Не войной, так голосованием: Ливию пытаются объединить при помощи политтехнологий
Их не знали в лицо
При невиданной активности временно исполняющей обязанности главы UNSMIL (спецмиссия ООН по Ливии. - Авт.) американки Стефани Уильямс в Швейцарии в рамках Ливийского форума политического диалога прошли выборы главы временного переходного правительства и членов нового Президентского совета (ПС). И вот что примечательно: такие политические тяжеловесы как союзник Халифы Хафтара спикер Палаты представителей (ПП - парламента) Агила Салех, глава Правительства национального единства (ПНЕ) Фаиз Сарадж и министр внутренних дел ПНЕ Фатхи аль-Башага, выборы с треском проиграли. На этот раз победа досталась мало кому известным персонажам.
Премьер-министром был избран уроженец Мисураты Абдель Хамид ад-Дбейба, брат которого миллиардер Али ад-Дбейба ещё при Муаммаре Каддафи возглавлял организацию, занимавшуюся привлечением иностранных инвестиций в строительные объекты, и сумел сколотить баснословный капитал. Не обошлось, как утверждают, и без присвоения значительных государственных средств во время «революции» 2011 года. Членами обновлённого Президентского совета стали Муса аль-Куни и Абдалла аль-Ляфи, представляющие интересы соответственно Феццана (южный регион) и Триполитании (западный регион). Возглавил ПС бывший посол в Греции от Правительства национального единства Мухаммед аль-Манафи.
Массовое восхождение на политическую авансцену малоизвестных людей объясняется двумя факторами. Во-первых, растущим недовольством простых ливийцев когортой порядком надоевших политиков, не способных договориться и покончить с войной. Известный ливийский политолог Мустафа Фитури считает, что многие представители местного истеблишмента являются агентами иностранных государств, и проблемы страны заботят их меньше всего: «Хозяева им хорошо платят, поэтому они в любой момент могут покинуть Ливию и уехать куда угодно». Дело дошло до того, что в конце прошлого лета сотни тысяч ливийцев на востоке и западе вышли на улицы с требованиями отставки не годных ни на что политиков и прекращения войны.
Во-вторых, после поражения Ливийской национальной армии (ЛНА) Халифы Хафтара западная дипломатия и лидеры ряда арабских стран, оценив складывавшуюся обстановку и настроения ливийцев, сумели подтолкнуть враждующие стороны к переговорам. При посредничестве ООН из представителей от ПНЕ и ЛНА была сформирована смешанная военная комиссия, которая договорилась о прекращении огня, обмене пленными и выводе из Ливии к 23 января 2021 года всех иностранных сил. Начались переговоры об открытии прибрежной дороги, связывающей восточную и западную границы страны, а также об объединении центробанков, нефтедобывающих компаний и координации усилий, нацеленных на восстановление экономики.
Кроме того, стороны договорились в конце декабря 2021 года провести общенациональные выборы, как раз для подготовки к которым было сформировано переходное правительство и обновлён состав ПС. Также был дан старт работе над конституционной декларацией и начал работу форум ливийского политического диалога - стороны договариваются об отказе от «языка войны», который может провоцировать боевые действия и углубить взаимную вражду.
По два претендента на место
На Западе формирование переходного правительства считается крупнейшим дипломатическим прорывом с момента ливийского переворота 2011 года и чуть ли не новой ливийской реальностью - панацеей от всех бед, которые приключились с этой страной и народом. И объяснить столь восторженную реакцию можно, если учесть, что за предыдущие десять лет все попытки западной дипломатии, включая Схиратское соглашение, с треском проваливались, породив мёртворождённое ПНЕ. В итоге всё вылилось в неудавшуюся инициативу главкома (ЛНА) Хафтара решить проблему военным путём.
Однако у скептиков свои основания. Во-первых, вызывает сомнение уверенность Уильямс в том, что абсолютно все политики как на востоке, так и на западе Ливии будут выполнять решения нового правительства, а также добровольно откажутся от льгот и безропотно уйдут со своих высоких постов, чтобы освободить места преемникам.
Не исключено, что количество чиновников просто удвоится - по два, старый и новый, на одно кресло, что неизбежно приведёт к путанице и только обострит грызню за власть. Так уже не раз бывало, когда враждующие стороны договаривались, будь то Каир, Абу-Даби, Париж, Рим, Берлин или Москва, а потом, когда дело доходило до дележа власти и распределения «хлебных» должностей, от договорённостей всякий раз отказывались.
Во-вторых, не всё так складно с ливийским урегулированием, как утверждает Стефани Уильямс. Например, до сих пор не удалось договориться об открытии прибрежной дороги, связывающей запад и восток страны. Но главное, ни к 23 января, ни позже из Ливии так и не удалось вывести все иностранные войска, общая численность которых, по данным ООН, не менее 20 тысяч. В их числе турецкие военнослужащие и завезённые ими из Сирии исламистские боевики, а также боевики из Чада и Судана. Сюда же включены и сотрудники российского частного охранного предприятия «Вагнер», чьё присутствие в Ливии официальная Москва категорически отрицает. При этом Турция, судя по заявлениям из Анкары, не собирается выводить ни своих военных, ни сирийских джихадистов, а также не намерена прекращать поставки боевой техники для ПНЕ Сараджа.
