А Пентагон идёт на Крайний Север
© РИА Новости
Арктический порт федерального значения на трассе Северного морского пути Дудинка - крупнейший в Сибири и самый северный международный морской порт в России.

А Пентагон идёт на Крайний Север

Арктика всегда имела страте­гическое значение для государств, прилегающих к полярной зоне, а с конца про­шлого столетия немалый интерес к высоким широтам появился и у стран, казалось бы, далёких от северных земель
30 ноября 2022, 11:00
Реклама
А Пентагон идёт на Крайний Север
© РИА Новости
Арктический порт федерального значения на трассе Северного морского пути Дудинка - крупнейший в Сибири и самый северный международный морской порт в России.
Читайте нас на: 

Особый район

В конце первой декады ноября Силы специальных операций США в рамках комплексной программы Rapid Dragon провели в Арктике испытания перспективной крылатой ракеты воздушного базирования с дальностью стрельбы приблизительно 1900 км. В частности, отрабатывался процесс запуска оружия с самолёта-носителя. Впервые ВВС продемонстрировали возможность старта ракеты не с бомбардировочной, а с военно-транспортной авиации. Для этой цели использовали тяжёлый транспортный самолёт Lockheed MC-130 Hercules. Весовой макет ракеты сбросили на парашюте на норвежском арктическом полигоне. Согласно оценкам, при испытаниях была подтверждена принципиальная возможность использовать новую систему старта крылатых ракет воздушного базирования.

Lockheed MC-130 «Геркулес».
© flickr.com /hawgwildterry
Lockheed MC-130 «Геркулес».

Чуть ранее, в конце октября текущего года, на северо-западе Европы состоялись манёвры ВВС НАТО «Стойкий полдень» с целью отработки ядерного сдерживания потенциального противника. Конечно, можно было найти и места потеплее. Но не сегодня и не в этот раз.

Северной оконечности нашей планеты - Арктике - сегодня, пожалуй, уделяется внимание больше, чем любому другому району планеты. Причина одна: вечные арктические льды отступают, а глубины северных морей хранят несметные богатства углеводородного сырья. Понятно, что миллиарды баррелей чёрного золота, вдруг ставшие более доступными, могут оказать более чем серьёзное влияние на геополитику заинтересованных государств.

Согласно российским оценкам, только минеральные богатства региона оцениваются в 30 триллионов долларов. В арктическом регионе со­держится более 70% нефти и свыше 88% газовых запасов всех отечественных морских аквато­рий, а кроме того - огромные месторождения угля, золота, меди, никеля, оло­ва, платины, марганца.

По заключениям мирового сообщества учёных-климатологов, ежегодно площадь ледникового слоя сокращается до 5 млн кв. км. А это значит, что уже к 2035 году в летний период большая часть Северного Ледовитого океана будет доступна для судоходства, промышленной добычи биоресурсов, разведки и использования залежей углеводородов, а также других полезных ископаемых.

Кроме того, таяние арктических льдов с каждой навигацией позволяет увеличивать трафик прохода по Северному морскому пути гру­зовых и пассажирских судов. Со­гласно прогнозу, грузооборот по этому направлению в перспективе может возрасти с полутора миллионов до пятнадцати миллионов тонн в год.

Арктические марш­руты логисты называют новым Панамским или Суэцким кана­лом. И к этому есть все основа­ния. Северный морской путь из Европы в Азию практически в два раза короче других аналогичных маршрутов. Расстояние от Санкт-Петербурга до Вла­дивостока по «арктической артерии», например, составляет 14 280 км, через Суэцкий ка­нал - 23 200 км, а вокруг мыса Доброй Надежды - 29 400 км.

Корабль «Перекоп» первым в истории учебных штурманских походов ВМФ России совершил переход по Северному морскому пути в Североморск.
© РИА Новости
Корабль «Перекоп» первым в истории учебных штурманских походов ВМФ России совершил переход по Северному морскому пути в Североморск.

Иными словами, Арктический регион, в первую очередь принадлежащая России уникальная транспортная артерия - Севморпуть, представляет собой особую зону, где страны «Арктического альянса» стремятся закрепить и расширить своё геопо­литическое, экономическое и воен­ное влияние. Такая цель закреплена в националь­ных стратегиях североевропейских стран - Норвегии, Дании, Швеции, Ислан­дии и Финляндии. США и Канада тоже не остаются в стороне, как и азиатские страны, в частности, Китай, Индия, Япония, Сингапур и Южная Корея.

Само собой, вопрос о наращивании американского постоянного присутствия в арктическом Заполярье не может не стоять в национальной оборонной повестке дня. В начале июля 2019 года Пентагон представил Конгрессу новую «Арктическую стратегию». Как отмечается, сегодня Арктика переживает «эру стратегической конкуренции». В связи с этим Соединённые Штаты опасаются «углубления и усиления» определённых стратегических тенденций, которые могут стать для Америки настоящей проблемой. В частности, разработчики стратегии считают, что «развитие событий в Арктике потенциально может прямо или косвенно ограничить возможности Пентагона перемещать силы по миру и в более широком смысле отрицательно повлиять на достижение стратегических целей США, обусловленных соперничеством с Китаем и Россией в Индо-Тихоокеанском регионе и в Европе».

При этом американские цели в Арктической стратегии закамуфлированы общими фразами - «поддержка устойчивой инфраструктуры», «уточнение позиции по Арктике», «обеспечение осведомлённости об обстановке». А дальше всё весьма серьёзно: отмечается, что американские военные проведут тщательную оценку стратегических возможностей и особенностей региона с целью создания там соответствующей инфраструктуры, необходимой для развёртывания сил и средств, которые в перспективе позволят США противостоять вероятному противнику как самостоятельно, так и во взаимодействии с союзниками.

Колоть льды нечем, но аппетит не исчезает...

Хотеть, конечно же, не вредно, вот только с военно-техническим потенциалом в данном случае у американцев, мягко говоря, не очень. Понятно, что основа полярной деятельности в Северном полушарии - многочисленный и надёжный ледокольный флот. У России - десятки судов, в том числе, по состоянию на текущий год, - 7 атомных. Тогда как у американцев...

Береговая охрана Соединённых Штатов отказалась проводить учения в Арктике из-за опасений, что единственный тяжёлый ледокол страны Polar Star сломается и придётся просить о помощи Россию, пишет американский портал Business Insider.
© РИА Новости/Виталий Подвицкий
Береговая охрана Соединённых Штатов отказалась проводить учения в Арктике из-за опасений, что единственный тяжёлый ледокол страны Polar Star сломается и придётся просить о помощи Россию, пишет американский портал Business Insider.

«Состояние нынешнего американского флота свидетельствует о том, что самая большая, самая сильная и самая могущественная страна в мире не готова решать свои проблемы в полярных регионах. Мы часто рассчитываем на то, что Соединённые Штаты могут действовать самостоятельно. Вот одна из областей, где мы на это неспособны», - откровенно высказался по этому поводу Майкл Сфрага, директор Полярного института в Центре Вильсона, ещё в 2018 году.

«Реальность заключается в том, что Соединённые Штаты проигнорировали Арктику. Мы потеряли то, что станет основным морским маршрутом между Азией и Европой. Контроль над океаном будет передан России и Китаю», - утверждал член Нижней палаты Конгресса, демократ Джон Гараменди.

Действительно, интересы США в Арктике сегодня способны отстаивать всего два ледокола - тяжёлый «Polar Star», построенный в 1978 году и «Healy», спущенный на воду в 1999-м. При этом срок службы первого ледокола истёк ещё в 2020 году.

Специалисты Пентагона уже не раз твердили о том, что для Арктики необходимо кардинально наращивать ледокольный флот. Однако до последнего времени руки у кораблестроителей, что называется, не доходили. Правда, президент Трамп уже было согласился выделить средства на новый корабль, способный крушить полярные льды, но проблемы с мексиканскими незаконными мигрантами перевесили: строительство пограничного «забора» оказалось предпочтительнее, чем арктический флот.

Справедливости ради, отметим, что ситуация с американским ледокольным флотом всё-таки сдвинулась с места. Но только слегка и отнюдь не принципиально. Ещё в апреле 2019 года Береговая охрана в рамках программы Polar Security Cutter заключила контракт с фирмой VT Halter стоимостью 750 млн долл. на НИР, НИОКР и строительство дизель-электрического ледокола, который станет головным в составе трёх кораблей этого типа, предназначенных для действий в условиях Крайнего Севера.

И вот, 24 февраля этого года, впервые за последние 45 лет, США спустили на воду новый ледокол. Корабль получил имя Polar Sentinel («Полярный часовой»). После завершения ходовых испытаний приступит к несению патрульной службы. При длине в 140 метров и ширине порядка 27 метров Polar Sentinel имеет полное водоизмещение в 22 000 тонн и оснащён двумя дизель-электрическими двигателями суммарной мощностью в 45 200 л.с. Согласно данным разработчиков, он сможет преодолевать лёд толщиной 1,8-2,5 метра.

Ледокол Polar Sentinel (графическая визуализация).
© cruisemapper.com
Ледокол Polar Sentinel (графическая визуализация).

Что касается вооружения, то согласно официальной информации Береговой охраны, ледоколы будут оснащаться только одной 25-мм пушкой МК 38. Тем не менее, в соответствии с требованиями технического задания, на ледоколах этой серии должно быть предусмотрено пространство для установки комплексов наступательного оружия, а также интегрированной системы управления огнём типа Aegis. С другой стороны, американские эксперты считают, что специальный тяжёлый ледокол для Арктики появится лишь лет через десять.

Другой проблемой является отсутствие заполярной ремонтной базы для нужд арктического американского флота. В качестве возможного варианта рассматривается строительство базы в посёлке Ном на Аляске, расположенном неподалёку от Берингова пролива. Посёлок может стать опорной точкой в период возможного судоходства.

Что касается более высоких широт, например, залива Прадхо, то эксперты выражают сомнения относительно перспектив ведения там соответствующих работ. Это связано с тем, что таяние вечной мерзлоты может привести к обширному заболачиванию этого района.

«Я думаю, что идея разместить базу на Крайнем Севере - плохая идея. Это слишком дорого, и после постройки вы и не сможете использовать её большую часть года», - пришёл к выводу Брайан Кларк, аналитик Центра стратегических и бюджетных оценок Конгресса США.

Посёлок Ном на Аляске. Не впечатляет.
© wikipedia.org
Посёлок Ном на Аляске. Не впечатляет.

Каковы же сегодняшние возможности американского флота действовать в полярных широтах?

Осенью 2018 года в рамках учений НАТО в Арктике находился американский авианосец Harry Truman. Кстати, этот корабль стал первым американским авианосцем, добравшимся до таких высоких широт. Согласно официальной информации представителей НАТО, целью учений, в частности, была оценка боевых возможностей войск в условиях арктического климата и репетиция переброски крупного воинского контингента. «Если флагман группы успешно справился с проблемами, вызванными холодом и осадками, то сопровождавшие его эсминцы и суда испытали большие трудности», - прокомментировал итоги учений министр ВМС.

Авианосец Harry Truman добрался до арктических широт.
© flickr.com/usnavy
Авианосец Harry Truman добрался до арктических широт.

Прав министр. В ходе этих манёвров получил серьёзные повреждения десантный корабль-док Gunston Hall. Во время шторма из-за сильной качки 140-тонный катер в его трюме сорвался с креплений и разрушил корабельные коммуникации. В итоге пришлось отменить десантирование морских пехотинцев на побережье Исландии. Вместо этого Gunston Hall в сопровождении десантного корабль New York направился в порт Рейкьявика для оценки повреждений. 

И вот ещё штрих к неготовности американского флота действовать в экстремальных арктических ситуациях. Сегодня паровой установкой для очистки корпуса ото льда оборудованы крейсеры ПВО-ПРО типа Ticonderoga. Экипажам эсминцев УРО и десантных кораблей приходится отбивать лёд с орудийных башен, палуб и вертолётных площадок вручную. Данный факт также отметил министр ВМС.

В начале мая на арктическую тему высказался и командующий Северным командованием американских Вооружённых сил генерал Глен Ванхёрк. Он предупредил, что рост активности в Арктике может привести к напряжённости и стратегическому соперничеству с последствиями для всего мира. Чтобы такого не произошло, нужно ведь совсем немного, считает генерал. Нужно, чтобы претворялась в жизнь американская стратегия по «обеспечению соблюдения международных правил, законов, норм поведения. Речь идёт не о милитаризации Арктики. Речь идёт о том, чтобы Арктика была свободной и процветающей, чтобы экономическое развитие продолжалось в рамках тех норм, законов и правил, которые хорошо послужили нам после окончания Второй мировой войны», - заявил генерал. 

Но это на словах. На самом деле наступательные вооружения, предусмотренные на американских ледоколах, имеют совсем другое предназначение.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама