Тот самый длинный день в году
© Фото из архива
Пограничники 1941-го года.

Тот самый длинный день в году

Их было 485 советских пограничных застав, принявших первыми удар фашистских полчищ. Ни одна из них не отступила без приказа. Имена их не всегда известны... Их бессмертный подвиг не отмечен даже элементарными наградами. Может, стоит восстановить справедливость и воздать героям первых дней войны по заслугам
Реклама
Тот самый длинный день в году
© Фото из архива
Пограничники 1941-го года.
Читайте нас на: 

Понятно, что в огне первых дней войны представление к награде героям никто не писал, не до того, пожалуй, было. Но ведь, как показывает современный пристальный взгляд на события той поры, Брестских цитаделей разного масштаба на всей линии вспыхнувших боёв оказалось немало. Для кого-то ею стали дот на линии обороны, для других - развалины разбомблённой фашистами казармы, а кто-то превратил в крепость обычный окоп на окраине небольшого села.

Сегодня мы со слезами на глазах отмечаем печальную дату - 80 лет с начала Великой Отечественной войны, начала жертвенного пути советского народа к Великой Победе. И это весьма основательный повод, чтобы воздать должное героизму защитников Родины на самом трагичном этапе этой войны - в первые её дни.

Ведь на линии наступления врага судьба 485 советских пограничных застав, принявших первыми удар фашистских полчищ, стала поистине жертвенной: они погибали, но ни одна из них не отступила без приказа.

Отрадно, что даже через много лет награды находили некоторых героев фронтовой поры. И сегодня документы к таким наградам передаются в семьи героев. Но в большинстве случаев стоят даты, начиная с 1943-го года. Словно и не было тех ярких солдатских подвигов начального этапа войны, что тоже приближали собою День Победы. А ведь у ратного подвига нет срока давности. Как не должно его быть и у нашей памяти.

Подвиг у пограничной черты

Стрелок 2-й заставы 17-го Брестского погранотряда ефрейтор Павел Капинос 22 июня 1941 года в течение десяти часов отбивал яростные атаки немецкой пехоты. Отбивал, даже когда в живых на своей позиции остался он один. И пока у пограничника не кончились боеприпасы, с направления, которое он прикрывал, ни один фашист не прорвался в деревню Новосёлки под Брестом.

Стрелок 2-й заставы 17-го Брестского погранотряда ефрейтор Павел Капинос 22 июня 1941 года в течение десяти часов отбивал яростные атаки немецкой пехоты.
© topwar.ru
Стрелок 2-й заставы 17-го Брестского погранотряда ефрейтор Павел Капинос 22 июня 1941 года в течение десяти часов отбивал яростные атаки немецкой пехоты.

В этом своём первом и последнем бою пограничник Капинос уничтожил несколько десятков немецких солдат, выполнив свой солдатский долг. Ставропольские ветераны, пытаясь добиться представления земляка Павла Капиноса посмертно к государственной награде, сталкиваются как раз с «рамками» и «сроками», на которые им указывают не нюхавшие пороха чиновники в ответах из разных инстанций.

В 60-е годы прошлого века писатель Сергей Мартьянов в небольшой документальной повести «Первые залпы» увековечил подвиг 2-й заставы Брестского погранотряда. Он отыскал оставшихся в живых свидетелей и участников тех событий, собрал архивные документы. Получилась убедительная картина первого и последнего боевого дня пограничников. Оказывается, 2-я застава готовилась к бою. Наш погранотряд в составе политрука Леонтия Горбачёва и ефрейтора Павла Капиноса заметил на середине реки Буг человека, который прокричал: «В воскресенье в четыре утра на вас нападут немцы!»

Несмотря на строгие инструкции о «нераспространении панических слухов», на заставе и в комендатуре к этому предупреждению отнеслись серьёзно. Учитывая и возможность провокации, проверили и усилили пограничную линию, даже разведку на тот берег послали. Видели и лодки, замаскированные под стога, и орудия, и диверсионную группу в советской форме у себя уничтожили - тихо, без лишнего шума. Так что офицеры понимали: что-то готовится, и если не война, то уж бой точно заставе предстоит.

Книга С. Мартьянова «Первые залпы».
© ambilive.ru
Книга С. Мартьянова «Первые залпы».

Павел Калистратович Дудко - тот человек с реки после войны рассказал, что о нападении узнал от квартировавшего в его хате немецкого военного инженера. Тот так боялся войны с Россией, что с горя напился и разоткровенничался: «Наш Гитлер спятил. В воскресенье в 4 утра мы нападём на русских». А у Павла Дудко на советской стороне Буга вся родня жила, поэтому он и решился переплыть пограничную реку, чтобы предупредить о нависшей угрозе. 

Так что у начальника заставы младшего лейтенанта Василия Горбунова было некоторое время подумать, как организовать оборону. Семьи перевели в укрытия. Личный состав находился в полной боевой готовности на позициях. Поэтому массированный удар фашистов по расположению погранзаставы не привёл к большим жертвам и не вызвал паники.

А вот немцы такого отпора не ожидали. Уже при переправе через Буг фашисты понесли первые потери. На северо-западной окраине деревни Новосёлки оборону держал расчёт станкового пулемёта и снайперы Павел Капинос, Иван Бузин. В музейном комплексе «Брестская крепость-герой» хранятся воспоминания начальника заставы Василия Горбунова, где есть подробный рассказ о том, как геройски и профессионально вёл себя в этом бою Павел Капинос, как выбирал он в прицеле фигуры офицеров, как снайперским выстрелом заставил замолчать вражеский пулемёт, а потом таким же снайперским огнём уничтожил расчёт миномёта. А, когда потребовалось, отложил винтовку и лёг за пулемёт, расчёт которого погиб от разрыва мины.

Воспоминания капитана Горбунова.
© Фото из архива
Воспоминания капитана Горбунова.

Павел отправил Бузина на заставу за боеприпасами, которые были на исходе. Он не знал, что товарищ не добрался до цели, умер в траве у грунтовки, истекая кровью. Было четырнадцать часов, когда окончательно стих пулемёт Капиноса. Какое-то время он ещё отбивался от наседавших фашистов гранатами. А потом последней пулей своей винтовки он убил себя. Ему было всего 22 года. «Высокий, чернобровый, черноволосый. Его очень любили все на заставе. Павел с ними с удовольствием занимался с молодыми бойцами, делился знаниями и навыками», - таким его запомнил начальник заставы.

Похоронил Павла местный житель Андрей Паневский, он пробрался на поле недавнего боя, затаился и переждал, пока немцы, злые и уставшие, уносили своих убитых. Только на этом участке они потеряли больше шестидесяти солдат и офицеров. В том же окопе, где сражался отважный пограничник, он и похоронил его. В 1948 году всех погибших бойцов 2-й заставы перезахоронят в братской могиле. А ещё через 17 лет приедет поклониться могиле сына и его боевых товарищей отец Павла - Пантелей Андреевич.

Брат героя Николай Пантелеевич и фронтовик-пограничник Обрященко Иван Яковлевич.
© Фото из архива
Брат героя Николай Пантелеевич и фронтовик-пограничник Обрященко Иван Яковлевич.

Невероятное, но очевидное не для всех

Именем Павла Капиноса названы улицы в его родном селе Преображенском на Ставрополье и в белорусской деревне Новосёлки, где он геройски принял свой первый и последний бой. Имя его есть в списке героев-ставропольцев на памятной стеле в Будённовске. На фасаде школы его имени установлена мемориальная доска. Но государством подвиг Капиноса так и не отмечен.

Достоин награды этот подвиг первых часов войны? Ответ кажется очевидным, но не всем. Ходатайства о награждении Капиноса подписаны председателем регионального отделения Союза ветеранов пограничной службы генерал-майором в отставке Павлом Соловьёвым. Военный журналист полковник в отставке Валентин Малютин написал пронзительный очерк «Наградой не отмечен», опубликованный в столичных изданиях. Полковник в отставке Анатолий Лесных пытается достучаться до чиновников на разных уровнях власти, добиваясь, чтобы подвиг героя был отмечен по достоинству. А ветеранам на их просьбы о награждении Павла Капиноса посмертно орденом вышестоящие инстанции всякий раз продолжают отказывать. «Не положено», - обычно отвечают чиновники. И ещё в таком духе: «раньше надо было думать», или же: «нет первичного представления».

Памятник героям-пограничникам в Бресте.
© Фото из архива
Памятник героям-пограничникам в Бресте.

Пожалуй, не совсем корректным было бы сопоставлять подвиги героев Великой Отечественной, потому что за каждым из них стоит беззаветная жертвенность наших бойцов. И это хорошо, что в 1996 году было посмертно присвоено звание Героя России Магомеду Уразаеву, защитнику Брестской крепости. В 2018-м после выхода широко обсуждаемого фильма Константина Хабенского орденом Мужества награждён организатор восстания военнопленных в концлагере Собибор Александр Печерский. Но ведь ни на кого из этих, безусловно, достойных героических людей, не было и, по сути, и быть не могло первичных наградных представлений.

Значит, просто где-то там, в принимающих решение властных структурах посмотрели на героев и их подвиги без формализма. Вот так же чиновникам ранга пониже надо бы взглянуть и на подвиг Павла Капиноса и ещё пятидесяти бойцов 2-й заставы, тысяч других героев трагической военной поры, задержавших врага на минуту, на час у границы страны и приблизивших Великую Победу ценою своих молодых жизней. Почему, например, нельзя считать первичным представлением к награде воспоминания командира заставы, официально завизированные и признанные в своё время доказательством подвига пограничников в управлении кадров погранвойск КГБ?

У памяти нет срока давности

А по поводу «раньше надо было думать» - бред! Может, как раз сейчас самое время думать и деятельно отстаивать нашу память и наших героев? Ведь очень показательна та свистопляска, которую устроили в интернете вокруг Зои Космодемьянской в связи с выходом фильма «Зоя». Объектом информационных выпадов оказалась сама 18-летняя Героиня. Все это мы уже проходили и слышали в конце 80-х - начале 90-х. Эпитеты, которыми насытившиеся ваучерами взрослые «господа» с перекошенными ненавистью к России физиономиями награждают девчонку, принявшую мученическую смерть в борьбе с фашизмом, комментировать излишне.

Лучше всех об этом сказал в своё время Юрий Бондарев - фронтовик и большой советский писатель: «Мы живём в безвременье, без больших идей, без естественной доброты и нравственности. Наша свобода - свобода плевать в своё прошлое, настоящее и будущее, в святое, неприкосновенное и чистое».

Так вот, в день начала Великой Отечественной войны, который неслучайно назван Днём Памяти, хотелось бы напомнить забывчивым и равнодушным людям, что для Героев былых времён, жизни положивших за наше Отечество, мы теперь должны стать защитниками. Их солдатские доблесть и честь, великая жертвенность не должны исчезнуть в памяти народной, и достойная подвига награда - как добрая отметина на этой памяти. 

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама