Ниндзя уже в России
© Фото автора
Рукопашный бой с использованием длинноклинкового оружия.

Ниндзя уже в России

Россия и Япония - соседние страны, но понять японскую систему ценностей без учёта самурайской философии весьма сложно. Теневая сторона этого мировоззрения - школа ниндзя, и она уже есть в нашей стране
Реклама
Ниндзя уже в России
© Фото автора
Рукопашный бой с использованием длинноклинкового оружия.
Читайте нас на: 

Именно воинственная философия определила в значительной степени своеобразную политическую линию островной империи. Находящееся с нами в состоянии «ни мира ни войны» государство (мирный договор между Россией и Японией так и не был за более чем 60 лет подписан) остаётся во многом загадкой для наших соотечественников.

Справка

В совместной декларации между СССР и Японией от 1956 г., которая официально положила конец войне между двумя государствами, Москва признала возможность передачи Стране восходящего солнца двух островов - Хабомаи и Шикотана. При этом, вопрос о двух других островах - Кунашир и Итуруп - затронут не был. Однако Япония настаивает на передаче, как минимум, четырёх островов, а как максимум, всех Курил и Южного Сахалина, ссылаясь на трактат о торговле и границах от 1855 г. Возможность передачи двух островов обсуждалась российской стороной в последний раз в 2001 году.

Понять чужое...

Япония - весьма загадочная страна, практикующая синтоизм, то есть многобожие, и почитающая одним из верховных божеств бога войны Хатимана. Именно этому божеству служат самураи, которые, кстати, совсем не ушли в небытие, а просто «переоделись в гражданское платье». Хорошо известно, что в японском правящем бомонде представлены выходцы из благородных семей, руководствующиеся своими понятиями чести и достоинства, которые, в частности, определяет самурайский кодекс.

Хатиман - синтоистский бог войны, покровительствующий героям во время битвы.
© wikipedia.org
Хатиман - синтоистский бог войны, покровительствующий героям во время битвы.

Несгибаемость позиции и жёсткий стиль правления, военные преступления эпохи микадо, изуверские эксперименты над людьми отряда 731, Нанкинская резня - всё это на самом деле оборотная сторона того самого воинственного и непримиримого духа, в котором веками воспитывалась японская воинская и государственная элита. В этой системе ценностей жизнь неотделима от смерти, неожиданное нападение на безоружного вполне допустимо, а жалость - слабость, достойная презрения.

Есть и сборник правил и общего поведенческого протокола образцового самурая  - бусидо (яп. 武士道 буси-до:, «путь воина»). Сформировался как этический кодекс правящего класса империи в XVII-XVIII веках. Моральные нормы бусидо строятся на установках синтоизма и дзэн-буддизма, то есть вере в загробное существование, населённости окружающего мира духами, следовании верноподданническим установкам и приверженности  патриотизму. Основа поведения - отношение к смерти как к дару при полном равнодушии к жизни. Отправляясь на войну, самурай давал три обета: забыть дом, семью и пренебречь своей жизнью.

Отправляясь на войну, самурай давал три обета: забыть дом, семью и пренебречь своей жизнью.
© pixabay.com
Отправляясь на войну, самурай давал три обета: забыть дом, семью и пренебречь своей жизнью.

Но если о мастерах меча и об их религии света и тьмы («инъё») в России достаточно много написано, то о ниндзя у нас известно гораздо меньше. Между тем именно противостояние самураев и ниндзя проходит красной нитью через бурные века становления японской государственности, особенно в период так называемой войны провинций.

Справка

Японская война провинций или «эпоха воюющих провинций» Сэнгоку - гражданская война между областями империи, начавшаяся в 1467 г. В результате кровавого векового противостояния в начале XVII века был наконец учреждён сёгунат, то есть власть военного правителя страны, номинально подчинявшегося императору. Во главе Японии встал род Токугава.

В России появились ниндзя

Наследие воинских школ воспринимается в Японии столь серьёзно, что некоторые боевые искусства уже признаны на уровне ЮНЕСКО нематериальным культурным достоянием человечества.

Однако вряд ли такое признание грозит школам ниндзя, которая, как оказалось, вполне представлена и в России. Так что же это такое, и кто на самом деле легендарные бойцы тени?

За разъяснениями я обратился к главе российского отделения древней школы Синро рю Алексею Астафьеву, человеку известному в среде практикующих боевые искусства.

 Алексей Астафьев показывает приёмы работы с мечом.
© Фото автора
 Алексей Астафьев показывает приёмы работы с мечом.

- Многие говорят, что ниндзюцу - искусство подготовки убийц-ниндзя, это миф. Ваш комментарий?

- Отчасти это правильно-отчасти нет. В древности ниндзюцу называлась только техника шпионажа и специальных перемещений, то есть чистой воды шпионские вещи. Позже ниндзюцу стали называть и техники шпионажа, и техники владения оружием и телом. Основным у ниндзя был шпионаж, но бывало, что их привлекали и для устранения нежелательного лица.  34-й действующий глава школы Тогакурэ-рю ниндзюцу Масааки Хацуми  практиковал их методы и их технику и создал признанную в Японии организацию Будзинкан. Его заслуги отмечены наградами японского правительства. Но есть в Японии и прямой потомок ниндзя, практикующий их наследие – Каваками Дзинъити.

Появилось достаточно много школ разного уровня. Было немало попыток энтузиастов создать такие заведения. Но прямого наследия у других продолжателей, помимо Каваками Дзинити, нет. Кстати, зачастую многие ниндзя уходили в мирную жизнь и становились лекарями, полицейскими, разведчиками и военнослужащими.

 Масааки Хацуми - действующий глава школы Тогакурэ-рю ниндзюцу.
© webhiden.jp
 Масааки Хацуми - действующий глава школы Тогакурэ-рю ниндзюцу.

- Вы - признанный мастер меча. В чём отличие школы ниндзя от других школ? В чём её ценность?

- Я не могу сказать, что я мастер. Я считаю себя недоучкой, хотя и знаю достаточно много, занимался в ряде традиций. В чём конкретно отличие? Основа нашей школы - это кагэ-рю, достаточно древняя школа. В дальнейшем, она дала рождение синкагэ-рю совместно с Катори-синто-рю и Нен-рю.

Справка

Катори-синто-рю является национальным нематериальным достоянием Японии. Существующая 500 лет подряд школа подготовки мастеров боя на монашеских посохах (бо), мечах (яй, катана), длинных кинжалах (вакидзаси) и алебардах (нагината). В учебных поединках используются отцентрованные тяжёлые мечи из твёрдых пород древесины (боккэн). Металлическое оружие используется для упражнений по рубке и для показа фехтования в версии соло.

Подозреваю, что знания до меня дошли не в чистом виде. Как и многие другие школы, она создавалась больше для самураев. Поэтому какие-то изменения были внесены - например, умение работать в узком пространстве, с невысокими потолками над головой, а также работа в клинче и умение использовать оружие противника против него самого. Кроме того, ниндзя пытались избегать открытого поля. Их задачей был не бой, как у самураев, а доставление сведений. Хотя были случаи, когда ниндзя действовали и на поле брани. Сохранились свидетельства о «бойцах тени», которые действовали настолько мощно, что даже сумели отбросить авангард целой армии.

Это описано в летописи «Тенсё Ига но-ран». Там же описано, как в открытом бою ниндзя смогли победить сыновей военачальника Гамоу Удзисато войска даймё Ода Нобунага:

«В результате войска, находившиеся прямо у стен монастыря, оказались в полном окружении. При этом ниндзя Момода Тобэй и Ёкояма Дзинскэ спустились до самого подножия горы и отсекли головы обоим сыновьям Гамоу. Когда они с боевым кличем устремились на врага с короткими мечами в руках, штурмовые отряды обратились в бегство. И только вступление в бой свежих резервов спасло их от полного разгрома. В награду за героизм, проявленный в этом бою, семь бойцов из Ига получили прозвище «Семь копий с горы Хидзи-яма». Это были Момода Тобэй, Ёкояма Дзинскэ, Фукукита Сёгэн, Мори Сиродзаэмон, Матии Киёбэй, Ямада Кансиро и ещё один ниндзя, имя которого история не сохранила».

Однако естественной средой обитания разведчиков испокон веку был всё-таки сумрак.

«У ниндзя главной целью был шпионаж, а не убийство»

- То есть ниндзя это не аналог ассасинов, страшного ордена убийц, существовавшего на Ближнем Востоке?

- Ассасины были заточены конкретно на убийство.

Справка

Ассасины - тайный орден фанатиков-убийц государства исмаилитов-низаритов. Предположительно образован в XII веке и существовал почти открыто до XIII века. Ассасины обладали опорными точками в горных провинциях Сирии. Некоторые исследователи считают их близкими по духу и еретическому учению к тамплиерам. Члены секты стремились выполнить задание и уйти как можно скорее из жизни к вечному райскому блаженству, положенному тем, кто исполнил свой долг перед Аллахом. Спастись от ассасинов было крайне сложно ввиду того, что их покушения следовали логике камикадзе.

У ниндзя главной целью всё-таки был шпионаж, а не убийство. Их интересовал сбор данных, умение стравить противников и создать провокацию, чтобы один даймё (яп. 大名, даймё, букв. «большое имя» - крупнейшие военные феодалы средневековой Японии. - Ред.) пошёл на другого войной. Конечно, поручались ниндзя и изощрённые убийства, и диверсионная работа. Например, во время одной из войн и осады крепости «бойцы тени» умудрились подрыть основание высокой башни, что нарушило целостность крепостной стены, часть которой рухнула. Однако их основной целью было, как и у современных снайперов, уничтожение военачальников и лишение армии общего руководства.

Постановочный
© hipwallpaper.com
Постановочный "бой" в фильме про ниндзя из культовой картины 90-х гг. прошлого века. Такое представление о ниндзя не соответствует реальности, но прочно вошло в историю мирового кино.

В отличие от ассасинов, ниндзя не искали смерти, они хотели вернуться домой живыми. Для того, чтобы донести данные, надо было сначала выжить.

Многие считают, что ниндзя в чём-то можно уподобить армейской разведке. Но я считаю, что это явление гораздо сложнее - оно более многофакторное. Типичная цель для ниндзя: пробраться в замок, вкрасться в доверие, собрать долговременную информацию, а потом незаметно исчезнуть, вернувшись к своему хозяину и доложив ему результаты проведённой акции.

- Что такое для Вас «путь меча»?

- Для меня путь меча – это изучение не только техник меча, но и духовной составляющей этого искусства. Есть, конечно, определённые ритуалы, связанные с мечом. Чем больше я пытаюсь вобрать в себя японскую культуру и их традиции, их верования, тем больше  убеждаюсь, что учусь-учусь, а всё равно психологию этих людей до конца не понимаю.

Но относительно оружия, могу сказать совершенно чётко: японцы воспринимают меч, как часть собственной личности. Нельзя схватиться за чужой меч. Это тягчайшее оскорбление, за которое раньше вполне могла последовать смерть.

С другой стороны, и глава их пантеона - солнечная богиня Аматэрасу - подарила своему избраннику, основателю японской нации, именно меч. Поэтому к мечу совсем другое отношение, чем, например, к алебарде (нагинате) или копью (яри).

Глава российского отделения древней школы Синро рю Алексей Астафьев с учеником.
© Фото автора
Глава российского отделения древней школы Синро рю Алексей Астафьев с учеником.

Кроме того, у японцев бедная железная руда. Процесс изготовления меча занимал порой несколько месяцев. Ну и ценился меч поэтому совсем не так, как в странах с более развитой металлургией. Но это всё второстепенное.

Правила поединка

- Почему Вы выбрали для себя именно эту школу? Как так получилось?

- Собственно говоря, получилось это достаточно случайно, некое стечение обстоятельств. В районе метро «Сухаревская» в советские времена было небольшое заведение, где подавали хороший кофе. Как-то раз я там сидел, когда вошёл парень с двумя девушками, а вслед за ним компания хулиганов, задравшихся к нему.

Я решил помочь молодому человеку, но пока возился с одним противником, он ухитрился «уронить» троих, причём столь качественно, что встать самостоятельно они уже не смогли. Когда банда ретировалась, я, уже тогда давно не новичок, занимавшийся карате, попросил его объяснить, что это такое увидел.

Так я впервые и услышал рассказ о сенсее (яп. 先生 сенсей, букв. «старший», в Японии обращение к учителю. - Ред.), мастере ниндзюцу. Тем не менее тогда выяснилось, что открытого приёма в группу нет, мне в лучшем случае позвонят, если захотят. Спустя какое-то время звонок раздался. Я приступил к занятиям.

И уж так случилось, что ещё до этого происшествия я как-то раз поссорился с боксёром и был им избит. Тогда-то мама и спросила меня, зачем заниматься, если всё равно возможности применить свои умения фактически не существует. Я ведь привык работать «в воздух», не нанося удары по цели. После описанного выше инцидента у меня появился только один ценностный критерий боевого искусства - смогу ли достойно ответить противнику или нет.

Большой упор в нашем умении делается на то, чтобы техника могла выполняться в любом состоянии. Противнику неважно болит ли у тебя плечо или нет - он нападёт всё равно и ничего спрашивать не будет.

Когда я начал учиться у сенсея, то понял культурологическую разницу: у японцев не принято обсуждать - у них можно только повторять действия наставника. Поэтому мы с нашим русским менталитетом очень раздражали учителя. Он даже иногда настолько сердился на нас, что переходил с грехом пополам понимаемого нами английского на японский. Вопросы в японских додзё никогда не задают, а следуют примеру учителя. В восточной культуре вопрошающий только раздражает. Но когда сенсей всё-таки снисходил до объяснений, мы понимали, что действительно все перемещения и удары отточены и логичны.

«Воин - это тот, кто забывает о смерти, когда защищает самое ценное, что у него есть»

- Как Вы определяете, что такое воин?

- Для меня воин - это определённые убеждения. Неважно есть ли у человека форма, и что он умеет. Просто умеющего что-то делать с неважно каким оружием человека я назвал бы не более чем обычным солдатом.

Воин - это внутренне мобилизованный человек, готовый до конца защищать свои идеалы и людей. Воин - это тот, кто забывает о смерти, когда защищает беззащитных и самое ценное, что у него есть.

Таким людям в гражданской жизни приходится очень тяжело. В особенности, если он реально встал на пути зла и нейтрализовал какого-либо агрессора. Потом нередко человеку приходится объясняться с законом.

Я раньше любил приводить пример девочки-подростка, над которой попытались надругаться двое уголовников. Но им это не удалось, потому что она с совсем не детской яростью отстаивала свою честь. Вот образец настоящего воина, презревшего смерть, идущего наперекор, не желающего договариваться во имя своей жизни с насильниками.

Относительно моральных установок наше первое и основное кредо - не врать самому себе. Ты должен знать себе цену и не щадить себя в самооценке. Тогда у тебя есть шанс выжить и даже победить.

Это основная философская мысль учения ниндзя.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама