«Была надежда, что океаны пролитой крови навсегда станут прививкой от соблазна считать войну нормой. Но действие этой "вакцины", по всей видимости, заканчивается»
«Сейчас Эстония, Латвия и Литва не просто превратились в угрозу для России, это не новость, они превратились в военную угрозу»
- В последнее время стали говорить о прибалтийском милитаризме, и это что-то новое, поскольку мы исторически привыкли разве что к германскому или американскому милитаризму. Так что, Николай Маратович, теперь и «горячие» прибалтийские парни превратились для нас в потенциальную угрозу?
- Я начал заниматься Прибалтикой примерно с конца восьмидесятых годов прошлого века, когда она была ещё советской, но пока что не стала демонстративно антирусской. Сейчас же Эстония, Латвия и Литва не просто превратились в угрозу для России, это не новость, они превратились в военную угрозу.
И такое уже случалось, хотя, возможно, не все уже помнят, что в XX веке эстонские, латышские и литовские военные и парамилитарные формирования дважды, сначала плечом к плечу с белогвардейцами, а потом в составе вермахта и войск СС, несли смерть и разрушения на северо-западе России. Уже в XXI веке из Эстонии прозвучали планы атак на Ленинградскую АЭС, покупки ракет средней дальности, перекрытия Финского залива и уничтожения Балтийского флота.
Такое впечатление, что прибалтийская военщина готова пожертвовать собственной страной ради «звёздочек на погонах», пожалованных Вашингтоном или Брюсселем. Вот только успеют ли они их обмыть, как это заведено по традиции?.. С другой стороны, готовность прибалтов реагировать на любое телодвижение их западных хозяев напоминает ситуацию, когда в привольной кубанской станице размером со средний эстонский город вдруг разом начинают лаять все собаки - кошка пробежала на западной околице, а лай разбудил всех на востоке.
- Такое впечатление, будто уроки войны более-менее запомнили только немцы. Может быть, мы были слишком снисходительны к тем же прибалтийским фашистам?
- Была надежда, что океаны пролитой крови навсегда стали прививкой от соблазна считать войну нормальной формой политической деятельности. Но действие вакцины, по всей видимости, закончилось. Война, став более дифференцированной и разнонаправленной, перестала быть ultimo ratio (последний довод) и опять перешла в категорию практической политики. Давайте уточним: если сегодня на шоссе Брест-Минск не видно немецких танков, это не означает, что Беларусь уже не подверглась агрессии, просто это другая война, на которой также работает категория «рациональная вероятность успеха» - блестящий термин Хенрика Сисе использованный в работе «Справедливая война? О военной мощи, этике и идеалах». И теперь конкретно о Прибалтике: давайте разберёмся, какова рациональная вероятность успеха нападения на Россию в контексте милитаризации Эстонии, Латвии и Литвы? И возможно ли такое нападение?
- Если только с ума сойдут...
- Правильно. В светлом уме и трезвой памяти воевать с Россией один на один Прибалтика не станет - как говорится, «генетика» не позволит. А вот спровоцировать Россию, чтобы задействовать всю помощь НАТО при определённых условиях они могут постараться. Первое - это не должна быть сразу же Третья мировая война, поскольку при всей интеллектуальной ограниченности прибалтийских политических элит там понимают, что на этот раз отплыть на лодке в Швецию можно и не успеть. Особые требования и к технологии провокации. Понятно, что пьяный эстонский контрактник, выстреливший в сторону российского погранпункта, ещё не повод для конфликта. А вот истребитель ВВС Испании Eurofighter Typhoon 2000, который выпустил боевую ракету класса «воздух-воздух» вблизи российско-эстонской границы пару лет назад - это серьёзнее. Поэтому чем больше натовских сил и средств на прибалтийской территории, тем выше вероятность провокации.
Условие второе - из серии «купи кирпич». Причём под «кирпичом» понимается российская угроза, которую Прибалтика, как гопник из одесского анекдота, усиленно навязывает Западу, а тот с удовольствием покупает. А то, что «картина мира» не совпадает с реальностью, то тем хуже для реальности... Зато в Прибалтике появляются новые воинские контингенты и новые логистические центры НАТО. Так что торговля «кирпичами» дело выгодное.
Но в том-то и дело, что сами прибалты могут оказаться в роли ещё одного персонажа из популярного, но фривольного анекдота - про охотника, который ходил на медведя, но в результате оказывался в роли пассивного партнёра в противоестественном акте. Соль анекдота - в неадекватности охотника, который не умеет пользоваться оружием, но почём зря злит медведя, а потом со смирением принимает «наказание». Если кто не понял, это отсылка к реальному состоянию вооружённых сил прибалтийских государств. Таблицы говорят лучше любых слов.
«У меня нет оснований полагать, что решение о начале боевых действий с Россией будет доверено литовскому генералу. Или латышскому, или эстонскому»
- Самое примечательное, что агрессивность прибалтийских стран никак не вяжется с их военным потенциалом. Но Моська всё равно тявкает...
- Доводилось встречаться с финскими ветеранами, которые в один голос говорили, что после «Зимней войны» и Второй мировой лимит на войны с русскими закончился. Но сейчас в Прибалтике к власти пришли люди, чьи предки или сбежали в Швецию в 1940 году, или ушли в Германию c нацистским обозом в 1944-1945 годах, поэтому не получили такой урок, как, например, немцы. Вот почему воспитанное ими поколение ничего не помнит и ничего не знает. И поступает соответственно.
Так, в начале 2021 года командующий Силами обороны генерал-майор Мартин Херем, который в свободное от службы время увлекается историей «лесных братьев», заявил: «Чтобы Эстония одна могла противостоять в течение длительного времени атаке России, необходимо увеличить расходы на оборону до 6,5% ВВП». По словам Херема, ему потребуется дальнобойная артиллерия, система противовоздушной обороны средней дальности, военно-морские силы, а также дополнительно шесть бригад к уже существующим силам наземной обороны.
Надо отметить, что эти наполеоновские планы вызвали закономерный интерес у местных психиатров, но правительство и президент Алар Карис лишь очень аккуратно отметили «недостаточную финансовую обеспеченность плана». Сама же идея сомнений, похоже, не вызвала.
- Да тут нет никакого секрета: эстонский генерал рассчитывает на статью 5 Устава НАТО - на помощь союзников по альянсу. Но можно ли серьёзно рассчитывать на союзников после того, как США бросили на произвол судьбы не только ими же созданную афганскую армию, но и своих сограждан?
- Сейчас на балтийском побережье популярен бородатый детский анекдот. Вопрос: знаете почему в Прибалтике не найти ромашек? Ответ: их перевели сотрудники МИД и Министерства обороны, которые гадают, придёт ли им помощь от НАТО в случае войны с Россией? Дело в том, что международно-правовое оформление Североатлантического альянса позволяет трактовать Статью 5 Устава НАТО так, как это нужно именно США. Но самое примечательное, у меня нет оснований полагать, что решение о начале боевых действий с Россией будет доверено литовскому генералу. Или латышскому, или эстонскому. Это уж вряд ли.
«Прибалтийская политика - это по сути своей управляемая провокация»
- За годы СССР мы настолько привыкли считать Латвию, Литву и Эстонию братскими республиками, что трудно поверить, будто это потенциальные неприятели.
- К сожалению, безумная, на мой взгляд, идея развёртывания противокорабельных ракет на побережье Эстонии и планы закрыть Финский залив для Балтийского флота России имеют предысторию. Однажды Эстония уже предпринимала подобные попытки. Примерно с конца 1920-х годов командование эстонских ВМС тайно сотрудничало с финскими военными - чтобы добиться взаимодействия эстонских и финских батарей береговой обороны по огневому прикрытию Финского залива между Таллинном и Хельсинки. В 1930-е годы финские военные в сотрудничестве с эстонским генеральным штабом оборудовали самый узкий участок побережья Финского залива тяжёлой артиллерией, способной полностью блокировать выход советского флота из Кронштадта в Балтийское море. Кроме этого, в сотрудничестве с Эстонией планировалось создать минную позицию против сил Балтфлота.
Финский историк Яри Лескинен обнаружил в конце прошлого века в рассекреченных фондах Государственного архива Эстонии новые документы, проливающие свет на секретные связи военных ведомств двух стран. Как выяснилось, к концу лета 1939 года план совместной блокады Финского залива вооружёнными силами Финляндии и Эстонии теоретически был апробирован во время тактических военных игр и отработан на практике в ходе войсковых учений. Как отмечает Лескинен, «совместные планы финских и эстонских флотов достигли такой стадии, когда эстонские подводные лодки при возникновении войны присоединялись к финскому флоту под финским руководством».
В общей сложности для блокады Финского залива береговая артиллерия Финляндии и Эстонии могла использовать 46 тяжёлых орудий и орудий большой мощности, способных за 5-6 минут выпустить около 1 000 снарядов по советским кораблям, прорывающимся из Финского залива.
- Хотите сказать, история может повториться?
- Реактивные системы залпового огня, если их разместить в Литве, простреливают Калининградскую область насквозь. В Эстонии - добивают до Пскова... Дело в том, что прибалтийская политика - это по сути своей управляемая провокация. И проблема в том, что прибалтийские политики, оглушённые ими же придуманным мифом о российской агрессии, не хотят понимать, что придумать casus belli - формальный повод для начала войны - не так уж сложно, а вот отменить последствия войны - невозможно. Если это не учитывать, то будущее не застраховано от повторения печального прошлого. Но у Прибалтики в этом случае будущего точно не будет. Как, впрочем, и самой Прибалтики.