Десантные корабли, которые прежде строились на польских верфях, будут получать путёвку в жизнь в Крыму.

Не нужен нам берег Турецкий и Польша уже не нужна

Десантные корабли, которые прежде строились на польских верфях, будут получать путёвку в жизнь в Крыму
Реклама
Не нужен нам берег Турецкий и Польша уже не нужна
© zalivkerch.com
Десантные корабли, которые прежде строились на польских верфях, будут получать путёвку в жизнь в Крыму.
Читайте нас на: 

Строим сами

Пока что большие десантные корабли (БДК) проекта 775 (по натовской классификации «Ropucha», «Жаба» по-польски), построенные в польском Гданьске во времена Варшавского договора, и БДК проекта 11711 типа «Иван Грен», сошедшие со стапелей судостроительного завода «Янтарь» в Калининграде, успешно выполняют поставленные задачи. Между тем значение морских десантов и стремительной переброски военной техники в условиях нарастающего противостояния по всему периметру российских морских границ увеличивается с каждым годом. Вот почему Министерство обороны России уже заказало для ВМФ новейшие универсальные десантные корабли (УДК) проекта 23900 типа «Иван Рогов».

Так что серия российских универсальных десантных кораблей 1-го ранга «Иван Рогов», предназначенных для действий также и в океанской зоне, - это не только ответ на отказ Франции поставить нам уже оплаченные «Мистрали» под предлогом санкций. Немаловажен тот факт, что строятся они в Керчи на заводе «Залив» - то есть в Крыму, из-за воссоединения которого с Россией и разгорелся весь этот санкционный сыр-бор.

К слову, с момента введения в эксплуатацию на «Заливе», который простаивал с 2011 года, блока корпусных цехов и приобретения дополнительных производственных площадей, которые уже оснащены всем станочным оборудованием, завод наконец-то заработал в полную силу. УДК проекта 23900 были заложены на керченском заводе «Залив», прежде специализировавшемся на танкерах, гидрографах и аварийно-спасательных судах. «Иван Рогов» уйдёт на Северный флот, «Митрофан Москаленко» ждут на Тихоокеанском.

И теперь, после бодрых заводских гудков на «Заливе», зависимость России от иностранных поставщиков боевой техники и вооружений, и так минимальная, полностью сошла на ноль. Импортозамещение в оборонной сфере - первое дело. Особенно, если вспомнить, как в 1992 году поляки с гданьской верфи «Stochnia Polnocnа» по указке Запада расправились с двумя недостроенными кораблями проекта 778, который должен был прийти на смену российским десантным кораблям проекта 775. На этом, собственно, и завершилось польское высокотехнологичное кораблестроение. Оно и понятно: ломать - не строить...

От плаката к контракту

Новейшие УДК предназначены для приёма, перевозки и высадки морского десанта на оборудованное и необорудованное побережье с привлечением десантных катеров, БПЛА и вертолётов. Все комплектующие корабля, включая двигатели, электронику, десантно-высадочные средства, авиакрыло и оружейные системы только российского производства. И поскольку в России пока ещё не производятся дизели, способные дать ход кораблям водоизмещением в 25.000 тонн, рассматривается возможность использовать имеющиеся силовые установки, которые применяются на фрегатах проекта 22350 типа «Адмирал Горшков».

Если учесть, что два агрегата комбинированной дизель-газовой установки общей мощностью 65.400 л.с. способны приводить в движение фрегат водоизмещением 6.000 тонн с ускорением, приближающимся к 30 узлам, то в случае с УДК такая силовая установка позволит ему развивать ход в 25 узлов, что на первых порах вполне достаточно для кораблей такого класса. Например, «парадный ход» находящихся в строю БДК «Иван Грен» и «Пётр Моргунов» составляет 18 узлов, то есть «Иван Рогов» будет идти быстрее почти в 1,5 раза.

«Парадный ход» БДК «Пётр Моргунов» составляет 18 узлов.
© aoosk.ru
«Парадный ход» БДК «Пётр Моргунов» составляет 18 узлов.

Проекты универсальных вертолётоносцев, первый - от Невского проектно-конструкторского бюро, второй - от Крыловского государственного научного центра, известны давно. Согласно варианту Невского бюро, представленному пять лет назад, водоизмещение УДК должно было составить 14.000 тонн. Проект Крыловского центра предполагал водоизмещение в 25.000 тонн. И заказчик в лице Минобороны решил «не мелочиться». В начале 2020 года в средствах массой информации появились снимки плаката, где были указаны характеристики УДК по проекту 23900 разработки Зеленодольского проектно-конструкторского бюро.

Именно это «наглядное пособие и было показано Владимиру Путину, когда зашёл разговор о перспективах отечественного флота. И буквально через несколько месяцев стало известно о заключённом контракте военного ведомства с Керченским судостроительным заводом «Залив» на постройку двух УДК общей стоимостью 100 млрд рублей.

Проворнее, чем «Мистраль»

По десантовместимости (до 1.000 морских пехотинцев и до 75 единиц боевой техники) УДК проекта 23900 значительно превосходит действующие на Северном флоте БДК типа «Иван Грен» (300 морпехов или 36 единиц боевой техники) и БДК польской постройки (340 десантирующихся и 12 БТР или БМП). В состав авиационной группы нового УДК может входить до 16 вертолётов Ка-29, предназначенных для десантирования с кораблей подразделений морской пехоты и их огневой поддержки, противолодочных вертолётов Ка-27, вертолётов радиолокационного дозора Ка-31, ударных вертолётов Ка-52К «Катран» (палубная версия армейского Ка-52 «Аллигатор») и несколько БПЛА. Кроме того, в доковой камере корабля предполагается разместить до четырёх десантных катеров проекта 11770 «Серна».

Большой десантный корабль (БДК) «Иван Грен».
© mil.ru
Большой десантный корабль (БДК) «Иван Грен».

Такие характеристики сопоставимы с характеристиками французских «Мистралей» - 16 многоцелевых вертолётов класса NHI NH90 или ударных вертолётов класса Eurocopter Tiger, 4 десантные баржи, до 60 БТР, до 70 грузовиков, до 13 основных танков типа AMX-56 Леклерк и 450 солдат. При этом «Мистраль» тихоходен - всего 18,8 узла.

В качестве английского пациента

Способен ли керченский «Залив», при украинской власти специализировавшийся на мирной тематике, выполнить заказ Министерства обороны России беспрекословно и в срок? Оснований для опасений нет, поскольку в ноябре 2020 года заводчане уже сдали Черноморскому флоту новый патрульный корабль «Павел Державин» (проект 22160). И это был один из самых сложных заказов для предприятия, поскольку с модульными конструкциями завод прежде не сталкивался. Теперь в Керчи планируется построить ещё один модульный корвет водоизмещением около 1.700 тонн и развивающий скорость хода до 30 узлов. Что может означать только одно: «вертолётоносец» нового поколения «Заливу» под силу, и то доверие, которое оказано крымчанам, они, безусловно, оправдают. В программе перевооружения армии и флота, рассчитанной до 2027 года, керченский завод занял достойное место.

В ноябре 2020 года Черноморскому флоту был сдан новый патрульный корабль «Павел Державин» (проект 22160).
© mil.ru
В ноябре 2020 года Черноморскому флоту был сдан новый патрульный корабль «Павел Державин» (проект 22160).

Сегодня уже трудно поверить, что до воссоединения Крыма с Россией судьба этого предприятия висела буквально на волоске. Особенно после того, как Украина дала добро английской компании Fort Asset Management Ltd приобрести пакет акций завода в размере, обеспечивающем превышение 50 % голосов в высшем органе управления эмитента. Итогом этой сделки стало разрушение военного кораблестроения. Максимум, что Великобритания позволяла делать заводу, так это строить контейнеровозы и, в частности, судно «Polarcus Adira» по заказу норвежцев.

По сути, тогда мощности стратегического предприятия использовали сразу две страны НАТО - Великобритания и Норвегия. При этом они делали всё, чтобы завод методично умирал.

Сегодня на производственных мощностях «Залива» ежегодно ремонтируются более 20 судов. Кроме того, предприятие приняло участие в строительстве Крымского моста - изготовило 500 тонн габаритных конструкций для автодорожной части знакового сооружения и 1.430 тонн мостовых металлоконструкций для железнодорожных подходов к транспортному переходу через Керченский пролив. Ну а с появлением военного заказа керченский «Залив» выходит в число ведущих судостроительных предприятий России.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама