Майор Магомед Абдулкеримов: «Морская пехота не за награды служит»
© Фото автора
Майор Магомед Абдулкеримов.

Майор Магомед Абдулкеримов: «Морская пехота не за награды служит»

Замполит отвечает за патриотизм военнослужащих, обеспечивает «глубокое понимание» госполитики в области обороны, а когда надо поднимает и идёт в бой с бойцами
29 января 2021, 11:00
Реклама
Майор Магомед Абдулкеримов: «Морская пехота не за награды служит»
© Фото автора
Майор Магомед Абдулкеримов.
Читайте нас на: 

Как говорят в горах Дагестана: «Судьба - не камень, её и на коне не объедешь». Так сложилось и в жизни Магомеда Абдулкеримова. В его роду профессиональных военных не было. Да и сам он о таком выборе жизненного пути даже не задумывался. Ещё в школьные годы Мага увлёкся историей Кавказа и решил поступить на исторический факультет Дагестанского государственного университета. А характер у него с детства такой: решил - сделал.

Запишите меня в «морпехи»

В университете в разряд любимых предметов попали и занятия на военной кафедре. Его, гуманитария по складу мышления и студенческим пристрастиям, как ни странно, по-настоящему увлекала артиллерийская подготовка с её аналитичностью и точными расчётами - именно по этому профилю военная кафедра университета готовила офицеров запаса. После окончания вуза Магомед преподавал историю в лицее. Вроде, всё гладко складывалось: ученики к нему тянулись, самому интересно было с ребятишками работать.

Каспийцы атакуют.
© Фото автора
Каспийцы атакуют.

Но как-то вечером увидел по местному телевидению сюжет о Каспийской бригаде морской пехоты, которую с экрана назвали гарантом стабильности в регионе. Восхищала увлечённость морпехов настоящим мужским делом, их самоотдача. Примерил мысленно молодой учитель подобный формат жизни на себя: смог бы? С утра лейтенант запаса уже был на приёме у военкома с просьбой призвать на военную службу. В ту самую гвардейскую бригаду морской пехоты. По удачному стечению обстоятельств в артдивизионе соединения оказалась вакансия командира огневого взвода.

Как бы основательно не набирался «пушкарской» науки на военной кафедре будущий лейтенант запаса, но лейтенанту-артиллеристу морской пехоты они требовались, несомненно, в большем объёме и, что главное, в прикладном их качестве. И здесь сказалась добрая командирская опека майора Владимира Сапельникова и подполковника Станислава Мариняка. Они сумели рассмотреть в лейтенанте-«пиджаке» прорастающую уверенным побегом «офицерскую косточку», терпеливо вместе с ним самим вели работу над ошибками, помогали чётко определять целеустановки в службе.

За время первого не очень-то простого «испытательного» контракта Магомед окончательно понял, что служба в морской пехоте стала его призванием. Когда после четырёх лет должности взводного Абдулкеримову предложили освоить новую должность - заместителя командира десантно-штурмовой роты по воспитательной работе, он без колебаний согласился - сказался гуманитарный склад души и тяга к новому.

Замполит майор Абдулкеримов оказывался в нужное время и в том месте, где он был наиболее востребован учебно-боевой обстановкой.
© Фото автора
Замполит майор Абдулкеримов оказывался в нужное время и в том месте, где он был наиболее востребован учебно-боевой обстановкой.

Служба за штатом - испытание не для слабонервных

В отдельном батальоне морской пехоты динамика службы царила высокая. Комбат - подполковник Александр Кривенко был убеждён, что морского пехотинца лучше всего формирует поле боя, а если оно учебное, то нагрузки непременно должны быть сориентированы на реальный бой. Его заместитель по воспитательной работе капитан 2 ранга Мурад Пенделеев был абсолютным единомышленником комбата. Оказалось, что старшему лейтенанту Абдулкеримову надо было многому научиться у своего профессионального «опекуна» и прямого начальника. Выпускник Киевского военно-морского политучилища, Пенделеев взял в серьёзный «оборот» замкомроты с намерением сделать из него настоящего войскового воспитателя. Магомед до сих пор считает образцом пристальное внимание своего наставника к малейшим предпосылкам, и уж тем более, случаям нарушения уставного порядка. И ещё одной сильной стороной характера этого человека было умение держать себя в руках.

Вполне возможно, что именно выработанная в буднях морской пехоты выдержка помогла Магомеду, когда его должность была сокращена. К службе он уже прикипел всей душой, потому и написал рапорт, дескать, согласен на любую должность, вплоть до сержантской. Его услышали. Служба за штатом - испытание не для слабонервных: делай, что скажут, отправляйся, куда пошлют. Чаще посылали по командировкам - ближним и дальним. Испытание выдержал, и спустя некоторое время он был назначен помощником командира батальона по работе с личным составом.

 Прямо из твиндеков не совсем привычных для них больших десантных кораблей астраханские морпехи окунулись в учебный бой на крымском полигоне.
© Фото автора
 Прямо из твиндеков не совсем привычных для них больших десантных кораблей астраханские морпехи окунулись в учебный бой на крымском полигоне.

В нужное время - в нужном месте

С майором Магомедом Абдулкеримовым мы познакомились на одном из дышащих жаром учебных боёв полигонов ЮВО. Их батальон в ходе масштабного тактического учения был переброшен по железной дороге, а затем колонным маршем и морем с Каспийской флотилии на Черноморский флот. Прямо из твиндеков не совсем привычных для них больших десантных кораблей астраханские морпехи окунулись в учебный бой на крымском полигоне. Их действия получили высокую оценку проверяющих. Но перерыва в учебных боях не случилось - уже на следующий день батальон совершил переход морем для высадки на другом черноморском плацдарме. И снова каспийские морпехи действовали блестяще. Я спросил тогда у комбата, какова была в этой учебно-боевой эпопее роль его «замполита»?

- Как всегда, майор Абдулкеримов оказывался в нужное время в том месте, где он был наиболее востребован учебно-боевой обстановкой, - кратко и ёмко ответил подполковник Александр Картавкин.

Информирование личного состава - тоже забота замполита.
© Фото автора
Информирование личного состава - тоже забота замполита.

А мест таких на тех полигонных испытаниях было не счесть. После трудного марша майора можно было видеть среди бойцов, на пределе усталости обслуживающих БТРы, вместе со своими «морпехами» он на головной машине покидал твиндек БПК в морском десанте, увлекал своих бойцов в атаку на крутом склоне горного прибрежного полигона, в «прорабских» заботах обустраивал полевой батальонный лагерь, искал воду для полевой кухни. Если потребовалось бы, он прыгнул бы и с парашютом - в этом деле опыт есть, как-никак, за полсотни прыжков на счету.

Передислокация без потери бойцов

Заместителем командира батальона морской пехоты по военно-политической работе майор служит уже десяток лет, хотя за это время и должность его не раз переименовывалась. Но суть её оставалась неизменной - живая работа с бойцами и отцовская забота о них. Хотел бы в академии или военном университете повысить свой уровень военной теории, да не приходит в полк разнарядка на политработников. Зато практики в решении политических вопросов прибавилось.

Фланговая высадка морских пехотинцев с «москитного флота» при лёгком вооружении в составе малых манёвренных групп внесла сумятицу в оборону «противника» и позволила основным силам уверенно наращивать главный удар.
© Фото автора
Фланговая высадка морских пехотинцев с «москитного флота» при лёгком вооружении в составе малых манёвренных групп внесла сумятицу в оборону «противника» и позволила основным силам уверенно наращивать главный удар.

Батальон вошёл в состав полка морской пехоты с передислокацией в Дагестан. Контрактники - народ в немалом числе семейный. И их домашние тылы не очень-то порадовались передислокации на новое, не совсем оборудованное для семей место. Вот, где заработал умелый индивидуальный подход замполита: практически с каждым женатым контрактником и его «прекрасной половиной» пришлось обстоятельно переговорить о смысле военной жизни. И не потерял батальон лучших своих специалистов, перебираясь на новое место службы.

Как результат - недавние СКШУ «Кавказ-2020» ещё раз показали высочайшую сплочённость и надёжную выучку этого подразделения морпехов. Кстати, на том же учении сам замполит батальона действовал на одном из сложнейших участков десантирования с моря. Он возглавил десант с маломерных рыбацких судов, которые, по опыту Великой Отечественной войны, вполне успешно могут применяться в десантных операциях. Фланговая высадка морских пехотинцев с «москитного флота» при лёгком вооружении в составе малых манёвренных групп внесла сумятицу в оборону «противника» и позволила основным силам уверенно наращивать главный удар. Кстати, на этом же учении замполит батальона вполне наглядно и успешно применил свой сирийский опыт по организации сопровождения и охраны колонн в условиях очагового противодействия «противника».

Политическое дело

- При контрактном комплектовании очень важно, чтобы служилось морским пехотинцам с удовольствием, - объясняет свою позицию майор Абдулкеримов. - Тогда они и горы способны свернуть. А парни у нас служат замечательные - четверть батальона земляки-дагестанцы, и ещё 12 национальностей. Страна даёт им всё, чтобы они могли защитить её от всякой напасти. Своей задачей считаю, чтобы каждый боец батальона хорошо это понимал. А то ведь в промежуточных звеньях бывают и преграды - бюрократия, неразворотливость, лукавство, безразличие и даже непрофессионализм. Преодолеть их - и есть сегодня конкретная политическая задача, потому что от этого зависит боевой настрой батальона. Его способность побеждать. Ведь человек, как разумная система, организован и функционирует по куда более сложным законам, нежели любой механизм или самое продвинутое компьютерное устройство. Чутко заметить возможность сбоя, положительно настроить человека - это тоже политическое дело.

В общем-то, к этой позиции майора Абдулкеримова и добавить нечего. Ведь прав, по большому счёту, батальонный «замполит», постигший многие аспекты своей работы, так сказать, прикладными методами и в реальных боевых условиях. И пусть на его парадном кителе не теснятся высокие награды за ратный труд, он к этому относится философски: «Морская пехота не за награды служит». Именно такими войсковыми работягами и сильно российское офицерство, которое в большинстве своём так и мыслит: «Не до ордена, а жила бы Родина…»

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама