В других СМИ
Загрузка...
Бойцы российских мобильных подразделений пересаживаются на современную мототехнику.

Багги цвета хаки: наш ответ «джихад-мобилям»

Бойцы российских мобильных подразделений пересаживаются на современную мототехнику
29 апреля 2021, 06:40
Реклама
Багги цвета хаки: наш ответ «джихад-мобилям»
© mil.ru
Бойцы российских мобильных подразделений пересаживаются на современную мототехнику.
Читайте нас на: 

В предельно сжатые сроки и практически с ноля в России смогли создать и наладить серийный выпуск для Вооружённых сил боевых рейдовых мотовездеходов из полностью отечественных комплектующих. Сейчас на снабжение Сил специальных операций (ССО) и Воздушно-десантных войск (ВДВ) уже приняты мотовездеход АМ-1 и снегоход АС-1, а подразделения Росгвардии получили багги «Чаборз». Эти небольшие, юркие и выносливые машинки по параметрам проходимости и грузоподъёмности превосходят зарубежные аналоги.

Боевые «квадрики»

На проходящих сейчас в рамках контрольной проверки за зимний период обучения манёврах горные стрелки из дислоцированного в Республике Тыва мотострелкового соединения Центрального военного округа (ЦВО) предотвратили «захват» военных объектов. Личный состав подразделений антитеррора отразил нападение условного незаконного вооружённого формирования (НВФ) и не позволил «террористам» проникнуть на территорию воинской части для захвата оружия и боеприпасов. «Банда» была уничтожена ещё на дальних подступах. После получения разведданных военнослужащие выдвинулись навстречу «врагу» на квадроциклах. Быстро и скрытно прибыв в район, они окружили и блокировали условное НВФ. Противник был захвачен врасплох и уничтожен пулемётным и автоматным огнём.

На боевых квадроциклах атаковало условного противника и аэромобильное подразделение мотострелкового соединения Южного военного округа (ЮВО). По замыслу учения на горном полигоне в Карачаево-Черкесии, силы условного противника состояли из батальонной тактической группы, усиленной танками и артиллерией. Но вся эта армада не успела развернуться в боевые порядки, когда вдруг с вертолётов Ми-8АМТШ «Терминатор» высадились и помчались в атаку на мотовездеходах бойцы спецподразделения ЮВО.

Подобные учения теперь не редкость: в боевую практику планомерно вводится сирийский опыт. Там его в боях с террористами успешно «обкатали» на квадроциклах АМ-1 военнослужащие ССО. В схватках с бандитскими «джихад-мобилями» российские боевые «квадрики» показали себя с лучшей стороны.

Подобные учения теперь не редкость: в боевую практику планомерно вводится сирийский опыт.
© mil.ru
Подобные учения теперь не редкость: в боевую практику планомерно вводится сирийский опыт.

Теперь лёгкая мототехника поступает на снабжение мобильных подразделений российских войск повсеместно. Эти высокоманевренные средства уверенно преодолевают любое бездорожье на равнинах, в горах, пустынях и даже в экстремальных условиях Крайнего Севера. Теперь наши военнослужащие могут оперативнее и качественнее выполнять задачи на поле боя и в тылу противника, ведение разведывательных и дозорных действий, рейдовых и поисково-спасательных операций. 

Мини-тачанка для спецназа

Самой распространённой лёгкой тачанкой XXI века в нашей армии стал мотовездеход АМ-1. Колёсная формула 4х4 и двигатель мощностью 40 л.с. позволяют передвигаться по любым грунтам. По шоссе максимальная скорость квадроцикла составляет 80 км/ч. Запас хода у него - 300 км. Вес АМ-1 - 460 кг, при этом грузоподъёмность достигает 300 кг.

Десантникам и спецназовцам мотовездеход, конечно, больше необходим не для транспортировки грузов, а для достижения победы в бою. АМ-1 может перевозить двух полностью экипированных военнослужащих. Этот квадроцикл нередко вооружается 7,62-мм пулемётом ПКП «Печенег», способным прицельно уничтожать противника на дальности до 1.500 м. Также возможна установка автоматического гранатомёта. Квадроцикл можно применять и для транспортировки миномёта калибром 82 миллиметра. В современном бою многое решает мобильность, а в этом случае подготовка оружия и техники к смене места дислокации занимает не более 30 секунд. Выстрелил и быстро-быстро убежал от возможной «ответки» врага.

Самой распространённой лёгкой тачанкой XXI века в нашей армии стал мотовездеход АМ-1.
© mil.ru
Самой распространённой лёгкой тачанкой XXI века в нашей армии стал мотовездеход АМ-1.

Выпускаемый серийно для наших военных квадроцикл имеет существенные отличия от своих «штатских» собратьев. У него усилены элементы несущей конструкции рамы, специально разработанный для монтажа оружия багажник, а у топливного бака уникальное самозатягивающееся покрытие. Пробоина от пули «заживляется» в течение 10-15 секунд, и АМ-1 готов продолжить движение, сохранив топливо.

Мало того, морские пехотинцы по достоинству оценили то, что армейский квадроцикл способен дать форы моторной лодке на прибрежном мелководье. Его рама защищена спецпокрытием, а все электрические контакты влагозащищены. Мчаться по кромке моря и земли, по песку и камням позволяют полный привод и особый тип колёс.

Специально для ведения боевых действий в условиях Арктики разработана модификация мотовездехода АМ-1А. На вооружение арктической мотострелковой бригады Северного флота (СФ) поступили квадроциклы, оснащённые специальным колёсным движителем с увеличенным протектором. 

Пробоина от пули «заживляется» в течение 10-15 секунд, и АМ-1 готов продолжить движение, сохранив топливо.
© mil.ru
Пробоина от пули «заживляется» в течение 10-15 секунд, и АМ-1 готов продолжить движение, сохранив топливо.

Хищный «Тигр»

На Международном военно-техническом форуме «Армия-2020» Военно-промышленная компания (ВПК) продемонстрировала 16 колёсных машин. Шесть из них - впервые, в том числе и высокоманёвренный внедорожник-багги «Тигр». Разработчики считают, что этот «хищник» идеально подходит для подразделений Сил специальных операций Минобороны России.

Багги «Тигр» создан на основе шасси специальной бронированной машины СБМ ВПК-233136 с установкой на него совмещённого с автоматической коробкой передач турбодизеля, развивающего максимальную мощность 240 л.с. На машине смонтированы кронштейны для установки 12,7-мм пулемёта «Корд» и трёх 7,62-мм пулемётов «Печенег». Также есть вариант для закрепления на «Тигре» двух переносных зенитных ракетных комплексов. 

«Медведеволки» чеченских гор

Но первенство в военном применении у нас багги надо отдать конструкторам из Чеченской Республики. Арсеналы военной техники Росгвардии уже пополнили трёхместные армейские «Чаборзы». По-чеченски «ча» - это медведь, а «борз» - волк. Боевые «медведеволки» разработаны и производятся на базе РУСа - созданного в Гудермесе Российского университета спецназа. Эти небольшие машины - своеобразный ответ «автотачанкам», которые использовались боевиками террористических организаций в Сирии, Ираке, Афганистане, Ливии и других горячих точках планеты.

Арсеналы военной техники Росгвардии уже пополнили трёхместные армейские «Чаборзы».
© Фото А. Цицинова
Арсеналы военной техники Росгвардии уже пополнили трёхместные армейские «Чаборзы».

Багги «Чаборз» - отличная дозорная машина для спецназа и для подразделений армейской разведки. Она максимально соответствует тем задачам, которые стоят перед группой разведчиков во время ведения боевых действий. Машина лёгкая, практичная, с отменной проходимостью, способная форсировать водные преграды, погружаясь практически по грудь водителя, быстро перемещаться по горно-лесистой и болотистой местности, перевозить почти до полутонны грузов.

«Чаборзы» разработаны в двух модификациях - М3 и М6. Цифры означают число перевозимых бойцов. Установив в кормовой части 30-мм автоматический станковый гранатомёт АГС-17 или АГС-30, «Чаборз-М3» возможно использовать в варианте машины огневой поддержки.

Основные преимущества этих багги - «неубиваемость» на любой дороге и способность преодолевать препятствия с большим углом подъёма. На них можно передвигаться и по дорогам общего пользования, и по бездорожью.

На асфальте разгон до 150 км/ч, на пересечённой местности - до 100 км/ч. На одной заправке модификация с 30-литровым бензобаком способна проехать около 250 км. У «Чаборза-М3» механическая пятиступенчатая коробка передач, дисковая тормозная система с вакуумным усилителем тормозов и электроусилитель руля. Собственная масса багги около 400 кг, при этом грузоподъёмность - до 350 кг. 

Чаборз М-6.
© Фото А. Цицинова
Чаборз М-6.

Мы поедем, мы помчимся

Всё «жарче» становится у Северного полюса. Глобальное потепление обещает сделать чрезвычайно стратегически и экономически важным Северный морской путь. Поэтому за доступ к транспортным коммуникациям в Арктике и за ресурсы этого холодного края сегодня горячо конкурируют ведущие мировые державы. А у нас там дислоцирован самый мощный из российских военных флотов - Северный. Его недавно проинспектировал министр обороны генерал армии Сергей Шойгу. Он отметил, что за последние годы Северный флот серьёзно укрепился. Его главная ударная сила - морские подводные ракетоносцы, в первую очередь, подлодки 4-го поколения. Помимо надводных сил флота, в составе СФ ещё и воздушная армия, береговые ракетные войска, армейский корпус и морская пехота.

Глава военного ведомства отметил, что Северный флот способен эффективно противостоять любым угрозам и вызовам в регионе Арктики и Северного Ледовитого океана.

Специально для арктических подразделений СФ разработан армейский снегоход высокой проходимости АС-1. Базой для его создания послужила хорошо зарекомендовавшая себя гражданская модель компании «Русская механика» «Тайга Патруль 551 СВТ» с двухтактным двухцилиндровым двигателем РМЗ-551 мощностью 65 л.с. В военном варианте конструкторы предусмотрели крепления для установки двух пар лыж, гранатомёта, автомата АК-74 и винтовки СВД. Бензобак снегохода такой же, как и у мотовездехода АМ-1 - с самозатягивающимся покрытием.

Специально для арктических подразделений СФ разработан армейский снегоход высокой проходимости АС-1.
© mil.ru
Специально для арктических подразделений СФ разработан армейский снегоход высокой проходимости АС-1.

Два года назад военнослужащие арктической мотострелковой бригады Северного флота протестировали эту технику экспериментальным маршем по снежной целине в Заполярье. Трассу протяжённостью около 500 километров снегоходы прошли успешно. Теперь они серийно поставляются в наши Вооружённые силы. Снега зимой в России везде хватает, поэтому АС-1 получают на вооружение во всех военных округах. Лёгкий и скоростной снегоход (масса 320 кг, максимальная скорость - 80 км/ч) хорошо зарекомендовал себя при выполнении оперативных задач силами мобильных экипажей. 

Для подразделений нового типа

Воздушный десант - самая мобильная компонента наших войск, и не зря в условиях меняющейся международной обстановки руководство государства и военное командование уделяют столько внимания усилению его боевой мощи. Укомплектованность ВДВ современной техникой достигла 70 процентов, и поставки новейших вооружений и боевых машин различного класса продолжаются постоянно.

Важнейшим компонентом идущей сейчас реформы Воздушно-десантных войск стало создание в них частей нового типа. Традиционно воздушно-десантные и десантно-штурмовые части перебрасываются самолётами военно-транспортной авиации. Теперь же на базе 31-й отдельной десантно-штурмовой бригады ВДВ опробовано создание экспериментальных аэромобильных подразделений. На крупных учениях последних лет бойцов доставляли на передовую на транспортных вертолётах Ми-8 и Ми-26, а с воздуха бригаду нового типа поддерживали приданные ей многочисленные ударные винтокрылые машины. На поле боя и в ближние тылы противника «вертушки» доставляли не только самих десантников, но и их артиллерию, и специальную технику - лёгкие багги и мощные квадроциклы.

Опыт был признан успешным, и теперь новая мототехника может стать в таких десантных частях одной из составляющих штатного парка боевых машин, обеспечивающих мобильность. 

Прямая речь

«По целям, задачам и составу привлекаемых сил и средств эксперимент по формированию соединений Воздушно-десантных войск нового типа можно считать уникальным. Были исследованы новые способы выполнения боевых задач десантно-штурмовыми частями и подразделениями на вертолётах в ходе ведения маневренных, сетевых и очаговых военных действий. При этом мобильность соединения повысилась в шесть раз, а огневые возможности увеличились на 20 процентов. Результаты эксперимента показали не только целесообразность развития соединений ВДВ нового типа, но и необходимость в дальнейшем совершенствовать теорию и практику применения Воздушно-десантных войск как основы мобильного компонента Вооружённых сил».

Министр обороны Российской Федерации генерал армии Сергей Шойгу. Из выступления на заседании Коллегии Минобороны РФ. Москва, 27 ноября 2020 года. 

«Стрела» полетит

Недавно на подмосковном военном полигоне Кубинка замминистра обороны России генерал-лейтенанту Юнус-Беку Евкурову продемонстрировали новые образцы багги, квадроциклов и снегоходов. Эти специальные транспортные средства рассматриваются в качестве перспективных для оснащения подразделений Сухопутных и Воздушно-десантных войск. Департамент информации и массовых коммуникаций Минобороны России сообщил, что сирийский опыт показал необходимость совершенствования технического арсенала и военной полиции. Скоро военные полицейские получат квадроциклы и багги.

А для подразделений ВДВ нового - «лёгкого» - типа сейчас разрабатывается скоростной багги «Стрела». Заявленные конструкторами характеристики подвижности должны сделать эту модель уникальной в своём классе. Максимальная возможная скорость - до 155 км/час! Противоминная защита сохранит жизни десантников при подрыве под колёсами мин мощностью до двух килограммов в тротиловом эквиваленте. Штурмовой багги изначально проектируется под транспортировку на внешней подвеске вертолёта Ми-8.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама