Самообладание, аукусы и квадроциклы
На словах Вашингтон всё отрицает и ничего не признаёт. Выступая на 76-й Генассамблее ООН, хозяин Белого дома Джо Байден заявил, что выводом войск из Афганистана США прекратили период войн и начали «эру неустанной дипломатии». И добавил, что США не хотят новой холодной войны и разделения стран на противоборствующие блоки, и что свои вооружённые силы они должны использовать за пределами Америки только в крайних случаях - когда иных способов решить проблему нет.
Вместе - «англосакская» семья
Однако этим словам мало кто в мировом сообществе, судя по сообщениям информагентств, поверил, а некоторые же посчитали их проявлением лицемерия и цинизма американского руководства. Даже в самих США они были осмеяны, как это сделали на Fox News, или названы, согласно публикации в Orlando Sentinel, не соответствующими реальности.
И с такими оценками нельзя не согласиться. Тем более что для их подтверждения далеко, как говорится, ходить не надо. Ведь буквально всего за несколько дней до своего выступления в ООН Джо Байден объявил о создании нового военного блока в составе США, Великобритании и Австралии. Он получил название AUKUS (A - Австралия, UK - Соединённое Королевство, US - США).
«Сегодня мы делаем ещё один исторический шаг по углублению и формализации сотрудничества между всеми тремя нашими странами, потому что мы все признаём необходимость обеспечения мирной стабильности в Индо-Тихоокеанском регионе в долгосрочной перспективе», - сказал Джо Байден на совместной онлайн-конференции, посвящённой созданию нового альянса. По его словам, AUKUS объединит усилия трёх стран, направленные на поддержание и расширение своих передовых и военных возможностей, а также критических технологий, таких как кибернетика, искусственный интеллект и квантовые технологии. Кроме того, стороны планируют развивать возможности нанесения ударов с больших расстояний.
Свои совместные действия участники нового блока начали с решения оснастить ВМС Австралии атомными подводными лодками, что, как считается, даст этой стране возможность действовать на более продвинутом военном уровне. «Сейчас, в качестве ключевого проекта в рамках AUKUS, мы начинаем консультации с Австралией по приобретению для её военно-морского флота атомных подводных лодок с обычным вооружением», - сказал в этой связи Джо Байден. По его словам, эта технология проверена, она безопасна, и Соединённые Штаты и Великобритания уже несколько десятилетий эксплуатируют атомные подводные лодки.
Согласно обнародованной информации, в течение следующих 18 месяцев три страны будут работать вместе, чтобы определить наилучший путь для достижения этой цели. Это будет в первую очередь включать в себя, как отметил премьер-министр Австралии Скотт Моррисон, тщательное изучение того, что нужно сделать для выполнения Канберрой обязанностей по управлению ядерной энергией в стране. Планируется приобрести как минимум восемь атомных подводных лодок. Наиболее вероятными кандидатами, по-видимому, будут либо британская ударная подводная лодка типа Astute, либо американская субмарина типа Virginia. Строительство планируется организовать в Осборне в Южной Австралии.
Правительство Австралии инвестирует в проект порядка 6,4 миллиарда австралийских долларов (4,7 млрд долл. США). Они будут направлены на модернизацию дока полного цикла в Осборне и продление службы действующих субмарин, стоящих на вооружении военно-морских сил страны.
Кроме того, США поставят новейшие крылатые ракеты для ВМС и ВВС Австралии, а также оперативно-тактические ракеты для её сухопутных сил. В рамках AUKUS достигнуто также соглашение, которое предусматривает более широкое сотрудничество США и Австралии в области авиации за счёт ротационного развёртывания всех типов американских военных самолётов на Зелёном континенте. Как заметил в этой связи командующий ВВС США в Индо-Тихоокеанском регионе генерал Кеннет Вильсбах, Пентагон разрабатывает планы по размещению в Австралии нескольких американских авиационных группировок.
QUAD - НАТО в Индо-Тихоокеанской упаковке?
В Белом доме не скрывают, что создание AUKUS следует рассматривать как часть тех усилий, которые предпринимаются Соединёнными Штатами «в рамках более широкой группы шагов, включая тесное двустороннее сотрудничество с нашими традиционными партнёрами по безопасности в Азии - Японией, Южной Кореей, Таиландом, Филиппинами - а также более тесное взаимодействие с новыми партнёрами, такими как Индия и Вьетнам, и другими странами и объединениями, подобными QUAD».
Напомним, что QUAD (Quadrilateral Security Dialogue) - четырёхсторонний диалог по безопасности, в который помимо США входят Австралия, Индия и Япония, и который они ведут с 2017 года. С недавних пор США стремятся придать ему характер военно-политического альянса, превратить его в своего рода «азиатское НАТО».
С этой целью значительно активизировались контакты между дипломатами и военными, созданы несколько профильных рабочих групп, проводятся совместные военно-морские учения. В частности, в августе прошли уже 25-е многосторонние манёвры «Малабар», в которых приняли участие корабли ВМС Индии, Японии, Австралии и США. Районом их проведения стала западная часть Тихого океана, организатором же выступили ВМС США.
А в прошедшую пятницу, то есть через два дня после выступления президента США в ООН, в Вашингтоне состоялся первый очный саммит лидеров этой структуры - Джо Байдена, а также премьеров Австралии, Индии и Японии Скотта Моррисона, Нарендра Моди и Ёсихидэ Суга. Цель саммита, как и встречи, которую они провели в марте в режиме видеоконференции, заключалась в том, чтобы «переориентировать себя и мир на Индо-Тихоокеанский регион, где сейчас обостряется политическое и военное противостояние».
В совместном заявлении, принятом по результатам переговоров, лидеры QUAD, или «квадроцикла», как ещё называют это объединение, указали, что «взяли на себя обязательство содействовать свободному, открытому, основанному на правилах порядку, основанному на международном праве, для укрепления безопасности и процветания в Индо-Тихоокеанском регионе и за его пределами». Было также заявлено о поддержке верховенства права, свободы судоходства и перелётов, мирного разрешения споров, демократических ценностей и территориальной целостности государств.
Кроме того, «четвёрка» договорилась об инфраструктурном партнёрстве, объединении усилий по борьбе с климатическими изменениями, развитии сотрудничества в области новых технологий и кибербезопасности (в том числе в развитии сетей связи пятого поколения 5G), космических и научных отраслях и т. п.
Следует отметить, что официальные лица США пытались преуменьшить значение вопросов безопасности, которые обсуждались на саммите «четвёрки», скрыть наличие какой-либо связи между AUKUS и QUAD. Однако премьер-министр Австралии Скотт Моррисон прямо сказал, что эти два альянса «усиливают друг друга».
«В этом весь смысл QUAD и AUKUS. Они созданы не для того, чтобы что-то заменять, а для того, чтобы укреплять и поддерживать друг друга», - подчеркнул он при этом. Да и в США, судя по сообщениям, ожидают, что команда Байдена уже в ближайшее время начнёт подталкивать Японию и Индию, а также некоторые другие страны региона к более тесному взаимодействию с AUKUS. По словам одного источника, знакомого с ситуацией, администрация Байдена также работает над индо-тихоокеанской стратегией, которая может быть обнародована в течение нескольких недель и в которой будут расставлены все аспекты деятельности США в регионе.
Возвращение блудного патрона к блоковой политике
В этой связи следует отметить, что созданием новых военных блоков США возвращают мировое сообщество во времена холодной войны. Тогда для сдерживания и противостояния коммунизму Запад с подачи США развернул по всему миру целую сеть военно-политических альянсов. Только в Азии их было четыре: АНЗЮС (ANZUS - Австралия, Новая Зеландия и США), СЕАТО (SEATO - Southeast Asian Treaty Organization - Организация Договора Юго-Восточной Азии, включавшая Австралию, Новую Зеландию, США, Англию, Францию, Филиппины, Таиланд и Пакистан), СЕНТО (CENTO - Central Treaty Organization - Организация Центрального Договора, в состав которой входили Великобритания, Турция, Ирак, Иран и Пакистан) и АНЗЮК (ANZUK - Австралия, Новая Зеландия, Великобритания).
Каждый из них оказывал сильное военно-политическое давление на страны, которые были расположены в сфере действия блока. И делалось это под влиянием США и во имя американских интересов. Причём блок проводил такую политику даже тогда, когда США не являлись его членом, а имели лишь статус наблюдателя.
В разные годы и по разным причинам эти альянсы прекратили своё существование. Лишь АНЗЮС продолжает свою деятельность, время от времени демонстрируя противоречия между его членами. Вот и недавно Новая Зеландия высказала своё неудовольствие по поводу создания AUKUS и планов по оснащению ВМС Австралии атомными подводными лодками.
Возникает вопрос, а чем же мотивируют в Вашингтоне возвращение США к блоковой политике. Прежде всего это связано с их окончательным разворотом в сторону Индо-Тихоокеанского региона, который объявлен приоритетным в отстаивании американских интересов. И не только потому, что США географически связаны с регионом - пять штатов омывают тихоокеанские воды, и ещё ряд американских территорий расположены в Тихом океане. Огромную роль играет и тот факт, что Индо-Тихоокеанский регион обеспечивает две трети мирового роста валового внутреннего продукта и составляет 60% мирового ВВП, и что четверть американского экспорта идёт в расположенные в нём страны.
Однако главное заключается в том, что здесь находятся три основных противника (конкурента) США - Россия, Китай и Северная Корея. При этом особую озабоченность у Вашингтона вызывают стремительное развитие КНР и последовательное наращивание им военной мощи, что может привести его к региональной гегемонии в краткосрочной перспективе и к глобальному превосходству - в долгосрочной. Противостоять же этим вызовам в одиночку США, явно ослабленные внутренними противоречиями, уже не в состоянии.
Отсюда и стремление включить в это противоборство как можно больше стран и переложить на них основное его бремя. Причём очевидно, что во имя этой цели Вашингтон готов пожертвовать даже своими союзниками по НАТО. Как пример тому служат и бегство США из Афганистана, которое они совершили, не считаясь с мнением европейских партнёров, и создание блока AUKUS, которое Вашингтон провернул, не поставив в известность Брюссель, и даже кинув на огромную сумму Францию.
Ничего личного
Естественно, в Вашингтоне осознают, что такие громоздкие и неповоротливые альянсы, как НАТО, в современных условиях мало эффективны. Поэтому США будут стремиться к тому, чтобы новые блоки представляли собой облегчённые и менее забюрократизированные структуры. Так, указывают эксперты, у того же QUAD нет ни основополагающего договора, ни формальных обязательств государств-членов друг перед другом, ни единых военно-политических органов планирования. Но именно отсутствие чётко прописанной линии поведения позволяет странам сотрудничать по целому спектру вопросов - начиная от производства вакцин от коронавируса и заканчивая проведением совместных учений.
Или взять AUKUS. Он, в отличие от прежних альянсов, также не предусматривает взаимных обязательств по обеспечению безопасности, но даёт его участникам возможность обмениваться оборонной информацией и технологиями, помогать друг другу в укреплении своих вооружённых сил и повышать их совместимость на театре военных действий.
Вместе с тем даже такая перспектива вряд ли устроит большинство стран.
Например, Индонезия выразила обеспокоенность по поводу региональной гонки вооружений и возможностей проецирования мощи в связи с созданием AUKUS и возможным появлением у Австралии атомных подводных лодок. Правительство этой страны призвало «Австралию и другие стороны» продолжить диалог для мирного разрешения разногласий, а также напомнило Австралии о её приверженности ядерному нераспространению.
Явно не собирается вступать в многосторонний военный союз Южная Корея - Сеул неоднократно отвергал любые планы создания даже трёхстороннего антикитайского партнёрства с Японией и США. Не намерены присоединяться к альянсам и Филиппины, имеющие прочные связи с Китаем. Настороженно к блоковым планам относится и Вьетнам, хотя в последнее время каждый из членов «четвёрки» стремится улучшить двусторонние отношения с Ханоем путём проведения совместных военных учений, расширения кредитных линий обороны или организации других акций.
В свою очередь Индия, даже имея ряд противоречий с Китаем, подчёркивает, что две страны «являются партнёрами, плывущими в одной лодке». По большинству мировых проблем Китай и Индия выступают практически единым фронтом. Они имеют общее видение многополярного мироустройства, выступают за открытость рынков и поддерживают развитие и распространения технологий. Их позиции совпадают и по вопросам борьбы с климатическими изменениями, обеспечения энергетической безопасности, ряду других глобальных проблем. Китай и Индия активно взаимодействуют в рамках ШОС и БРИКС, что способствует развитию усилий этих организаций в их противостоянии общим мировым вызовам.
Пора отказаться от «узколобых геополитических концепций»
Что касается Китая, то понимая, что новая блоковая политика США направлена прежде всего против него, он резко реагирует на все усилия Вашингтона по сколачиванию военно-политических и военных альянсов. «Начало сотрудничества США, Великобритании и Австралии по атомным субмаринам грубо вредит миру и стабильности в регионе, усугубляет гонку вооружений, вредит усилиям в рамках международного режима нераспространения ядерного оружия», - заявил официальный представитель МИД КНР Чжао Лицзянь. Он призвал участников блока отказаться от «устаревшей ментальности эпохи холодной войны» и «узколобых геополитических концепций».
Ещё жёстче выступили против американских планов китайские СМИ. Альянс США, Японии, Индии и Австралии является «зловещей бандой», которая подталкивает к конфронтации в Индо-Тихоокеанском регионе, написала, например, в редакционной статье газета Global Times. И добавила, что Япония, Индия и Австралия, входящие в QUAD, могут стать «пушечным мясом» в случае, если они «зайдут слишком далеко» в поддержке американской стратегии сдерживания Китая.
В СМИ появились и сообщения о том, что в Китае готовятся применить ядерное оружие, чтобы дать отпор новым альянсам, которые формируют США, в том числе AUKUS. Отмечалось также, что бывший посол Китая в ООН Ша Цзукан заявил о необходимости «пересмотреть и отрегулировать» давнее обязательство не наносить ядерных ударов первыми, так как военное присутствие США в регионе увеличивается.
И эта реакция не осталась незамеченной в Вашингтоне. В только что вышедшей книге известного американского журналиста Боба Вудворда и его коллеги по The Washington Post Роберта Косты рассказывается, как председатель комитета начальников штабов вооружённых сил США генерал Марк Милли в конце прошлого года по собственной инициативе позвонил начальнику Объединённого штаба Центрального военного совета КНР генерал-полковнику Ли Цзочэну, чтобы заверить его, что у Соединённых Штатов нет никаких намерений нападать на Китай. Милли пошёл на этот шаг, так как получил информацию о том, что китайское руководство всерьёз опасается, как бы Трамп, досиживавший свои последние дни в Белом доме, не отдал приказ о нанесении удара по КНР, и готовится принять ответные меры.
Тем не менее и после этого, как видим, Соединённые Штаты продолжали сколачивать военные блоки и балансировать на краю пропасти, угрожая тем самым и Китаю, и миру в целом. На это указывает и наша страна. Оценивая действия США в Индо-Тихоокеанском регионе, министр иностранных дел России Сергей Лавров подчёркивал, что они ведут лишь к разобщению государств АТР и чреваты серьёзными последствиями для мира и стабильности.