Главный поставщик авиационных технических средств обучения для подготовки лётчиков, штурманов и технического персонала Воздушно-космических сил России
© Фото АО ЦНТУ «Динамика»
Генеральный директор АО ЦНТУ «Динамика» Олег Максёнков.

Главный поставщик авиационных технических средств обучения для подготовки лётчиков, штурманов и технического персонала Воздушно-космических сил России

АО Центр научно-технических услуг «Динамика» является лидером отечественной авиатренажёрной отрасли, разрабатывая и создавая полную линейку авиационных технических средств обучения для подготовки лётчиков государственной и гражданской авиации. О прорывных технологиях, в том числе виртуальной реальности, при создании новейших технических средств обучения для подготовки лётного и инженерно-технического состава еженедельнику «Звезда» рассказал генеральный директор АО ЦНТУ «Динамика» Олег Максёнков
17 января 2022, 06:30
Реклама
Главный поставщик авиационных технических средств обучения для подготовки лётчиков, штурманов и технического персонала Воздушно-космических сил России
© Фото АО ЦНТУ «Динамика»
Генеральный директор АО ЦНТУ «Динамика» Олег Максёнков.
Читайте нас на: 

«Впервые в российской практике реализован качественно новый подход к разработке авиационных ТСО для подготовки лётного и инженерно-технического состава»

- Олег Викторович, какова, на ваш взгляд, роль учебно-тренировочных средств (УТС) для военных самолётов и вертолётов в обороноспособности страны?

- В настоящее время ЦНТУ «Динамика», входящий в холдинг «Технодинамика» Госкорпорации Ростех, - основной поставщик авиационных технических средств обучения (ТСО) для подготовки лётчиков, штурманов и технического персонала. Мы производим тренажёры для широкой линейки воздушных судов, которую создаёт Ростех. Это комплексная работа, направленная на улучшение технической оснащённости отечественных ВКС, снижение сроков и стоимости подготовки лётного и инженерно-технического состава.

Учитывая, что в последние годы авиационная техника становится всё сложнее, постоянно растут требования и к качеству обучения авиационного персонала. Для того чтобы соответствовать этим требованиям, специалисты предприятия ведут непрерывный поиск новых научных, инженерных и технологических решений, внедряя их в свои новые продукты.

На прошедшем VII Международном военно-техническом форуме «Армия-2021» Министерство обороны РФ отметило значительный вклад трудового коллектива ЦНТУ «Динамика» в укрепление обороноспособности страны. Речь идёт о разработке учебно-тренировочных комплексов под все типы современных летательных аппаратов, эксплуатирующихся в Вооружённых силах России, а также о создании уникальных технических средств обучения на системе подвижности под все типы вертолётов, применяемых в Воздушно-космических силах и морской авиации ВМФ. Эти разработки не имеют аналогов.

Тренажёр МиГ-29. Впервые в российской практике реализован качественно новый подход к разработке авиационных ТСО.
© Фото АО ЦНТУ «Динамика»
Тренажёр МиГ-29. Впервые в российской практике реализован качественно новый подход к разработке авиационных ТСО.

Впервые в российской практике был реализован качественно новый подход к разработке авиационных ТСО для подготовки на военные самолёты и вертолёты, которые позволяют проводить обучение и переподготовку лётного и инженерно-технического состава в полном объёме их функциональных обязанностей в соответствии с действующими программами боевой подготовки. В основе этого подхода - переход от производства отдельных тренажёров к созданию единых интегрированных учебно-тренировочных комплексов, с объединением их в единое информационное поле.

При этом учебно-тренировочные комплексы могут применяться в различных комбинациях: автоматизированные системы обучения, тренажёры разного уровня сложности, рабочие места наземных операторов, тренажёр авиационного наводчика, а также комплекс моделирования тактической обстановки.

Так, в учебно-тренировочном комплексе для подготовки на современные вертолёты в качестве опций могут использоваться тренажёр оператора внешней подвески вертолёта, тренажёр авиационного наводчика, тренажёр парашютиста, рабочее место подыгрыша, рабочее место оператора создания ландшафтной сцены, система регистрации и объективного контроля и другие опции. В конфигурацию тренировочного комплекса для военных самолётов и вертолётов включается ещё одна важная опция - программно-аппаратный комплекс моделирования тактической обстановки, предназначенный для моделирования и воспроизведения в режиме реального времени единого оперативно-тактического фона в заданном географическом регионе для информационного обеспечения тактической подготовки лётного состава.

По результатам исследований, проведённых 30-м Центральным научно-исследовательским институтом Минобороны России, реализация всего спектра перспективных технологий построения авиационных тренажёров позволила повысить уровень учебного потенциала создаваемых тренажёров по отношению к существующим аналогам более чем на 55%.

Таким образом, были расширены ключевые компетенции отечественной промышленности в области создания авиационных ТСО нового поколения, позволяющих повысить безопасность полётов, уровень боевой подготовки лётного и инженерно-технического состава, а также эффективность освоения новейших боевых авиационных комплексов, поступающих на вооружение Минобороны России.

Учебно-тренировочный комплекс воздушно-десантной подготовки.
© Фото АО ЦНТУ «Динамика»
Учебно-тренировочный комплекс воздушно-десантной подготовки.

«Обучаемый на тренажёре должен получить опыт работы с реальным оборудованием, который будет практически совпадать с тем опытом, который он мог бы получить в реальных условиях»

- Какие бывают типы УТС? От простого к сложному, а затем - к самому сложному? Каково на тренажёрах приближение к реальным ощущениям?

- Первыми проектами ЦНТУ «Динамика» были простейшие авиационные тренажёры для начального уровня обучения. Дальнейший этап развития предприятия связан с созданием автоматизированных систем обучения и тренажёров на неподвижном основании.

Сегодня ЦНТУ «Динамика», как предприятие Ростеха, решает принципиально новые задачи, связанные с возросшими требованиями к качеству и методологии обучения лётного и инженерно-технического состава.

В ЦНТУ «Динамика» созданы комплексные и процедурные тренажёры различного уровня сложности практически для всех типов военных самолётов и вертолётов российского производства. Все тренажёры разработаны в тесном сотрудничестве с ведущими российскими авиационными КБ.

Процедурные тренажёры предназначены для формирования навыков действий экипажа с оборудованием кабины, обучения полётам по приборам, подготовки экипажа к ведению групповых действий и к выполнению задач, связанных с боевым применением летательного аппарата.

Комплексные тренажёры позволяют осуществлять обучение лётного состава выполнению полного комплекса задач, связанных с пилотированием, воздушной навигацией и боевым применением летательных аппаратов в условиях, максимально приближенных к реальным, включая отработку навыков пилотирования днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. Тренажёры позволяют отрабатывать устойчивые навыки действий экипажа в особых случаях полёта, связанных с отказами авиационной техники и ошибками в пилотировании.

Впервые в рамках опытно-конструкторских работ в Ростехе созданы и успешно пройдены государственные испытания опытных образцов, включая тренажёры высшей категории сложности на подвижном основании для подготовки личного состава, эксплуатирующего вертолёты Ка-27М, Ка-29, Ми-28Н, Ми-8АМТШ, Ми-8МТВ-5, Ми-26, Ка-226.80, АНСАТ-У.

В отличие от тренажёров на неподвижном основании комплексные тренажёры на динамической платформе позволяют не только получить практически полный комплекс акселерационных ощущений, присущих реальному полёту, но и отрабатывать целый ряд специфических задач обучения с большей степенью достоверности, чем на неподвижных тренажёрах.

Тренажёр высшей категории сложности на подвижном основании Ми-8АМТШ.
© Фото АО ЦНТУ «Динамика»
Тренажёр высшей категории сложности на подвижном основании Ми-8АМТШ.

При их разработке специалисты ЦНТУ «Динамика» использовали перспективные научно-технические решения и технологии, позволившие существенно повысить их обучающий потенциал: высокоадекватные математические модели движения ЛА, системы подвижности нового поколения, относящиеся к наилучшим решениям в своём классе, системы визуализации с беспрецедентным качеством изображения, с применением технологии виртуальной реальности, эффективные силовые конструкции, практически целиком выполненные из композиционных материалов.

Также впервые создан уникальный тренажёрный комплекс вертолётов соосной и одновинтовой схем для первоначального лётного обучения курсантов, позволяющий осуществлять многоуровневую совместную начальную подготовку курсантов военных авиационных училищ.