Что касается Москвы, немало сделавшей для прекращения войны в Ливии, то здесь, несмотря на ряд спорных моментов и нестыковок, положительно оценивают прошедшие выборы и выражают надежду на преодоление затянувшегося кризиса. Правда, без излишнего пафоса.
Бульдозер Уильямс
Теперь об этих самых нестыковках и спорных моментах. Например, многим экспертам и политикам совершенно не понятно, из каких принципов исходила Стефани Уильямс при подборе участников Ливийского политического диалога. Как известно, каждый из центров власти выдвинул по 18 человек, а остальные 39 были назначены лично врио главы UNSMIL, в их числе и политики, и представители ливийского бомонда - писатели, артисты, художники и вообще практически неизвестные персонажи, не имеющие ни авторитета, ни даже близкого отношения к политической сфере. Немало вопросов вызвала и предложенная Уильямс хитроумная, практически непрозрачная, система подсчёта голосов. И это укрепило подозрение, что она банально навязывает ливийцам волю западных стран.
Уже первое заседание форума ЛПД, прошедшее в октябре 2020 года в Тунисе вошло в историю серией громких коррупционных скандалов, когда некоторые политики за взятки пытались получить голоса избирателей. Кроме того ливийцы были возмущены грубым нажимом Запада и особенно «отбраковкой» авторитетных политиков, вроде Халифы Хафтара, от участия в политическом процессе. Однако Уильямс продолжила ломиться танком, объясняя своеобразие своего политологического давления попыткой подключить к урегулированию ливийского кризиса представителей нарождающегося гражданского общества.
Ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН имени Е.А. Примакова Александр Фролов утверждает, что Уильямс действует в характерной для США манере - грубо вмешаться в ход событий, взбаламутить обстановку, разрушая статус-кво, а дальше бросить всё на произвол судьбы. Даже если ничего с замирением не выйдет и в Ливии продолжится война, США, как говорится, плакать не станут. Скорее наоборот, поскольку им совсем не нужен выход на мировой рынок ливийской нефти или газа.
Напомним, что именно Вашингтон возглавил агрессию НАТО против Ливии в 2011 году, а после разрушения страны по отработанной схеме ушёл в сторону...
Традиционные связи
Откроют ли состоявшиеся в Женеве выборы переходных органов власти путь к долгожданному миру в Ливии или всего лишь дадут передышку перед новой большой войной, пока не ясно. Но уже понятно, что новая ливийская реальность предполагает слом старых альянсов и поиск новых. Причём весьма неожиданных.
Ливийские СМИ уже отметили некоторое сближение спикера ПП Агилы Салеха, боровшегося против исламистов, с главой Высшего государственного совета аль-Мишри, непосредственно связанного с «Братьями-мусульманами» (террористическая организация, запрещена в РФ), - обоих политиков «прокатили» на выборах переходного правительства.
Но больше всего настораживают контакты между Халифой Хафтаром, который считается непримиримым врагом исламистов, и новым премьер-министром Абдель Хамидом ад-Дбейбом, который, по мнению ливийского политолога Асама аз-Зубейра, «не поддаётся никакой идеологической классификации». Его нельзя отнести ни к одной из действующих в Ливии политических группировок, идеологически он действительно нейтрален, с полной уверенностью сказать о нём можно только то, что он предприниматель.
Однако союз очень богатого человека со связями в финансовом мире и фельдмаршалом Хафтаром, за спиной у которого сильная военная организация, вызывает серьёзные опасения у конкурентов. В этом плане в Турции, особенно после того, как нынешний премьер ПНЕ Фаиз Сарадж заявил, что уходит в отставку, уже начали раздаваться голоса, утверждающие, будто теперь Анкара наверняка потеряет Ливию.
Другой точки зрения придерживается старший преподаватель Школы востоковедения при Высшей школе экономики Андрей Чупрыгин. По его мнению, Анкара, если и потеряла некоторых своих сторонников в Ливии, то эти потери не настолько заметны, чтобы говорить о серьёзном изменении баланса сил в пользу их противников. Кроме того, считается, что Анкару негласно поддерживает ООН. Да и Сарадж обещает уйти в отставку не ранее октября, а до того времени в Ливии многое может измениться. Это во-первых. А во-вторых, клан ад-Дбейбов с «дореволюционных» времён тесно связан с крупным турецким строительным бизнесом, пустившим корни в Ливии ещё при Каддафи.
В общем, не всё так просто и не всё прозрачно. Например, Андрей Чупрыгин считает, что ливийские «успехи» Уильямс в значительной степени были обеспечены закулисными договорённостями между США, Турцией, Египтом, ОАЭ и, возможно, даже Россией. А согласие Хафтара признать решения переходного правительства и нового ПС было получено после того, как ему сделали предложение, «от которого он не мог отказаться».
То есть поставили перед дилеммой: либо ты отходишь в сторону и не мешаешь мирному процессу, которым на Западе восхищаются, а взамен получаешь неплохие отступные в виде почётной должности в будущих властных структурах, либо получаешь крупные неприятности - скажем, теряешь отношения с Вашингтоном и лишаешься финансовой и политической поддержки со стороны ОАЭ и Египта, и без того недовольных военными неудачами главкома ЛНА.