Единой Европе - единый евроистребитель?
Как стало известно, страны-разработчики - Франция, Германия и Испания - договорились об условиях следующего этапа проекта. Стоимость этой части работ по проекту Future Combat Air System (FCAS) оценивается в 3,5 млрд евро. Министр обороны Франции Флоренс Парли опубликовала в одной из популярных социальных сетей соответствующий пост, в котором охарактеризовала проект как «один из важнейших инструментов для <…> суверенитета Европы в XXI веке». Проект важен в первую очередь потому, что обеспечит возможность замены неплохих, но, однако, не вечных истребителей находящихся в эксплуатации сегодня - французских Rafale и немецких Eurofighter.
МиГ уполномочен заявить
- В Европе активно занимаются предварительными исследованиями и разработками по созданию истребителей будущего. Работы ведутся двумя группами стран. В одну из них, разрабатывающую истребитель по программе Tempest входят Великобритания, Швеция и, возможно, Италия. В другую, проводящую работы по программе FCAS, входят Франция, Германия и Испания. Ни одна из них полностью не объявила своё видение истребителя нового поколения, основных требований к нему и новых свойств, которыми он должен обладать.
В Великобритании создание истребителей по программе Tempest анализируется с точки зрения потенциальных выгод для страны. Так, указывается, что реализация амбициозного проекта по разработке и выпуску истребителей будущего позволит британской промышленности ежегодно обеспечивать 20 тысяч рабочих мест в период с 2026 по 2050 год. Кроме того, программа внесёт в британскую экономику почти 32,7 млрд долларов, будет способствовать дальнейшему развитию военно-космической промышленности страны. Одновременно, разработчики считают, что самолёт должен быть более электрическим, чем современные летательные аппараты.
Программа создания европейской боевой авиационной системы будущего (FCAS, Future Combat Air System) вышла на новый этап. Как сообщает пресс-служба французской компании Safran, Франция, Германия и Испания договорились о разработке двигателя для перспективного самолёта. Три страны, участвующие в проекте по созданию самолёта будущего, создали совместное предприятие FUMET, в которое вошли французская Safran Aircraft Engines, немецкая MTU Aero Engines и испанская ITP Aero. Теперь это предприятие займётся проектированием и разработкой двигателя.
Программа истребителя Tempest инициирована Великобританией на фоне выхода страны из ЕС. Англичане чувствовали себя неуверенно во франко-германской программе FCAS, где доминирует Париж. К британской программе присоединились Италия и Швеция. Интерес Италии понятен - компания Leonardo имеет тесные связи с BAE Systems. Швеция, вероятно, желает разжиться современными технологиями за пределами нынешнего пятого поколения. Однако не следует исключать, что со временем и Tempest, и FCAS придут «к единой модели». Например, итальянцы уже нацелились на FCAS, если Tempest постигнет неудача.
Следует заметить, что все страны, входящие в эти две группы, обладают мощным конструктивно-проектирующим потенциалом, владеют современными технологиями в различных областях создания и проектирования самолётных систем, а также систем бортового оборудования и вооружения.
В этом плане представляется, что обе группы стран в состоянии спроектировать, построить и испытать истребитель нового поколения. Другой вопрос состоит в том, сумеют ли проектировщики и их правительства договориться по всей массе проблем и трудностей, возникающих в процессе разработки новой техники.
Так, например, проект разработки самолёта FCAS оказался под угрозой. Появилось сообщение о том, что Франция и Германия не могут найти общий язык в вопросах секретных технологий, разделении затрат и рабочих мест, а также разногласий между французской и германской сторонами (и в частности между Dassault Aviation и германским отделением группы Airbus), в первую очередь по вопросам прав интеллектуальной собственности и возможности для германской стороны вести самостоятельную доработку самолёта. Две страны также явно ссорятся из-за раздела выплат - после присоединения Испании доля французской компании Dassault снизилась с 50% до 33%, в то время как Airbus теперь имеет 66%.
В настоящее время эти разногласия урегулированы. Пришло сообщение о том, что Франция, Испания и Германия согласовали переход разработки истребителя нового поколения. После нескольких месяцев тяжёлых переговоров стороны договорились о финансировании следующего этапа работ. Они будут включать в себя фазу IB - создание демонстратора технологий (один самолёт вместо ранее обсуждавшихся двух), а также постройку прототипа истребителя в рамках фазы 2, который должен подняться в небо к 2027 году.
Таким образом, создание в Европе двух вариантов истребителей нового поколения является вполне реальным и осуществимым при условии взаимной уступчивости соисполнителей и обеспечении программного финансирования, что также является проблемой в современной мировой экономике.