Военный инженер Лошкарёв. Сапёр, шагавший впереди
Инженерные войска, как известно, появились в России с лёгкой руки Петра Великого 320 лет тому назад, с тех пор 21 января у всех, для кого шанцевый инструмент и миноискатель - личное оружие, праздничный день. Кстати, полковнику Лошкарёву принадлежит ещё один «рекорд» - он единственный представитель инженерных войск, ставший полным кавалером ордена «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР», при этом Геннадий Константинович на дух не переносит, когда утверждают, будто армейский инженер - самая мирная военная специальность, поскольку, дескать, в атаки инженеры своих подчинённых обычно не водят...
Таким «знатокам» Лошкарёв напоминает фронтовой эпизод, ставший, если хотите, мемориальным: 17 ноября 1941 года 11 сапёров из 316-й (знаменитой Панфиловской) дивизии целый день сдерживали натиск 20 гитлеровских танков и батальона вражеской пехоты. Сегодня этот подвиг увековечен монументом «Взрыв» на 114-м километре Волоколамского шоссе.
«А ещё есть песня Булата Окуджавы «Десятый наш десантный батальон» из кинофильма «Белорусский вокзал», - напомнил Лошкарёв. - Так это тоже наши ребята. Не каждый знает, что в годы войны создавались гвардейские формирования инженерных войск Красной Армии, которые действовали во вражеском тылу - нарушали коммуникации и уничтожали военные объекты. Так вот, тот самый 10-й отдельный гвардейский батальон минёров дал стране семь Героев Советского Союза, вот только шестеро получили это звание, к сожалению, посмертно. Детали того последнего боя, после которого о 10-м батальоне стали слагать песни, удалось установить по найденной прощальной записке».
В ранней молодости Лошкарёв, появившийся на свет в башкирской деревне, тоже не слишком много знал об инженерных войсках и об истории этого рода войск. Однако стать офицером хотел - была у него такая мечта. Но опоздал на приёмную комиссию всего на один день и оказался рядовым в инженерно-сапёрном батальоне, располагавшемся на границе с Китаем. Так что будущую военную специальность за Лошкарёва, можно сказать, выбрала судьба и в некоторой степени военком…
Через год солдатской службы Геннадий Лошкарёв подал рапорт о поступлении в Тюменское военно-инженерное училище, которое окончил с отличием. Такой же «красный» диплом получил он и после учёбы в Военно-инженерной академии имени В.В. Куйбышева. А вот от преподавательской деятельности Геннадий Константинович решительно отказался и поехал на должность начальника инженерной службы 24-й учебной танковой дивизии Прибалтийского военного округа.
Именно в Прибалтийском военном округе военное усердие Геннадия Константиновича было отмечено орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» сначала 3-й степени, а буквально через год, в 1981 году, - 2-й. «Мои ордена фронтовыми снарядами и минами пахнут, - утверждает Лошкарёв. - Третью, а затем и вторую степень ордена мне вручили не просто за службу, а за боевую работу. Как известно, война по Прибалтике прокатилась в обе стороны, и на полях былых сражений остались тысячи затаившихся смертоносных боеприпасов. Порой приходилось работать, по пояс стоя в ледяной воде… А это, поверьте, не просто».
Потом в биографии Лошкарёва, уже ставшего полковником, был Афганистан. А началось всё со срочного вызова в Москву. «Мы направляем вас на службу в Афганистан, - сказал возглавлявший кадры Минобороны генерал армии Иван Шкадов. - И даем вам полтора дня на сдачу дел и имущества...» Что ж, подумал, Геннадий Константинович, Афганистан так Афганистан - сапёру не привыкать к боевой обстановке, у него каждый день как на войне. Не испугало Лошкарёва и то, что предшественник Анатолий Авдеев погиб. Тогда Лошкарёв больше думал о том, как он будет переносить жару…
Через год, в 1983-м, когда 45-му инженерно-сапёрному полку, которым командовал полковник Лошкарёв, вручали Вымпел министра обороны «За мужество и воинскую доблесть», прежние «страхи» казались смешными. И на боевой должности Геннадий Константинович в полной мере реализовал своё служебное кредо: успех достигается слаженной и чётко организованной работой всех звеньев коллектива. Эту простую истину он и старался довести в Афганистане до всех своих подчиненных. Убеждал, что только так можно выполнить поставленную задачу - обеспечить безопасную дислокацию и бесперебойное движение военных колонн по афганским дорогам, первые по которым проходили сапёры. И очень часто первыми несли потери. В Афганистане инженерные войска потеряли 12 офицеров и 150 военнослужащих срочной службы. Самые минимальные потери были в 45-м инженерно-сапёрном полку, пока им командовал полковник Лошкарёв.
В минной войне своя стратегия и тактика. Казалось, за время войны Лошкарёв досконально изучил весь минно-взрывной арсенал, которым западные «спонсоры» обеспечили моджахедов, разгадал все их секреты, но случай он и есть случай. Во время одной из боевых операций командирский БТР наскочил на душманский «сюрприз». Под колесами сработал «кулич» - мина итальянского производства. Силой взрыва боевую машину разорвало на куски, а полковник Лошкарёв получил тяжёлое повреждение позвоночника, контузию, к тому же осколками ему раздробило ступню.
…Сначала кабульский госпиталь, потом госпитали в Ташкенте и Риге. До полного выздоровления было ещё далеко, когда из Москвы звонил начальник инженерных войск Минобороны маршал инженерных войск Сергей Аганов: «Лошкарёв, ты кости свои собираешь, а там без тебя восемь погибших. Надо вылетать».
Сидевший рядом начальник госпиталя сокрушённо вздохнул и распорядился снять с Лошкарёва аппарат Илизарова, наложить гипс и вручить полковнику костыли. В таком виде он и появился в родном полку.
После Афганистана полковника Лошкарёва направили на преподавательскую работу в Военно-инженерную академию - передавать боевой опыт. И уже в Москве на заседании Военного совета Сухопутных войск ему вручили орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 1-й степени. Его главную «афганскую» награду.
В академии было работать интересно, но время промчалось стремительно, и в 1990 году пришлось уйти в запас. А в 2009-м Геннадия Константиновича избрали председателем Объединенного совета ветеранов инженерных войск Московского комитета ветеранов войны. Должность важная и не очень похожая на заслуженный отдых. Помимо воспитательной работы, ветераны инженерных войск добились установки в селе Микулино Руднянского района Смоленской области знака в память о сапёрах, погибших при выполнении боевых задач, а в Нахабино Московской области был открыт Сквер инженерных войск с памятником сапёрам всех поколений, в Евпатории - памятник выдающемуся фортификатору Герою Советского Союза Дмитрию Карбышеву.
…А вот насчёт 320-летия инженерных войск у полковника Геннадия Лошкарёва своё мнение: «Давайте сразу уточним, что дата эта официальная и связана с именем Петра Великого. На самом деле элементы военно-инженерного искусства зародились в Русском государстве значительно раньше. Без сапёров и без инженеров ни одна война не обходилась. Поэтому и лозунг у наших войск соответствующий: «Без нас - никто!».
И это правда. Справедливости ради надо только добавить, что и в бой сапёры идут первыми. А уже за ними - основные ударные силы, которым нередко и достаётся вся слава…