Правительство и оппозиция Венесуэлы подписали Меморандум о взаимопонимании на переговорах в Мексике.

Найти брешь в венесуэльской обороне

Политический диалог в Венесуэле: процесс с сотнями «но» и «если»
19 августа 2021, 14:01
Реклама
Найти брешь в венесуэльской обороне
© gob.mx
Правительство и оппозиция Венесуэлы подписали Меморандум о взаимопонимании на переговорах в Мексике.
Читайте нас на: 

В столице Мексики начался политический диалог между правительством Венесуэлы и оппозицией. Как пишет западная пресса, цель диалога - «попытаться заложить основу для переговоров», «ослабить конфронтацию между сторонами и начать расчищать институциональный тупик». Если быть точным, то это пока прелюдия диалога, для которого, по мнению экспертов, сейчас созданы «самые благоприятные условия за последние годы». К чему приведут эти переговоры — большой вопрос. Ожидания столь же высоки, сколь высоки и опасения провала. Кто проиграет и кто выиграет как от успеха, так и от провала этих переговоров?

В столице Мексики начался политический диалог между правительством Венесуэлы и оппозицией.
© gob.mx
В столице Мексики начался политический диалог между правительством Венесуэлы и оппозицией.

«Первый тайм отыграли». Впереди - неизвестность

На данный момент делегации уточнили детали повестки дня дальнейших переговоров и их участников (их будет по девять с каждой стороны). Было договорено, что переговоры по существу должны будут пройти 3-6 сентября. Первый же раунд в Мехико был завершен подписанием «меморандума о намерениях», вернее сказать, о добрых намерениях всех участков диалога. Стороны договорились по ряду пунктов, которые, судя по всему, станут конкретной повесткой дня в сентябре. Они обязались работать с тем, чтобы гарантировать «политические права для всех», обеспечить «проведение выборов для всех» и разработать календарь выборов, «подлежащих наблюдению». Стороны обязались обсудить вопрос отмены санкций, введённых третьими государствами против Венесуэлы (имеется ввиду США, прежде всего) и восстановление права страны на её активы за границей. В меморандуме указано на необходимость уважения «принципов конституционного правового государства», установления «политического и социального сосуществования», «отказа от насилия и возмещения ущерба жертвам насилия», «защиты национальной экономики и мер социальной защиты венесуэльского народа». И, наконец, в документе указывается на необходимость «гарантий осуществления, контроля и проверки договоренностей», которые могут быть достигнуты.

Делегации разъехались, как говорится, по своим квартирам со своим «домашним заданием», под которым каждая сторона понимает своё. При этом обе стороны торжественно пообещали сделать всё возможное для достижения конечной цели, а именно «прийти к соглашению посредством интенсивных, всеобъемлющих, широких и мирных переговоров, чтобы установить чёткие правила политического и социального сосуществования с абсолютным уважением к национальной Конституции».

Новый курс США?

Радужные ожидания связаны с тем, что, как отмечают эксперты, администрация Байдена и Евросоюз якобы готовы отменить некоторые санкции против Венесуэлы, «если руководство проявит готовность к диалогу». Испанская El País, например, пишет, что уход Трампа, который проводил крайне агрессивный курс в отношении Каракаса, «создал условия для нового дипломатического подхода, который может оставить воинственное отношение бывшего американского президента позади».

Весьма примечательно, что западная либеральная пресса указывает на некий «новый курс» США. Тем самым прямо подтверждается тот факт, что именно США, а не венесуэльская оппозиция, являются главным игроком во внутриполитическом кризисе в Венесуэле. Вернее то, что венесуэльская оппозиция играет по партитуре, написанной в Белом доме, им финансируется и направляется. И всем хорошо известно, что главной и единственной задачей Вашингтона является смещение президента Николаса Мадуро, изменение социально-политической модели Венесуэлы и возврат контроля над венесуэльскими нефтяными богатствами, которого Штаты лишились ещё в годы правления президента Уго Чавеса.

В каждой бочке - затычка

Ранее правительство и оппозиция Венесуэлы пытались договориться дважды, и в обоих случаях встречи ни к чему не привели. Первый раз диалог состоялся в 2016 году в Доминиканской республике при посредничестве Ватикана. Затем в 2019 году усилиями Норвегии стороны встречались на Барбадосе. В этот раз роль главных посредников на встрече опять играют норвежские дипломаты.

Делегацию правительства Венесуэлы возглавляет спикер Национальной ассамблеи и бывший вице-президент страны Хорхе Родригес (на трибуне).
© gob.mx
Делегацию правительства Венесуэлы возглавляет спикер Национальной ассамблеи и бывший вице-президент страны Хорхе Родригес (на трибуне).

Норвегия, как известно, уже не первый год пытается утвердить в качестве визитной карточки своей внешней политики посредничество во внутриполитических спорах разных стран. Создаётся впечатление, что Норвегии нужен диалог между противоборствующими сторонами в разных точках мира ради самого же диалога. «Страна фьордов» выигрывает, как она считает, в любом случае, потому как всегда пытается вывести себя на первый план международной информационной повестки.

Официальный Осло действует по принципу: диалог состоялся - а после него хоть потоп. Человеческое желание быть женихом на каждой свадьбе можно понять. Но постоянное, многолетнее вовлечение Норвегии во всевозможные внутренние конфликты в других государствах, учитывая то, что и после норвежского участия эти конфликты остаются тлеть как и прежде, вызывает сомнение в искренности стремлений этой страны что-то улучшить - в данном случае, добиться спокойствия в Венесуэле. Есть стойкое подозрение, что норвежцы работают исключительно на свой имидж «всемирного миротворца». А он, как известно, создаётся Норвегией прежде всего с помощью свалившегося на неё с неба подарка в виде завещания шведа Альфреда Нобеля, который решил, что Премию мира его имени должен присуждать комитет, назначенный из депутатов норвежского парламента.

И Нобелевская премия мира, и мирный диалог то там, то здесь - всё одно к одному. Но объективности ради надо сказать, что любые переговоры лучше любой войны. И в данном случае лучше, чтобы в Венесуэле проводился мирный диалог, даже при личном меркантильном интересе норвежцев, чем углублялся провоцируемый Вашингтоном кризис.       

Тощий багаж оппозиции

С какими позициями и с каким багажом стороны подошли к новой попытке установить диалог ради, как заявляется, внутреннего мира в Венесуэле? Начнём с оппозиции. За всё время существования, говоря оппозиционной лексикой, «чавистского режима» (от имени покойного президента Уго Чавеса) Соединённым Штатам не удалось сделать ничего существенного для смещения нынешней власти и изменения социально-политической модели Венесуэлы. Ни жёсткие финансово-экономические санкции (наносящие большой экономический урон Венесуэле), ни дипломатическая блокада, ни попытки госпереворота, ни многочисленные попытки физического устранения венесуэльских лидеров, ни рейды вооружённых наёмников с территории сопредельных стран, ни подкуп высших военных чинов венесуэльской армии - ничего не принесло Вашингтону ожидаемых плодов.

3 мая 2020 года была осуществлена неудачная попытка проникновения диверсионно-террористической группы на территорию Венесуэлы.
© twitter.com/wallacemick
3 мая 2020 года была осуществлена неудачная попытка проникновения диверсионно-террористической группы на территорию Венесуэлы.

Самым громким провалом гибридной войны США против Венесуэлы стал проект самопровозглашённого «временного президента» Венесуэлы Хуана Гуайдо, которого США сразу признали «законным» лидером страны и принудили к такому же признанию с полсотни своих сателлитов по всему миру, включая страны Евросоюза. Гуайдо оказался пустышкой - «лидером» без всякой харизмы и силы, за которым никто не идёт и который не смог организовать оппозиционный фронт против Мадуро. А многочисленные коррупционные скандалы в окружении Гуайдо, связанные с растратой выделенных ему Штатами денег на «революцию», даже не принимаются в расчёт, поскольку и без того Гуайдо полностью себя дискредитировал.

Апофеозом провального курса США в отношении Венесуэлы стало заявление летом прошлого года бывшего президента США Трампа о том, что он «передумал по поводу своего решения признать Хуана Гуайдо законным лидером Венесуэлы». В интервью интернет-порталу Axios Трамп сказал, что «не очень доверяет Гуайдо», который не смог сместить Мадуро. Трамп договорился до того, что он мог бы встретиться с Мадуро, мол он, Трамп, «никогда не выступает против встреч». И это после того, как месяцем раньше венесуэльские спецслужбы сорвали рейд на побережье Венесуэлы из соседней Колумбии группы наёмников, подготовленных одной из американских ЧВК и планировавших путч и убийство Мадуро наряду с другими венесуэльскими руководителями.

Даже Трамп вскоре разочаровался в Гуайдо и сказал, что он мог бы встретиться с Мадуро.
© whitehouse.gov
Даже Трамп вскоре разочаровался в Гуайдо и сказал, что он мог бы встретиться с Мадуро.

И рейды наёмников, и миролюбивые заявления бывшего президента Трампа чередовались как в калейдоскопе на фоне прямых промышленных диверсий. В марте 2019 года США предприняли кибератаку против крупнейшей в Венесуэле ГЭС «Гури», в результате чего почти вся страна на несколько дней оказалась без электричества, а крупные города ещё и без питьевой воды.

Расчёт был прост - спровоцировать социальный коллапс, прежде всего в Каракасе и других городах, с целью вызвать народное недовольство и антиправительственный бунт (кстати, ту же тактику США применяют сейчас в отношении Кубы). Ничего не помогло: Мадуро контролирует ситуацию, армия и силы правопорядка на его стороне, большинство венесуэльцев, хоть и испытывают серьёзные житейские трудности, не готовы согласиться на смещение действующего президента.

Карфаген должен быть разрушен

В таких условиях Соединённым Штатам ничего не остаётся, как искать всё новые и новые способы смещения законного президента Венесуэлы и возвращения венесуэльского нефтяного клондайка под свой контроль. Именно таким новым способом и является попытка недавно избранной американской администрации начать политический диалог в Венесуэле ради организации «честных и прозрачных» выборов. Именно об этом говорили советники Байдена ещё до президентских выборов в США в 2020 году и именно этой тактики вашингтонская администрация придерживается сейчас. Понятно, что «честными и прозрачными» президентские выборы в Венесуэле США будут считать такие выборы, по результатам которых Мадуро должен будет проиграть.

Думается, что в ходе следующих раундов диалога наставляемая кураторами из США венесуэльская оппозиция попытается сделать правительственной делегации такое предложение, которое будет заранее неприемлемо для Николаса Мадуро.

ОАГ и её генсек Луис Альмагро являются полностью американскими креатурами и открыто служат интересам США.
© oas.org
ОАГ и её генсек Луис Альмагро являются полностью американскими креатурами и открыто служат интересам США.

Например, оппозиция может потребовать присутствия наблюдателей от Организации американских государств (ОАГ) на каждом избирательном участке. А что это означает, учитывая то, что ОАГ и её генсек Луис Альмагро являются полностью американскими креатурами и открыто служат интересам США? Будущие президентские выборы в Венесуэле, какими бы честными они ни были, в случае победы Мадуро США всё равно объявят «подлогом».

ОАГ сыграла неприглядную роль в провоцировании военного переворота в Боливии в 2019 году по итогам непризнанных ею (а вслед за ОАГ и Соединёнными Штатами) президентских выборов, на которых победил Эво Моралес. Можно с большой долей уверенности предположить, что в Венесуэле ОАГ будет нацелена на аналогичный сценарий. Одним словом, что бы ни делали США - будь то вероятная вооружённая агрессия против Венесуэлы или политический диалог с официальным Каракасом - конечной целью Белого дома при любом его хозяине является смещение нынешнего президента Венесуэлы и изменение социально-политической модели этой страны. При любом раскладе «Карфаген должен быть разрушен».  

Мадуро: «А нам всё равно»   

С чем подошли законные власти Венесуэлы к этому диалогу? Позиция правительственной делегации весьма прочная, у властей Венесуэлы более предпочтительные шансы на успех, исходя из всего вышеизложенного. Задача президента Мадуро, как представляется, может заключаться в том, чтобы не поддаться на уловки и не дрогнуть перед угрозами со стороны оппозиции (читай - США). Правительство Мадуро будут склонять к различным уступкам, требовать такую прозрачность избирательного процесса, какая могла бы дать Штатам возможность вмешиваться в него и вносить «коррективы». О том, что либеральный истеблишмент США в этом деле поднаторел, можно судить по последним президентским выборам в самих Соединённых Штатах, где, как утверждают сторонники Трампа, демократы украли у него победу в ходе «правильного» подсчёта голосов.

Задача президента Мадуро может заключаться в том, чтобы не поддаться на уловки и не дрогнуть перед угрозами со стороны оппозиции.
© twitter.com/NicolasMaduro
Задача президента Мадуро может заключаться в том, чтобы не поддаться на уловки и не дрогнуть перед угрозами со стороны оппозиции.

Кроме того, этот диалог может быть выгоден Мадуро с точки зрения укрепления его имиджа как лидера, который не боится никакого разговора с политическими противниками. Диалог может стать великолепной пропагандистской площадкой для Венесуэлы, на которой боливарианская республика в очередной раз сможет публично изобличить все происки США и их венесуэльских пособников. Даже если диалог снова закончится провалом и разведением «боксёров» по разным углам ринга, это не нанесёт правительству Мадуро серьёзного политического ущерба. Он останется при своих, а США и оппозиция - снова ни с чем.

Атака по всем фронтам

Надо учитывать ещё одно обстоятельство, которое является константой внешней политики США на латиноамериканском треке. Вашингтон ведёт борьбу против Венесуэлы в рамках его общего противоборства, по словам бывшего советника президента США по нацбезопасности Джона Болтона, «тройке тираний» в Латинской Америке - Кубе, Венесуэле и Никарагуа. Похоже, США будут корректировать свой курс в отношении Венесуэлы в зависимости от того, насколько успешным будет их давление на Кубу и Никарагуа. В середине июля этого года Штатам впервые удалось добиться всплеска народного недовольства на Кубе через обострение экономического кризиса на острове и ухудшения бытовых условий кубинцев, а также - а, может быть, и в первую очередь - путём активного промывания мозгов кубинской молодёжи через соцсети и интернет.

Кроме того, приближаются всеобщие выборы в Никарагуа (должны состояться в ноябре), на которых американцы попытаются провести в президенты своего ставленника и сместить нынешнего президента Даниэля Ортегу, хотя у него и неоспоримо больше шансов победить.

В этой связи есть основания предполагать, что осенью этого года можно ждать резкого повышения активности США на венесуэльском, кубинском и никарагуанском направлениях их внешней политики. Расчёт американцами делается на то, чтобы выбить хотя бы одно звено в связке Куба-Венесуэла-Никарагуа, чтобы потом сломать и остальных.

Венесуэльский диалог в Мехико станет показательным в том плане, смогут ли американцы через своих подопечных нащупать ту брешь в венесуэльской обороне, которую можно было бы расширить для дальнейшего массированного наступления на правительство Мадуро. До настоящего момента Венесуэла успешно отбивалась. История показывает, что Вашингтон даёт задний ход, если встречает решительное сопротивление.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама