На «Клавесине» сыграли в «Посейдон»
© ckb-rubin.ru
Подводный беспилотный аппарат «Клавесин-2Р-ПМ».

На «Клавесине» сыграли в «Посейдон»

И в России, и за рубежом активно разрабатываются безэкипажные подводные системы. Российский «Посейдон» у многих на слуху, однако мало кто сейчас знает об одном из его родоначальников - проекте «Клавесин»
12 августа 2021, 11:14
Реклама
На «Клавесине» сыграли в «Посейдон»
© ckb-rubin.ru
Подводный беспилотный аппарат «Клавесин-2Р-ПМ».
Читайте нас на: 

«Посейдон», о котором упоминал президент России Владимир Путин в послании Федеральному собранию РФ в марте 2018 года, получил своё название в результате всенародного голосования, однако изначально он числился как «изделие 2М30 «Статус-6». О разработке, получившей обозначение «Kanyon» по классификации НАТО, впервые мир узнал 10 ноября 2015 года - в тот день произошла «случайная» утечка секретной информации со встречи Владимира Путина с представителями МО РФ и оборонной промышленности.

8 декабря 2016 года американская разведка подтвердила, что ведутся практические испытания подводного беспилотного аппарата с ядерной силовой установкой, запущенного 27 ноября 2016 года из подводной лодки «Саров».

«Вычурная выдумка»?

В ходе послания Федеральному Собранию РФ Владимир Путин сказал: «Результаты проведённых испытаний дали нам возможность приступить к созданию принципиально нового стратегического оружия, оснащённого ядерными боеприпасами большой мощности». В качестве первого носителя стала первая атомная подводная лодка специального назначения К-329 «Белгород», спущенная на воду 23 апреля 2019 года.

К новому российскому оружию отношение на Западе сложилось двоякое: от скепсиса до ужаса. Так, «Forbes» со ссылкой на Кингстона Рейфа, эксперта по ядерной безопасности из Ассоциации по контролю за вооружениями, пишет, что российский беспилотный подводный аппарат с ядерной энергетической установкой может оказаться вычурной выдумкой.

Атомная подводная лодка специального назначения К-329 «Белгород» на ходовых испытаниях.
© wrk.ru
Атомная подводная лодка специального назначения К-329 «Белгород» на ходовых испытаниях.

Германский же эксперт Маттиас Кох считает, что «Посейдон» позволит России сохранить статус великой ядерной державы. И если ранее в НАТО отвергали опасность «Посейдона», считая его призраком, то теперь в рядах военных нарастает ужас относительно этого вооружения России.

Увиденный в марте 2018 года «Посейдон» навеял воспоминания о посещении атомного ледокола «Россия» в 2007 году после его возвращения из арктического похода - тогда автору довелось впервые увидеть подводный беспилотный аппарат «Клавесин-1Р», лежащий на вертолётной палубе, и побеседовать с одним из его создателей Николаем Рыловым.

«Мир» опустили ниже Северного полюса

События лета 2007 года, связанные с научно-исследовательскими экспедициями на хребет Ломоносова и на Северный полюс получили большой резонанс за рубежом: на научно-исследовательском судне «Академик Фёдоров» и на атомоходе «Россия» наши специалисты выполнили комплекс исследований на хребтах Ломоносова и Менделеева в Северном Ледовитом океане с целью определения внешних границ континентального шельфа, богатого запасами нефти и газа, а также выполнили спуски батискафов «Мир» в географической точке Северного полюса.

Международный полярный год стал для российских учёных и моряков атомного ледокольного флота годом триумфа, важным шагом в работах по подтверждению границ российского арктического шельфа. Тогда группа исследователей ВНИИОкеангеология во главе с директором института Валерием Каминским в течение полутора месяцев выполняла глубинное сейсмическое зондирование хребта Ломоносова на атомном ледоколе «Россия». В ходе того похода, ставшего самой значимой из трёх летних российских экспедиций 2007 года по сбору данных для установления границ арктического шельфа России, был выполнен огромный объём работ.

Батискафы «Мир» совершили спуски в географической точке Северного полюса.
© evgengusev.narod.ru
Батискафы «Мир» совершили спуски в географической точке Северного полюса.

Сейсмоакустические исследования позволили получить данные по 690 километрам подводного хребта. Было выполнено 35 станций по отбору донного грунта на глубину до 10 метров, проведены телефотозондирование и гравиметрические исследования.

Атомоход «Россия», возглавляемый опытным арктическим капитаном Анатолием Орешко, пришлось на время переоборудовать в научно-исследовательское судно. На его борту было размещено около ста тонн научного оборудования, развёрнуты исследовательские лаборатории.

Экспедиция проходила в тяжёлой ледовой обстановке: уже у мыса Желания Новой Земли пошли сплошные льды, толщина которых достигала трёх-четырёх метров. Научные исследования были начаты от мыса Арктический Северной Земли, а на хребте Ломоносова - от Новосибирских островов до 84 градуса северной широты. В это время года в таких высоких широтах не было ещё ни одно надводное судно. Несмотря на трудности, весь запланированный объём научных работ был выполнен, кроме того, с борта «России» была высажена ледовая база в составе 9 учёных для долговременного проведения исследований.

Спуск обитаемых аппаратов «Мир» в точке Северного полюса широко освещался в отечественных и зарубежных СМИ.
© evgengusev.narod.ru
Спуск обитаемых аппаратов «Мир» в точке Северного полюса широко освещался в отечественных и зарубежных СМИ.

Во втором научном рейсе «России», проходившем в августе, был выполнен спуск обитаемых аппаратов «Мир» в точке Северного полюса. Это событие широко освещалось в отечественных и зарубежных СМИ. В период с 10 по 12 августа на том же ледоколе учёные Института проблем морских технологий Дальневосточного отделения Российской академии наук и Главного Управления подводных исследований провели новый комплекс научных исследований с использованием глубоководного спускаемого аппарата «Клавесин-1Р» - тогда аппарат впервые прошёл необходимые испытания в арктических условиях, работая под сплошным покровом льда.

На «Клавесине» под хребтом Ломоносова

Заместитель главного конструктора, один из создателей «Клавесина», Николай Рылов отметил, что без атомного ледокола обеспечить исследования хребта Ломоносова было бы невозможно. Автономный подводный исследовательский аппарат «Клавесин-1Р» имеет уникальные возможности: оснащённый телевизионными системами, гидролокатором бокового обзора, акустическим профилографом, позволяющим просвечивать грунт на 50 метров, он способен работать на глубинах до 6.000 метров, находясь под водой в автономном плавании 48 часов. С помощью аппарата, управляемого по гидроакустическим каналам связи, всего за двое суток была выполнена гидроакустическая съёмка 50 кв. км хребта Ломоносова - благодаря этому был получен не только профиль дна, но и характеристики грунта. Мировая практика не знала подобного примера подлёдной работы автономного исследовательского аппарата.

Маршрут арктической экспедиции.
© Из архива автора
Маршрут арктической экспедиции.

В ходе исследовательского спуска «Клавесин-1Р» удалялся от борта атомного ледокола «Россия» на 15 километров, находясь под водой во время первого спуска 21 час, во время второго - 10 часов. Проблем с возвращением к месту спуска не было даже с учётом того, что в результате дрейфа льдов атомный ледокол относило в сторону на 12 километров.

В западных странах создатели глубоководной техники до сих пор не смогли добиться таких показателей. В частности, Александр Храмчихин в статье «Морская душа с искусственным интеллектом» упоминает о необходимости «создания систем звукоподводной связи, обеспечивающей передачу команд на аппарат (сейчас это возможно на расстояниях не более 2-3 км)».

Следует отметить, что аппараты Института проблем морских технологий Дальневосточного отделения Российской академии наук к тому времени уже находили применение на практике. Они работали на месте гибели атомной подводной лодки «Комсомолец», где глубина моря превышала 2.000 метров. С их помощью исследовалось дно Балтийского моря в месте будущей прокладки Северо-Европейского газопровода. Незаменимы они будут и на больших глубинах при работе на шельфе Арктических морей - подобные аппараты могут сыграть большую роль в составлении карты рельефа хребтов Ломоносова и Менделеева, что является необходимым условием для подтверждения Россией в ООН своих прав на 1,2 млн кв. км арктического шельфа.

Спуск под воду автономного исследовательского аппарата «Клавесин-1Р».
© imtp.febras.ru
Спуск под воду автономного исследовательского аппарата «Клавесин-1Р».

Общеизвестно, что арктический шельф содержит в своих недрах 25% мировых запасов нефти и газа, а шельф российской Арктики может дать в перспективе 100 миллиардов тонн условного топлива. И реализация проектов по добыче углеводородного сырья в арктических условиях, где море большую часть года покрыто льдом, немыслима без использования современных морских технологий.

Если ранее нефтяники и газовики закупали подобные исследовательские аппараты за рубежом, то теперь созданы отечественные аналоги, не только не уступающие импортной технике, но и превосходящие её, адаптированные к работе в Арктике - наши учёные всегда славились своей смекалкой и способностью с минимальными затратами создавать уникальную технику.

Дальнейшим развитием «Клавесин-1Р» стало появление автономного необитаемого подводного аппарата «Клавесин-2Р-ПМ». С 2009 года его разрабатывало Конструкторское бюро морской техники «Рубин», проектирующее субмарины для нашего ВМФ. У «Клавесин-2Р-ПМ» удлинён корпус до 6,5 метра и увеличен диаметр до 1 метра, что позволило вместить больше оборудования, сохранены системы управления с автономным режимом работы.

Аппарат с ядерной энергетической установкой «Посейдон».
© mil.ru
Аппарат с ядерной энергетической установкой «Посейдон».

Непотопляемые

Что же касается «Посейдона» - уже тогда было понятно, что автономность аппарата с ядерной энергетической установкой, который «случайно» попал на видео под названием «Статус-6», будет неограниченной по времени. И вполне возможно, что прототип его энергетической установки был испытан как раз на «Клавесин-2Р-ПМ».

Конечно же, подводные роботизированные комплексы найдут применение и в гражданской сфере - они могут проводить исследования шельфа, контролировать подводные линии связи, нефте- и газопроводы на глубинах, которые ранее были недосягаемыми. Но, в первую очередь, глубоководные дроны будут неоценимы не только для проведения поисковых работ по затонувшим судам и подводным лодкам, но и для защиты наших морских рубежей от вторжения непрошеных гостей.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама