7 августа 1938 года постановил, что к июлю 1939-го необходимо спроектировать новые лёгкие танки, адаптированные к изменившимся условиям войны, но с прежней функцией - сопровождения пехоты и кавалерии.

Ответом стал Т-50, чьё бронирование было не просто мощнее, чем у Т-26, - бронелисты располагались под оптимальными углами, что повышало стойкость к пробиванию. Вооружался танк 45-мм пушкой и пулемётами ДС-39 и ДТ калибра 7,62 мм, позже - двумя ДТ.

На начало Великой Отечественной войны Т-50 по праву считался лучшим лёгким танком в мире.
© Фото из архива
На начало Великой Отечественной войны Т-50 по праву считался лучшим лёгким танком в мире.

Новинкой стал круговой обзор из Т-50, экипаж мог отстреливаться из личного оружия в случае окружения танка. Каждый Т-50 был радиофицирован, причём это была не поручневая антенна, демаскировавшая командирские танки, как на Т-26.

На начало Великой Отечественной войны Т-50 по праву считался лучшим лёгким танком в мире. Но ему не нашлось ниши. Кроме Т-34, её «отъели» лёгкие Т-60 и Т-70, вполне справлявшиеся с поддержкой пехоты. Зато эти танки были проще в производстве и дешевле.

До наших дней дошло три Т-50: два находятся в танковом музее в Кубинке и один - в Финляндии, войска которой захватили экземпляр как трофей.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама