Израиль изменил Америке. Сошёлся с Китаем
В ходе официального визита в Вашингтон главы израильского МИД Яира Лапида госсекретарь Энтони Блинкен недвусмысленно предостерёг его от слишком уж активного развития сотрудничества еврейского государства с Китаем. Произошло это во время встречи один на один. Блинкен «откровенно сказал израильским друзьям о связанных с тесным сотрудничеством с Китаем рисках для общих интересов национальной безопасности». Так же откровенно Блинкен сообщил журналистам, что США рассматривают Китай как «глобального конкурента, бросающего вызов существующему международному порядку».
Своя рубашка ближе к телу
Комментируя эти заявления, газета The Times of Israel, ссылающаяся на свои высокопоставленные источники в Иерусалиме, отмечает, что представители американской администрации и в прошлом не раз выражали недовольство и обеспокоенность по поводу активности Китая в Израиле, но всегда делали это за закрытыми дверями.
По словам источников издания, израильтяне хоть на словах и готовы пойти навстречу пожеланиям Вашингтона, но в то же время не торопятся отказывать китайским компаниям в участии в тендерах, поскольку эти же компании преспокойно работают в самих Соединённых Штатах. «Мы были бы рады видеть американские компании, работающие над нашими крупными инфраструктурными проектами, - заметил один из источников, - но они не участвуют в наших тендерах».
Китайская тема, хотя и не заявленная изначально в качестве основной, естественным образом отодвинула на второй план главное событие минувшей среды: трёхстороннюю встречу Блинкена с главами МИД Израиля (Яир Лапид) и ОАЭ (Абдулла бин Зайд), на которой было объявлено о создании двух рабочих групп - по религиозному сосуществованию и по водным ресурсам и энергетике. Новые успехи на пути дальнейшего развития «Авраамовых соглашений» (подписаны год назад между Израилем и ОАЭ) и общего арабо-израильского потепления вызывают сегодня меньший интерес, чем китайские инвестиции в израильские проекты.
Из прессы известно, что в августе этого года директор ЦРУ Билл Бернс недвусмысленно дал понять израильскому премьеру Беннету, что Штатам не нравится, что китайцы инвестируют в израильскую инфраструктуру и технологии. Интрига ещё и в том, что до того, как стать премьер-министром, Нафтали Беннет последовательно выступал против попыток американцев ограничить сотрудничество его страны с Китаем.
Итак, какие именно моменты китайско-израильского сотрудничества могут, по мнению Вашингтона, представлять угрозу национальной безопасности Израиля и Соединённых Штатов?
Порты, тоннели и трамвай
Если говорить о технологиях, то, согласно опубликованному в 2020 году докладу Фонда защиты демократий (США), Пекин особенно интересуют израильские исследования в области искусственного интеллекта, квантовых явлений, медицины, биологии и сельского хозяйства. Отдельные усилия прилагаются, чтобы исключить участие китайских компаний типа Huawei в работе над интернет-проектами 5G (телекоммуникационный стандарт связи нового поколения) в Израиле.
Что касается крупных инфраструктурных проектов, то это, прежде всего, израильские порты Хайфа и Ашдод.
Сразу оговоримся: Израиль для Китая - это просто выгодно расположенная точка на карте мира, которую грех не использовать в объявленной президентом Си Цзиньпином стратегии «Один пояс и один путь». Именно в рамках этой стратегии Китай активно строит портовые сооружения в регионе Ближнего Востока и Северной Африки, являясь основным инвестором и оператором многих портов на Красном море - в Эритрее, Сомали и Джибути.
Более того: Китай активно осваивает территории, непосредственно прилегающие к Суэцкому каналу. По многочисленным свидетельствам, там, как грибы после дождя, появляются не только крупные предприятия и складские комплексы, но и мелкие лавки - всё, что угодно, только чтобы закрепиться в одном из стратегически важных регионов мира, связывающем Атлантический и Индийский океаны, Африку и Азию - с Европой.
Когда Израиль и Китай подписали соглашение о модернизации и развитии порта Хайфы (2015 г.) в Америке начали раздаваться голоса о том, что израильтяне «сошли с ума». Ещё бы: китайцы будут оперировать портом целых 25 лет. И каким ещё портом: непосредственно рядом с ним находится израильский военно-морской объект, где базируются в том числе подводные лодки, являющиеся наряду с авиацией ударной силой ЦАХАЛа (Армия обороны Израиля) и, по некоторым сведениям, несущие оружие ответного удара на борту. Китайцы таким образом получают идеальные условия для сбора разведывательной информации.
К тому же, в условиях медленного, но неуклонного роста напряжённости в отношениях между Китаем и США, возникает вопрос: каким будет дальнейшее сотрудничество израильских военных с Шестым флотом США, базирующемся в Средиземном море? И можно ли будет вообще говорить о таком сотрудничестве? Отныне американские корабли, заходящие в Хайфу, тоже будут находиться под пристальным наблюдением китайцев.
И вот в сентябре этого года новый порт в Хайфе, которым управляет китайская SIPG (Shanghai International Port Group), пущен в эксплуатацию. Другие морские ворота страны - Ашдод, тоже станут «китайскими»: тендер на строительство нового портового комплекса несколько лет назад выиграла другая крупная компания - China Harbour.
Передача израильских портов под управление китайцам - не единственный повод для недовольства Вашингтона. Такие инфраструктурные проекты, как тоннель под горой Кармель в районе Хайфы и строительство линий трамвая (одна из них пройдёт рядом с комплексом зданий Министерства обороны в Тель-Авиве), которые свяжут между собой главные города центра страны, дают Китаю потенциальную возможность не только получать необходимые разведданные, но даже влиять на ситуацию в Израиле - если в том возникнет необходимость.
Друг его врага
Как утверждала израильская газета «Гаарец», решения о строительстве портов, тоннелей и трамвайных линий принимались без учёта мнения Совбеза. Министерство транспорта, продвигавшее эти проекты, руководствовалось исключительно соображениями экономической выгоды. Именно на это обстоятельство указывают израильские и американские эксперты, рассуждающие об опасности китайской экспансии.
Их главный аргумент звучит так: Китай не враг Израилю, но Китай тесно сотрудничает с Тегераном, покупая в обход санкций иранскую нефть, давая тем самым Ирану материальную возможность продолжать угрожать Израилю. Да и мало ли с кем ещё может сотрудничать Китай, интересы которого распространяются уже на большую часть земного шара.
Есть даже пример, когда такого рода доводы работают. Так, ещё в 2012 году израильское правительство утвердило проект строительства железной дороги в порт Эйлат на Красном море. В случае реализации проект составил бы конкуренцию Суэцкому каналу, создав дополнительный маршрут из Европы в Азию и обратно.
И вот, когда Израиль и Китай уже подписали договор о сотрудничестве, в рамках которого китайская государственная компания могла получить заказ на строительство, в процесс вмешались США. Американо-израильская торговая палата призвала израильское правительство не спешить с таким решением, напомнив об «особых отношениях между США и Израилем» и попросив «не поворачиваться спиной к своему главному союзнику».
Сегодня, спустя десять лет, железная дорога в Эйлат так и не построена, а сам проект, похоже, надолго повис в воздухе.
Америка всегда была и пока остаётся для Израиля старшим «братом». Достаточно сказать, что, согласно договору о военной помощи, США за десять лет (с 2019 по 2028 годы) предоставят Израилю 38 млрд долларов. В этой связи в Израиле вряд ли смогут оставить без ответа высказанные в Вашингтоне опасения. Вот только какой будет реакция? Выгнать китайцев из страны уже не получится, так что остаётся только попытаться успокоить американцев заверениями о том, что «всё под контролем».