Drift to west: готова ли Индия вновь споткнуться об англосаксов?
Если с другом вышел спор
Москве, понятное дело, сближение Нью-Дели с Вашингтоном не нравится, как не нравились и неоднократные попытки индийцев убедить Кремль присоединиться к такому блоку как QUAD, который не без причин считается прообразом азиатской НАТО. Ещё в 2019 году президент России Владимир Путин говорил о том, что «любая попытка создать какую-либо блоковую организацию чужда Азии вообще и сегодняшнему состоянию дел в регионе».
В свою очередь, нынешнее руководство Индии не в восторге ни от тесного взаимодействия между Россией и Китаем, своим основным конкурентом и главным обидчиком, ни от налаживающегося российско-пакистанского сотрудничества. Индийцы более чем прозрачно намекают, что Москве для сохранения тесных дружественных отношений с Нью-Дели следует если не порвать связи с Пекином и с Исламабадом, то хотя бы дистанцироваться от них, не продавать им современное оружие. Китайцы тоже недовольны нашими оружейными поставками в Индию. Так что Кремлю в этом плане приходится прокладывать курс между Сциллой и Харибдой.
Дрейф в сторону блока QUAD индийцы объясняют просто. Россия не может и/или не хочет в силу своей недостаточно развитой, по сравнению с китайской, экономикой пресечь экспансионизм Пекина, который выражается, во-первых, в территориальных претензиях к Индии, во-вторых, в растущем экономическом, военном и политическом влиянии Поднебесной на страны Индо-Тихоокеанского региона (ИТР).
К тому же все 18 личных встреч и одна виртуальная, которые провёл индийский премьер-министр Нарендра Моди с китайским руководителем Си Цзиньпином с момента своего прихода к власти в 2014 году, так и не привели к урегулированию спорных с Китаем вопросов. Поэтому они, индийцы, вынуждены искать поддержку у США, Японии и Австралии, таких же развитых, по мнению Нью-Дели, как и сама Индия, демократий, не имеющих с ней, в силу географических и иных причин, никаких проблем или претензий.
Обидно, понимаешь…
По словам ведущего научного сотрудника ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН Виктора Надеина-Раевского, присоединение Индии к QUAD происходит в период наибольшего и всё усиливающегося давления со стороны США на Китай и Россию. Наши страны находятся сегодня в одном окопе, стоят, как говорится, спиной к спине, чтобы сообща отбиваться от общих врагов. Вместе мы сильнее, так нам сподручней. Разойдись мы сегодня с китайцами «по углам», Западу было бы легче нападать на нас, говорит учёный.
Действительно, при всех грехах и исходящих от Китая угрозах, которые, возможно, сохранятся и в будущем, в том числе и для России, сегодня мы обречены быть вместе. Не исключено, что общая опасность приведёт нас к созданию военно-политического союза, хотя изначально ни Москва, ни Пекин этого не планировали. Быстро меняющаяся, причём не к лучшему, международная обстановка заставляет нас не только всё сильнее поддерживать друг друга, но и консолидироваться со странами, которые подвергаются такому же давлению со стороны Запада. Пекин, например, всё активнее продвигает идею взаимодействия не только с Россией, но и с Ираном и Северной Кореей. Кроме того, министр иностранных дел КНР Ван И провёл недавно встречу со своими коллегами из Индонезии, Малайзии, Филиппин, Сингапура, Южной Кореи.
То ли оправдываясь, то ли пытаясь убедить себя в собственной правоте, индийские политики говорят о том, что многие проблемы Москвы и Китая лежат в плоскости их антизападных настроений. Дескать, стоит русским с китайцами поменять своё отношение к Западу, и многие проблемы чуть ли не сами собой рассосутся. Согласиться с такой точкой зрения - всё равно что признать, что это Россия до того обнаглела, что «приблизилась» к границам НАТО, а не наоборот Североатлантический блок расшился до таких пределов, что его войска стоят на рубежах Ленинградской и Псковской областей.
На самом деле, не мы ненавидим Запад, а Запад, как говорится, готов сожрать нас с потрохами, предварительно поучив жить по своим законам. И ведь давно сожрали бы, не подавившись, если были хоть на грамм уверены в том, что мы не сможем ответить на их первый «обезоруживающий» удар своим уничтожающим ударом.
Применительно к России и Китаю речь сегодня идёт, по сути, о жизни или смерти наших стран, о самых, пожалуй, серьёзных в истории угрозах, исходящих от наших экзистенциальных врагов. И в этот момент на их сторону открыто переходят индийцы, с которыми Россию, а до того СССР связывали десятилетия искренних дружеских отношений. Как-то совсем не по-дружески выходит.
На всякого мудреца довольно простоты
Внешне, на официальном уровне, всё выглядит вполне благочинно. Во время недавнего визита в Индию главы российского МИД Сергея Лаврова политики и дипломаты демонстрировали обилие лучезарных улыбок и не скупились на заверения в стремлении сохранить проверенную временем дружбу и стратегическое, привилегированное партнёрство. Однако в статьях и выступлениях ряда индийских политиков верхнего эшелона власти, предназначенных для «внутреннего пользования», в последнее время всё чаще звучат другие мнения.
Так, в индийской газете Sunday Guardian в прошлом году была опубликована статья под говорящим названием «Россия - не друг Индии». Её автор - многолетний депутат парламента и член правления (по недавним советским реалиям, член ЦК, а то и политбюро) правящей «Бхаратия Джаната партии» Субраманиам Свами. Он считает, что «Россия сегодня не заслуживает внимания Индии», что в случае конфликта с Китаем, Москве нельзя доверять. Она обречена на роль младшего брата более мощного Китая, не имеет на него достаточного влияния и потому обречена плестись в фарватере Пекина. С. Свами уверен, что нельзя всё время находиться в плену у прошлого, что друзья меняются в зависимости от обстановки, а неизменными остаются лишь интересы страны. И наконец, главное: основную «занозу в индийско-американских отношениях», которые, по мнению Свами, нужно всячески развивать, проамериканский политик видит в том, что значительная часть индийского оружия по-прежнему поступает из России. И вообще Москва не столько дружила с Индией, сколько поддерживала клан Неру-Ганди.
И хочется и колется…
Несмотря на то, что индийское посольство в Москве решительно отмежевалось от статьи Свами, надо признать, что она во многом отражает точку зрения значительной части индийского истеблишмента, его чисто потребительский подход к насчитывающей не одно десятилетие дружбе с Москвой.
Тем, у кого короткая память, следует напомнить, что наша страна с первых дней независимости Индии, встала на её сторону, оказывала ей экономическую, политическую, дипломатическую и военную помощь. В отдельные периоды Москва оставалась единственным среди влиятельных государств союзником Нью-Дели. Другие державы или были настроены негативно, или вообще игнорировали Индию, отворачиваясь от неё. СССР, а потом и Россия немало сделали для того, чтобы избавить эту страну от колониального прошлого, заложить основы современной промышленности, способствовать созданию научно-технического потенциала, в том числе и в области индийских ядерных программ. Москва пользовалась неоспоримым авторитетом и при урегулировании вооружённых конфликтов, прежде всего между Китаем и Пакистаном, с одной стороны, и Индией - с другой.
Более того, с помощью Москвы в Индии выкован мощный оборонный щит. Речь идёт не только о масштабных поставках самых современных вооружений, причём на наиболее выгодных для неё условиях. Часто наши оружейные контракты предусматривают локализацию производства тех или иных видов вооружения, или отдельных деталей, узлов и агрегатов. Благодаря такой кооперации в Индии создан современный оборонный комплекс. В качестве свежих примеров можно назвать недавно построенный завод по производству новейших автоматов Калашникова А-103 или передачу в лизинг индийским ВМС одной из российских ударных атомных подводных лодок. При этом предусмотрена передача необходимых технологий, что позволит индийцам самостоятельно такие субмарины производить.
Однако в нынешних условиях, даже несмотря на постоянно снижающийся в последние 10-15 лет объём российских военных поставок, не менее 60% находящейся сегодня в индийских вооружённых силах боевой техники, производится и поступает из России.
Понятно, что Индия не может в одночасье перейти с российских и советских образцов оружия на западные. Для этого понадобятся годы. Поэтому, скорее всего, Индия ещё в течение довольно продолжительного времени продолжит покупать оружие в России. Как долго это будет продолжаться, сказать трудно. Всё зависит от множества факторов, в том числе и от обстановки внутри Индии. Не секрет, сегодняшняя оппозиция во главе с Индийским национальным конгрессом выступает против прозападного курса нынешнего руководства страны. В то же время американцы продолжат усилия по дальнейшему проникновению на оружейный рынок Индии и вытеснению с него России. Не зря же они столько лет «охмуряли» Нью-Дели.
Теперь, присоединившись к антикитайскому альянсу, Индия наверняка почувствует ограничение свободы самостоятельно выбирать производителей и поставщиков оружия, а также диктовать условия контрактов. Ведь не успели индийские корабли вернуться месяц назад на свои базы после совместных военно-морских учений QUAD в Бенгальском заливе, как в Нью-Дели прибыл шеф Пентагона Ллойд Остин, поспешивший чуть ли не с порога заявить, что для США нежелательно приобретение Индией российских зенитных ракетных комплексов С-400. Понятно, почему индийцы, подписавшие в 2019 году этот контракт, так просили Москву поспешить с его выполнением. В Нью-Дели с полным на то основанием опасаются, что американцы могут применить против них санкции, лишь бы не дать индийцам получить С-400.
Более того, теперь индийцы могут вообще не получить того, что им вдруг окажется нужным. Американцы, например, могут отказать им под предлогом сохранения секретности в поставках какого-то даже не очень нового вида оружия. Так уже было с турками, пожелавшими приобрести систему «Пэтриот», но получившими фактический отказ от Вашингтона. Тогда Анкара купила у Москвы С-400, что вызвало не утихающий до сих пор скандал и обострило отношения между США и Турцией. Вопрос в том, наберутся ли в подобной ситуации индийцы такой же турецкой «наглости», чтобы спорить с американским «властелином».
С другой стороны, нашим внешнеторговым организациям, занимающимся продажей и поставками оружия в Индию, по-видимому, следует быть готовыми к различным «сюрпризам» в виде неожиданной смены решений, отказа от предварительных договорённостей, а то и контрактов. С Индией так уже было, когда вместо заказанных в России самолётов или вертолётов в последнюю минуту выбор делался в пользу западной техники.
Кстати
Только что индийцы заявили о том, что танки Т-90 и Т-72 слишком тяжёлые для действий в условиях высокогорной местности и поэтому для индийской армии не подходят. Хотя ещё недавно индийские военные эти танки хвалили, считали, что они во многом превосходят китайские танки Type 15, особенно по бронепробиваемости, дальности стрельбы и другим параметрам. На вооружение их приняли как раз для выполнения задач в горах. Да и по весу наши 48-тонные танки оказались тонн на шесть легче противостоящих им в Гималаях китайских машин.
В Нью-Дели говорят, что хотят заменить Т-72 и Т-90 на лёгкие танки «Спрут» тоже российского производства. А вот в экспертной среде полагают, что индийцы посылают сигнал о нежелании заключать контракт на поставку бронетанковой техники с Россией. Что интересно, в Нью-Дели заговорили о «недостатках» Т-90 и Т-72 как раз во время очередной эскалации напряжённости в долине реки Галван вдоль линии соприкосновения китайских и индийских войск. По мнению Пекина, именно американцы подталкивают Нью-Дели на обострение обстановки.