Проект Future Combat Air System оценивается в более чем 100 млрд евро.

Единой Европе - единый евроистребитель?

В Европе объявили о продвижении в работе над совместным проектом создания истребителя нового поколения, который уже признан крупнейшим из оборонных и оценивается в более чем 100 млрд евро
06 июля 2021, 11:02
Реклама
Единой Европе - единый евроистребитель?
© airbus.com
Проект Future Combat Air System оценивается в более чем 100 млрд евро.
Читайте нас на: 

Как стало известно, страны-разработчики - Франция, Германия и Испания - договорились об условиях следующего этапа проекта. Стоимость этой части работ по проекту Future Combat Air System (FCAS) оценивается в 3,5 млрд евро. Министр обороны Франции Флоренс Парли опубликовала в одной из популярных социальных сетей соответствующий пост, в котором охарактеризовала проект как «один из важнейших инструментов для <…> суверенитета Европы в XXI веке». Проект важен в первую очередь потому, что обеспечит возможность замены неплохих, но, однако, не вечных истребителей находящихся в эксплуатации сегодня - французских Rafale и немецких Eurofighter.

МиГ уполномочен заявить

- В Европе активно занимаются предварительными исследованиями и разработками по созданию истребителей будущего. Работы ведутся двумя группами стран. В одну из них, разрабатывающую истребитель по программе Tempest входят Великобритания, Швеция и, возможно, Италия. В другую, проводящую работы по программе FCAS, входят Франция, Германия и Испания. Ни одна из них полностью не объявила своё видение истребителя нового поколения, основных требований к нему и новых свойств, которыми он должен обладать.

В Великобритании создание истребителей по программе Tempest анализируется с точки зрения потенциальных выгод для страны. Так, указывается, что реализация амбициозного проекта по разработке и выпуску истребителей будущего позволит британской промышленности ежегодно обеспечивать 20 тысяч рабочих мест в период с 2026 по 2050 год. Кроме того, программа внесёт в британскую экономику почти 32,7 млрд долларов, будет способствовать дальнейшему развитию военно-космической промышленности страны. Одновременно, разработчики считают, что самолёт должен быть более электрическим, чем современные летательные аппараты.

Реализация проекта по разработке и выпуску истребителей Tempest позволит британской промышленности ежегодно обеспечивать 20 тысяч рабочих мест в период с 2026 по 2050 год.
© raf.mod.uk
Реализация проекта по разработке и выпуску истребителей Tempest позволит британской промышленности ежегодно обеспечивать 20 тысяч рабочих мест в период с 2026 по 2050 год.

Программа создания европейской боевой авиационной системы будущего (FCAS, Future Combat Air System) вышла на новый этап. Как сообщает пресс-служба французской компании Safran, Франция, Германия и Испания договорились о разработке двигателя для перспективного самолёта. Три страны, участвующие в проекте по созданию самолёта будущего, создали совместное предприятие FUMET, в которое вошли французская Safran Aircraft Engines, немецкая MTU Aero Engines и испанская ITP Aero. Теперь это предприятие займётся проектированием и разработкой двигателя.

Программа истребителя Tempest инициирована Великобританией на фоне выхода страны из ЕС. Англичане чувствовали себя неуверенно во франко-германской программе FCAS, где доминирует Париж. К британской программе присоединились Италия и Швеция. Интерес Италии понятен - компания Leonardo имеет тесные связи с BAE Systems. Швеция, вероятно, желает разжиться современными технологиями за пределами нынешнего пятого поколения. Однако не следует исключать, что со временем и Tempest, и FCAS придут «к единой модели». Например, итальянцы уже нацелились на FCAS, если Tempest постигнет неудача.

Макет истребителя проекта Tempest на выставке вооружения DSEI 2019.
© wikipedia.org
Макет истребителя проекта Tempest на выставке вооружения DSEI 2019.

Следует заметить, что все страны, входящие в эти две группы, обладают мощным конструктивно-проектирующим потенциалом, владеют современными технологиями в различных областях создания и проектирования самолётных систем, а также систем бортового оборудования и вооружения.

В этом плане представляется, что обе группы стран в состоянии спроектировать, построить и испытать истребитель нового поколения. Другой вопрос состоит в том, сумеют ли проектировщики и их правительства договориться по всей массе проблем и трудностей, возникающих в процессе разработки новой техники.

Макет истребителя проекта FCAS на Парижском авиасалоне 2019.
© wikipedia.org
Макет истребителя проекта FCAS на Парижском авиасалоне 2019.

Так, например, проект разработки самолёта FCAS оказался под угрозой. Появилось сообщение о том, что Франция и Германия не могут найти общий язык в вопросах секретных технологий, разделении затрат и рабочих мест, а также разногласий между французской и германской сторонами (и в частности между Dassault Aviation и германским отделением группы Airbus), в первую очередь по вопросам прав интеллектуальной собственности и возможности для германской стороны вести самостоятельную доработку самолёта. Две страны также явно ссорятся из-за раздела выплат - после присоединения Испании доля французской компании Dassault снизилась с 50% до 33%, в то время как Airbus теперь имеет 66%.

В настоящее время эти разногласия урегулированы. Пришло сообщение о том, что Франция, Испания и Германия согласовали переход разработки истребителя нового поколения. После нескольких месяцев тяжёлых переговоров стороны договорились о финансировании следующего этапа работ. Они будут включать в себя фазу IB - создание демонстратора технологий (один самолёт вместо ранее обсуждавшихся двух), а также постройку прототипа истребителя в рамках фазы 2, который должен подняться в небо к 2027 году.

Таким образом, создание в Европе двух вариантов истребителей нового поколения является вполне реальным и осуществимым при условии взаимной уступчивости соисполнителей и обеспечении программного финансирования, что также является проблемой в современной мировой экономике.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама