Оренбургские крылья Родины
Имена их известны, подвиг их бессмертен
Оренбургское лётное было одним из старейших учебных заведений Военно-воздушных сил СССР. За годы своей деятельности оно подготовило около 32 тысяч военных лётчиков, штурманов и наземных специалистов, которые несли службу почти во всех авиационных гарнизонах страны. Около 150 генералов с дипломом Оренбургского лётного в разные годы командовали авиационными соединениями.
В 1985 году ОВВАУЛ выпустило книгу «Золотые Звёзды Оренбургского лётного», где рассказывалось о судьбах 236 лётчиков - Героях Советского Союза, выпускниках училища. А в 2011 году генерал-майор В.С. Рябов, президент Оренбургского землячества, выпускник Оренбургского авиационного училища штурманов, и генерал-полковник доктор исторических наук В.П. Баранов издали книгу «Оренбургские крылья Родины», включающую очерки о 348 Героях Советского Союза и Героях России. Среди них были 9 дважды Героев Советского Союза, 10 Героев России, 6 героев - выпускников, уроженцев Оренбургской области.
Имена выпускников училища хорошо известны не только в нашей стране, но и в Испании, и в Монгольской Народной Республике. Мужество и отвагу в воздушных боях в районе озера Хасан, на реке Халхин-Гол и на Карельском перешейке проявили десятки лётчиков. Они принимали активное участие в боях во время советско-финской войны 1939-1940 годов.
В годы Великой Отечественной войны в боях за освобождение Родины от фашистских захватчиков 13 выпускников совершили воздушные тараны, 12 лётчиков повторили подвиг Николая Гастелло. Навечно в списки личного состава авиационных полков были зачислены И.С. Полбин, Н.В. Гоманенко, И.Ф. Павлов, Е.И. Пичугин.
Выпускники Оренбургского лётного училища были гордостью всей страны. Они вписали в её историю выдающиеся страницы. Легендарные лётчики В.П. Чкалов и М.М. Громов со своими экипажами совершили героические перелёты через Северный полюс в Америку. Воспитанники Оренбургского лётного штурмовали высоты, устанавливали мировые рекорды по дальности и скорости полётов, испытывали новые типы самолётов. Они были первыми в покорении стратосферы и космического пространства, в освоении фигур высшего пилотажа и испытании самолётов с реактивными двигателями.
Вспомним тех, кто был и остаётся гордостью воздушного флота не только нашей страны, но и всего мира, хотя их имена сегодня известны лишь специалистам. Парашютист-испытатель Н.А. Аминтаев стал первым человеком, вышедшим в стратосферу. Парашютист-испытатель К.Ф. Кайтанов первым в СССР совершил прыжок из верхней точки «мёртвой петли». В.Г. Романюк первым из парашютистов-испытателей был удостоен звания Героя Советского Союза. В.А. Степанчонок впервые в мире выполнил «мёртвую петлю» на планере. Герой Советского Союза Г.Я. Бахчиванджи выполнил первый полёт на Би-1 с работающим жидкостным ракетным двигателем. Екатерина Зеленко стала первой в мире женщиной, совершившей воздушный таран, а Нина Русакова единственной женщиной заслуженным лётчиком-испытателем СССР. С.А. Луковников одним из первых советских лётчиков совершил таран в небе Испании. С.И. Грицевец - одним из первых в стране стал дважды Героем Советского Союза. Выпускник училища Ю.А. Гагарин осуществил первый в мире полёт в космос и положил начало профессии лётчиков-космонавтов.
В 1963 году при лётном училище была создана первая в Советском Союзе школа юных космонавтов. Достойными продолжателями традиций первооткрывателей космоса стали воспитанники училища, лётчики-космонавты дважды Герой Советского Союза В.В. Лебедев, Герой Советского Союза А.С. Викторенко, Герой России Ю.В. Лончаков.
Как всё начиналось
Свою историю Оренбургское высшее военное авиационное Краснознамённое училище лётчиков ведёт от Московской школы воздушного боя и бомбометания, созданной постановлением Реввоенсовета № 1951 от 10 августа 1921 года. Формированием школы в первый год её существования занимался участник Первой мировой и Гражданской войн, военный лётчик К.Ф. Капустян.
В Положении об авиационной школе воздушной стрельбы и бомбометания, утверждённом главнокомандующим всеми вооружёнными силами советской республики С. Каменевым, отмечалось: 1. Авиационная школа воздушной стрельбы и бомбометания имеет назначением ознакомление лётчиков и лётчиков-наблюдателей с конструкцией вооружения самолётов и предоставление им практики в стрельбе как из всех установленных на самолётах пулемётов и ружей, так и с земли, а равно в сбрасывании бомб и литературы. 2. Авиационная школа воздушной стрельбы и бомбометания состоит в непосредственном подчинении ГУ КВФ и является учебно-строевой частью. 3. Авиационная школа воздушной стрельбы и бомбометания состоит из: а) частей учебной, лётной, технической и строевой, б) денежно-хозяйственного отделения и в) учебно-педагогического комитета.
23 июня 1922 года на основании предписания учебного Отдела ГУВФ № 1163 школа была переброшена в город Серпухов с переименованием в Серпуховскую школу воздушной стрельбы и бомбометания. Начальником школы был утверждён К.Ф. Капустян, комиссаром - боевой лётчик-наблюдатель Н.В. Кузьмин. В короткий срок были оборудованы учебные классы и мастерские, а в пойме реки Оки подготовлено лётное поле.
Первыми слушателями школы стали боевые лётчики отрядов и эскадрилий действующей армии, имевшие награды за участие на фронтах Гражданской войны. Вступительные экзамены не проводились, но требования к политическим и деловым качествам кандидатов предъявлялись высокие.
Срок обучения составлял 6 месяцев. За это короткое время освоить программу было нелегко, да и самолётный парк состоял из старых машин иностранных марок. Справиться со всеми задачами первым курсантам помогали любовь к делу и самоотверженные инструкторы. Генерал-майор в отставке Н.П. Терехов вспоминал: «Мы были полны решимости оправдать доверие народа и овладеть искусством полётов. Но многие из нас имели слабую общеобразовательную и техническую подготовку. Одновременно с изучением лётного дела мы много и настойчиво занимались самостоятельно. Наши лучшие преподаватели помимо учебных часов давали нам дополнительные уроки по вечерам».
И прозвали его «Стрельбом»
1 октября 1923 года Реввоенсовет республики на основании рекомендаций специальной комиссии ЦК РКП (б) приказом № 53 переименовал Серпуховскую школу воздушной стрельбы и бомбометания в «Высшую военную авиационную школу воздушной стрельбы и бомбометания». Длинное название авиаторы заменили коротким: «Стрельбом». Оно понравилось и жителям Серпухова, и далеко за его пределами. В разговорной речи школа называлась исключительно «Стрельбомом».
Генерал-лейтенант авиации А. Каравацкий вспоминал: «Всем выпуском поехали в Серпухов, в высшую школу стрельбы, бомбометания и воздушного боя, как её называли кратко «Стрельбом». Школа размещалась на окраине города. Аэродром раскинулся на обширном лугу, вблизи Оки. Ангары находились возле рощи.
Нас устроили в двухэтажном здании, вместе со штабом. Все программы проходили на самолёте Р-1. Отработка бомбометания выполнялась с помощью специального зеркала. Называлось оно зеркалом Никольского. Практических бомб в то время не было.
На определённом удалении от цели, на вираже, лётчики просто имитировали сброс бомб. Момент сброса фиксировался началом разворота на 180 градусов, поскольку радиосвязь на самолётах по-прежнему отсутствовала.
Программа подготовки венчалась учебным воздушным боем. Каждый из нас выполнил по четыре вылета на воздушный бой. На этом программа обучения в "Стрельбоме" была завершена».
В 1924 году на III съезде Советов СССР были рассмотрены меры по поднятию отечественной авиапромышленности. В том же году началось проведение военной реформы, предусматривающей дальнейшее развитие отечественной военной авиации. С этой целью был разработан трёхлетний план развития Красного воздушного флота на 1924-1926 годы. Начальником Серпуховской авиашколы в 1924 году был назначен Федор Алексеевич Астахов (впоследствии маршал авиации).
«Чкалов просто не умел бояться»
Весной 1924 года в числе лучших инструкторов Московской школы высшего пилотажа для обучения и экстренного выпуска нескольких групп учлётов в Серпухов прибыл лётчик-инструктор Михаил Михайлович Громов. Его называли «пилотом № 1», он был легендарной фигурой, выдающимся лётчиком. Громов был широко известен тем, что впервые совершил перелёт вокруг Европы, пролетев по замкнутой кривой 12 411 километров без посадки и пополнения горючим. За этот перелёт ему было присвоено звание Героя Советского Союза и вручена Золотая Звезда.
Под его руководством совершенствовал лётное мастерство Валерий Павлович Чкалов. О своём ученике Громов отзывался так: «Чкалов неизменно оказывался первым на всех стадиях обучения воздушному бою. Он не знал никаких колебаний: сказано - сделано. Он шёл, как говорится, напролом. Самые смелые решения он приводил в исполнение раньше, чем могло бы появиться чувство страха.
В решительную минуту он отбрасывал всё, что ему мешало достигнуть успеха. Все силы его могучей натуры устремлялись в одном направлении - к победе. Быстрота действий у этого человека равнялась быстроте соображения. Он действовал так решительно, что, в сущности говоря, и времени не оставлял для сомнений. В ту минуту, когда истребители внезапно вступали в схватку, рискуя, несмотря на тысячу предосторожностей, столкнуться в воздухе (летали тогда без парашютов), - в эту минуту иные всё же побаивались. Чкалов просто не умел бояться. Виртуозным манёвром ошеломлял «противника», сваливался ему на голову, заходил в хвост и добивался победы...»
Валерий Павлович доказал возможность выполнения ряда новых фигур высшего пилотажа: перевернутый полёт (т. е. полёт лётчика вниз головой), четверная бочка (т. е. четыре бочки в непрерывной последовательности), выход из пикирования и набор высоты в перевёрнутом полёте, восходящий штопор и другие фигуры. В своей лётной практике он непрерывно искал новые способы боевого применения самолёта, которые бы принесли успех советским лётчикам в боях с врагами.
После трагического полёта легендарного советского лётчика в декабре 1938 года его имя было увековечено в названии улиц многих городов, населённых пунктов, станций метро. С 1939 по 1957 год имя Чкалова носил город Оренбург, принявший эстафету Серпуховской высшей военной авиационной школы воздушной стрельбы и бомбометания.
Оренбургский период
В качестве одного из центров подготовки лётных кадров Оренбург стал рассматриваться по мере развития авиации страны и появления перед Серпуховской школой новых более масштабных задач. Серпуховский аэродром и учебная база уже не отвечали современным требованиям.
В 1927 году начальник школы Ф.А. Астахов доложил начальнику ВВС о целесообразности перебазирования на новое место. По заданию начальника ВВС было произведено детальное обследование окрестностей Оренбурга для возможного перемещения Серпуховской высшей школы воздушного боя в этот регион.
Оренбург был выбран местом дислокации школы не случайно. Достоинствами его было более выгодное географическое расположение в глубоком тылу страны на границе Европы и Азии. На случай войны оно гарантировало бесперебойную деятельность военного учебного заведения. Привлекательными для лётчиков были метеорологические условия. Большое количество солнечных дней в году в столице степного края было благоприятным для курсантских полётов.
«Оренбургский период» лётного училища ведёт отсчёт с 7 ноября 1927 года. Именно в этот день состоялось торжественное открытие школы на новом месте базирования. В начале 1928 года на вооружение школы поступили новые самолёты - тяжёлые бомбардировщики ТБ-1 конструкции А.Н. Туполева. Этот самолёт имел два мотора, скорость 145 км/ч и бомбовую нагрузку до 1 500 кг. Преподаватели разрабатывали циклы лекций по конструкции, аэродинамике и оборудованию первенца отечественной дальнебомбардировочной авиации. Методические разработки и инструкции по эксплуатации бомбардировщика создавали лётчики-инструкторы. Особенности пилотирования и эксплуатации самолёта разбирались на лётно-технических конференциях.
Авиашкола превращалась в одну из крупнейших в ВВС учебную базу. За 7 лет там было подготовлено более двух тысяч квалифицированных авиационных специалистов, пополнивших строевые части. Среди них П.И. Баранов (впоследствии начальник ВВС), П.Ф. Жигарев (главный маршал авиации), Н.С. Скрипко (маршал авиации), Б.В. Стерлигов (длительное время возглавлявший штурманскую службу ВВС), К.В. Маслов (комбриг, командующий ВВС одного из военных округов), И.В. Доронин и другие.
За первое десятилетие своего существования школа подготовила 1 159 лётчиков, 2 078 лётчиков-наблюдателей, 20 воздухоплавателей, 53 преподавателя, 413 техников, более 100 инструкторов практического обучения, 956 стрелков-бомбардиров и большой отряд младших авиационных специалистов. В 1940 году училище выпустило около тысячи лётчиков-истребителей и лётчиков-бомбардировщиков. Всего за предвоенные годы лётное училище подготовило для ВВС несколько тысяч высококвалифицированных лётчиков и штурманов. Свыше 20 воспитанников училища были удостоены звания Героя Советского Союза.
Взлетай страна огромная на смертный бой
Нападение фашистской Германии на СССР в 1941 году вызвало большой патриотический подъём среди личного состава училища. В первый день войны командиры и курсанты школы пилотов подали свыше 800 рапортов с просьбой отправить на фронт. В годы Великой Отечественной войны из лётного и технического состава, самолётов 1-й Чкаловской военно-авиационной школы пилотов им. К.Е. Ворошилова (так стало называться училище) были сформированы для фронта 593-й, 611-й, 616-й, 617-й и 624-й авиационные полки ночных бомбардировщиков, ставшие впоследствии штурмовыми. Лётчики считали большой честью быть зачисленными в их состав.
Учебный процесс с первых дней войны был максимально приближен к требованиям боевой обстановки. Полёты велись круглосуточно. По 10-12 часов занимались с курсантами преподаватели, самоотверженно трудились инженеры и техники. Не прекращалась работа по совершенствованию учебной базы, изготовлению наглядных пособий, схем, альбомов. За два года войны было произведено пять выпусков. Всего до конца войны школа пилотов выпустила более 2 700 пилотов.
В военные годы в рекордно короткие сроки успешно решались научные проблемы, от которых зависело создание новых образцов боевого оружия, целых отраслей современной техники. Конструкторский коллектив, возглавляемый В.Ф. Болховитиновым, построил самолёт-истребитель с жидкостно-реактивным двигателем. Честь испытать его выпала выпускнику Оренбургского лётного училища, лучшему лётчику-испытателю капитану Бахчиванджи. 15 мая 1942 года он впервые совершил полёт на реактивном самолёте. Так была открыта новая эра в развитии отечественной и мировой авиации. Лётчик-космонавт СССР Юрий Гагарин скажет о нём: «Без полёта Григория Бахчиванджи, может быть, не было бы и 12 апреля 1961 года».
В годы войны воспитанники Оренбургского лётного училища покрыли боевые знамена своих полков неувядаемой славой. Первым из выпускников училища в июле 1941 года Героем Советского Союза стал прославленный ас, командир звена лейтенант Константин Ефремович Анохин. Многие лётчики за мужество и героизм были удостоены звания Героя Советского Союза.
Непревзойдённый мастер пикирующих ударов
С первых дней войны в боевых действиях принимал участие полк героя боёв на Халхин-Голе Ивана Семёновича Полбина. К сентябрю 1941 года на его счету было уже более 30 боевых вылетов. Был награждён орденом Красного Знамени. Звание Героя Советского Союза он получил 23 ноября 1942 года после выполнения особо важного задания, когда силами всего двух самолётов был уничтожен крупный склад ГСМ в районе железнодорожной станции Морозовская. 25 октября 1943 года И.С. Полбину было присвоено звание генерал-майора авиации.
Генерал Иван Полбин был главным сторонником бомбардировки с пикирования. Им был создан и отработан до совершенства тактический приём группового бомбометания с пикирования - знаменитая «вертушка Полбина». Всего И.С. Полбин совершил 158 боевых вылетов, из них 92 на бомбардировщиках СБ, 10 вылетов - на А-20 «Бостон», Б-3, 52 вылета - на Пе-2, 3 вылета - на Пе-3.
10 февраля генерал Полбин был представлен к званию дважды Героя Советского Союза. К сожалению, вторую Звезду Героя он получил посмертно Указом президиума Верховного Совета от 6 апреля 1945 года. Гибель боевого генерала стала большой потерей для ВВС. Трижды Герой Советского Союза А.И. Покрышкин так написал о генерале Полбине: «Лучше всех бомбил генерал, дважды Герой Советского Союза Иван Полбин. Лётчик подлинной чкаловской хватки, он во всей нашей бомбардировочной авиации считался непревзойдённым мастером пикирующих ударов».
Осваивать новую технику
После окончания Великой Отечественной войны училище перешло на штаты мирного времени. Многие ветераны - лётчики-инструкторы, преподаватели и другие офицеры, - ушли на заслуженный отдых. Им на смену прибыл лётный и инженерно-технический состав с богатым опытом войны. В послевоенный период срок обучения в 1-м Чкаловском военном авиационном училище лётчиков имени К.Е. Ворошилова (ЧВАУЛ) был увеличен до трёх лет.
В 1947-1950 годах в училище поступили новые самолёты Ил-10, обладающие высококлассными аэродинамическими качествами. В 1948 году под руководством майора Якова Ивановича Румянцева впервые в училище было проведено лётно-тактическое учение. Опыт командира лётного подразделения был использован при освоении боевого применения самолёта Ил-10 лётчиками и курсантами.
В 1950 году в училище поступили реактивные самолёты Ил-28 и МиГ-15. Личный состав приступил к освоению полётов на новой технике в сложных метеорологических условиях и ночью по системе слепой посадки. В связи с переходом на новые скоростные самолёты возникла необходимость обучения лётного состава высшему пилотажу, типовым атакам и воздушному бою на реактивном истребителе.
«Слетать вокруг шарика»
Именно Оренбургу было суждено стать колыбелью отечественной авиации, настоящей кузницей кадров. И мечту В.П. Чкалова «слетать вокруг шарика» осуществил 12 апреля 1961 года выпускник 1-го Чкаловского (Оренбургского) военного авиационного училища лётчиков им. К.Е. Ворошилова Юрий Алексеевич Гагарин. Первый в мире лётчик-космонавт поступил в училище в ноябре 1955 года. Здесь 8 января 1956 года Юрий Гагарин принял присягу, здесь встретил свою любовь. В 1957 году Юрий Гагарин окончил училище с отличием с присвоением ему квалификации пилот-техник.
1957 год - год успешного запуска в СССР искусственных спутников Земли и испытания межконтинентальной баллистической ракеты, - для училища знаменателен тем, что впервые был произведён выпуск лётчиков-истребителей, закончивших обучение с боевым применением на реактивном самолёте. В их числе был и будущий первый космонавт планеты Юрий Гагарин.
Юрий Алексеевич Гагарин после исторического полёта трижды посещал родное училище - в 1961, 1962 и 1965 годах. В один из таких визитов он предложил создать кружок по обучению азам космонавтики и авиации. Это послужило началом создания школы, руководителем которой был назначен Герой Советского Союза подполковник запаса Василий Владимирович Климов, окончивший в 1939 году 1-е Чкаловское военное авиационное училище лётчиков им. К.Е. Ворошилова. Так в 1963 году при лётном училище была создана первая в Советском Союзе школа юных космонавтов имени Ю.А. Гагарина. 26 мая 1965 года состоялся первый выпуск оренбургских курсантов школы юных космонавтов им. Ю.А. Гагарина. За 10 лет существования школы состоялось 9 выпусков. Школу окончили 470 курсантов, из которых 350 поступили в военно-учебные заведения страны, в том числе и в Оренбургское высшее военное авиационное Краснознамённое училище им. И.С. Полбина.
Окончание боевого пути
4 декабря 1957 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР областному центру и области было возвращено историческое название: Чкаловская область была переименована в Оренбургскую, а город Чкалов - в город Оренбург. 18 апреля 1958 года в связи с переименованием Чкалова в Оренбург 1-е Чкаловское училище стало называться Оренбургским военным авиационным училищем лётчиков им. К.Е. Ворошилова, а с 12 июля того же года - Оренбургским военным авиационным училищем лётчиков. Было переименовано в Оренбургское авиационное училище штурманов 2-е Чкаловское военное авиационное училище штурманов. В 1960 году Оренбургское военное авиационное училище лётчиков получило статус высшего учебного заведения и стало именоваться Оренбургским высшим военным авиационным училищем лётчиков (ОВВАУЛ). Начальником училища в 1959-1961 годах был полковник Герой Советского Союза Константин Владимирович Брехов.
В училище влился личный состав и учебно-материальная база Оренбургского училища штурманов ВВС и Кировобадского училища лётчиков (переводившегося в город Орск). ОВВАУЛ стало одним из крупных учебных заведений Военно-воздушных сил. В мае 1967 года училищу было присвоено имя выпускника училища, дважды Героя Советского Союза генерал-майора авиации И.С. Полбина.
На основании директив Генерального штаба Вооружённых сил России, Главного штаба ВВС Российской Федерации, а также командующего ВВС военного округа Оренбургское высшее Краснознамённое военное авиационное училище лётчиков имени И.С. Полбина в 1993 году завершило свой 72-летний боевой путь.
Постановление о ликвидации училища, имеющего богатейший опыт и историю, его воспитанники и жители города Оренбурга восприняли с горечью и болью. Училище было гордостью оренбуржцев, а личный состав, в свою очередь, гордился тем, что проходил службу и обучался военному делу в области, которая имеет богатейшие исторические, боевые и трудовые традиции.
12 февраля 1993 года на плацу училища прошла церемония прощания со знаменем. Генерал-майор В.И. Милюков в последний раз отдал команду: «Училище! Под знамя смирно!» Ветераны и командно-преподавательский состав в последний раз склонили голову перед святыней училища.
«Гагаринская лётка»
Но, несмотря на закрытие, традиции лётного училища сохранились. По-прежнему работает музей Оренбургского лётного училища. Он находится на третьем этаже здания по ул. Челюскинцев, 17. Музей занимает три зала: первый зал - довоенный период, второй - период Великой Отечественной войны, третий - послевоенный период и покорение космоса. В первых двух залах рассказывается о героях - выпускниках училища. В экспозиции множество интересных и уникальных экспонатов, документов и фотографий, отражающих историю развития авиационного училища, личные вещи лётчиков и космонавтов. Среди экспонатов - тренировочный скафандр Юрия Гагарина, его лётное снаряжение, агрегаты жизнеобеспечения космонавтов с космических кораблей. 1 ноября 2007 года музей космонавтики стал филиалом Музея истории г. Оренбурга.
В 1995 году на базе ОВВАУЛ при активном участии главы города Г.П. Донковцева был создан Оренбургский муниципальный кадетский корпус им. И.И. Неплюева, впоследствии ставший ГБОУ «Оренбургская кадетская школа-интернат имени И.И. Неплюева. Школа-интернат является многопрофильным учебным заведением, дающим первоначальную подготовку по лётному, вертолётному, авиационно-инженерному, ракетному, зенитно-ракетному и пожарному делу.
В 2009 году была возрождена школа «Юный космонавт». Её под свою опеку взял Центр «Подросток». Школа налаживает контакты с Центром подготовки космонавтов в Москве и с оптимизмом смотрит в будущее. Жива и самая важная для всех окончивших «лётку» традиция - встреча выпускников. Ежегодно на праздник из разных уголков страны приезжают сотни убелённых сединой военных. Они по традиции строятся на плацу, на котором давали присягу защищать Родину.