В настоящее время предприятие активно ведёт инициативные работы по разработке тренажёров с использованием технологий виртуальной реальности.

Совместно с партнёрами разработаны экспериментальные стенды с использованием шлемов виртуальной реальности, позволяющие осуществлять «полёты» в едином визуальном пространстве для отработки тактики ближнего манёвренного воздушного боя и других задач обучения, а также тренажёр авиационного наводчика, предназначенный для подготовки и совершенствования навыков по управлению экипажами вертолётов при решении ими боевых задач.

- То, что сейчас создаётся, можно назвать серийными комплексами? Или это единичные экземпляры?

- Разработанный и созданный авиационный тренажёр для нового типа летательного аппарата - это единичный экземпляр до тех пор, пока он не пройдёт государственные испытания, после которых изделию будет присвоена литера О1, что свидетельствует уже о возможности серийной поставки данного продукта.

- Что самое сложное в производстве УТС?

- Оценка адекватности авиационного тренажёра - один из ключевых моментов в его создании. Это связано едва ли не с самым трудным вопросом, который стоит перед производителем любого симулятора, - как правильно интегрировать человека в процесс обучения. Обучаемый на тренажёре должен получить опыт работы с реальным оборудованием, практически совпадающий с тем опытом, который он мог бы получить в реальных условиях. Именно поэтому при создании авиационного тренажёра так важно мнение профессиональных лётчиков. Мы гордимся тем, что наши тренажёры испытывали ведущие российские лётчики-испытатели и опытнейшие строевые лётчики Вооружённых сил РФ.

«В условиях непредсказуемой санкционной политики выстраивать долгосрочные планы, опираясь на зарубежные поставки, крайне легкомысленно»

- Импортозамещение. Ещё остались импортные компоненты? Или всё наше?

- В ЦНТУ «Динамика» успешно реализуется программа импортозамещения. В условиях непредсказуемой санкционной политики выстраивать долгосрочные планы, опираясь на зарубежные поставки, крайне легкомысленно.

- Мы уже добрались по уровню до западных конкурентов?

- Да. С уверенностью можно сказать, что качество выпускаемых ЦНТУ «Динамика» авиационных технических средств обучения не уступает уровню западных конкурентов, а по ряду направлений превосходит их.

- Как происходит эксплуатация УТС? Сопровождение специалистами, гарантии, утилизация или модернизация старых комплексов.

- По данному направлению у предприятия налажено очень тесное и эффективное взаимодействие с военным ведомством. ЦНТУ «Динамика» осуществляет сервисное, гарантийное и постгарантийное обслуживание поставляемых изделий на протяжении их полного жизненного цикла.

Гарантийный срок службы тренажёра составляет 12-24 месяца, гарантийная наработка - 2 000 часов в течение гарантийного срока эксплуатации.

Тренажёр для подготовки личного состава, эксплуатирующего вертолёт Ка-27М.
© Фото АО ЦНТУ «Динамика»
Тренажёр для подготовки личного состава, эксплуатирующего вертолёт Ка-27М.

Ремонт составных частей тренажёра осуществляется по состоянию, что обеспечивает существенное уменьшение уровня эксплуатационных расходов. Для обеспечения ТО предусмотрены запасные части, поставляемые вместе с тренажёром. Все неисправные блоки, снятые с тренажёра, направляются в ЦНТУ «Динамика» для дефектации, ремонта или замены.

После завершения гарантийного срока обеспечивается техническое сопровождение тренажёра на протяжении всего периода его эксплуатации на договорной основе.

Модульная структура составных частей тренажёра предполагает упрощённую процедуру их последующих модернизаций, потребность в которых может возникнуть у заказчика, например, в связи с модернизацией имеющегося парка вертолётов/самолётов, существенным улучшением характеристик систем визуализации, которые можно ожидать не ранее, чем через 7-8 лет, или же с появлением вычислительной техники нового поколения. Такого рода работы могут быть выполнены ЦНТУ «Динамика» по отдельному контракту.

- Эксплуатация в условиях пандемии?

- В ЦНТУ «Динамика» удалось выстроить работу так, чтобы пандемия не оказывала влияния на деятельность в части выполнения контрактных обязательств по гособоронзаказу. Все работы были выполнены в полном объёме в установленные сроки.

«Мы инвестируем в развитие и продвижение технологий виртуальной реальности для подготовки лётного и инженерно-технического состава»

- Закончился переход с аналоговой аппаратуры на цифровую? Как происходит внедрение цифровых технологий, искусственного интеллекта, роботизация процесса производства?

- Что касается современных тенденций, а именно внедрения искусственного интеллекта, роботизации производства, цифровой трансформации, - все эти направления для нас актуальны. Проводится работа по цифровой трансформации, оценка перспектив применения искусственного интеллекта, максимальной автоматизации производственных процессов.

Кроме того, для ЦНТУ «Динамика» очень актуально применение таких современных технологий, как виртуальная реальность. Мы инвестируем в развитие и продвижение технологий виртуальной реальности в области разработки новейших технических средств обучения для подготовки лётного и инженерно-технического состава.

С использованием шлема виртуальной реальности выполнена система визуализации учебно-тренировочного комплекса для подготовки парашютистов, разработан тренажёр оператора внешней подвески вертолёта.

По мере совершенствования виртуальных технологий они становятся всё более востребованными для подготовки и обучения в авиации.

- Как УТС проходят испытания? Когда комплекс считается пригодным к эксплуатации?

Тренажёр Ил-78. Тренажёр считается пригодным к эксплуатации только после того, как пройдёт государственные испытания.
© Фото АО ЦНТУ «Динамика»
Тренажёр Ил-78. Тренажёр считается пригодным к эксплуатации только после того, как пройдёт государственные испытания.

- Тренажёр считается пригодным к эксплуатации только после того, как пройдёт государственные испытания. Их проводят опытные специалисты Государственного лётно-испытательного центра Министерства обороны имени В.П. Чкалова. Их роль в проведении испытаний новых продуктов трудно переоценить. Лётчики, штурманы и инженеры центра имеют уникальный опыт испытательных работ по оценке образцов российской авиационной техники и вооружения. Именно благодаря их квалификации и доскональным знаниям всех систем летательных аппаратов в ходе испытаний удаётся существенно повысить качество вновь разработанного обучающего оборудования и, в частности, адекватность имитации условий реального полёта на тренажёре.

Результат успешных испытаний - выдача рекомендации о возможности их серийного производства.

- Может ли пилот, который прошёл подготовку на тренажёре, сесть в самолёт и полететь?

- Обучение лётного состава включает в себя теоретическую, тренажёрную и лётную подготовки. Ни одну из них нельзя исключить, поскольку каждая имеет своё значение, и все три вида подготовки в комплексе дадут необходимый результат. При этом стоит отметить ценность тренажёрной подготовки. С помощью тренажёра лётчика можно обучить действиям, которые нельзя отработать в реальном полёте, при возникновении особых случаев: пожар, отказ двигателя, гидросистемы и др., а также при таких сложных видах полёта, как дозаправка топлива в воздухе, групповые полёты и др.

Таким образом, тренажёрная подготовка позволяет сократить время обучения лётчиков, снизить его стоимость, но самое главное - существенно повысить безопасность полётов.

«Сегодня технологии настолько динамично меняются, что вопросы обучения и профессионального роста персонала становятся исключительно важными»

- С какими сложностями приходится бороться? Существует ли дефицит кадров?

- Приоритеты в области кадровой политики остаются неизменными: сохранять и по возможности приумножать кадровое ядро предприятия. Здесь, прежде всего, имеются в виду программисты, специалисты опытно-конструкторского бюро и производства, являющиеся носителями уникальных компетенций. Вот уже много лет они делают компанию признанным лидером отечественного авиатренажёрного рынка. В последние годы их ряды пополнила талантливая работоспособная команда, благодаря которой сегодня предприятие уверенно набирает обороты в области беспилотной тематики. При этом нельзя забывать и про остальные подразделения ЦНТУ «Динамика», которые должны своевременно перестраиваться под меняющееся законодательство и новые требования. Сегодня технологии настолько динамично меняются, что вопросы обучения и профессионального роста персонала становятся исключительно важными.

- Олег Викторович, какие основные задачи стоят перед коллективом «Динамики» по тренажёрам военных самолётов и вертолётов на будущее.

Тренажёр Ил-76МД. Развитие технологий и элементной базы даёт возможность обновления уже имеющегося парка тренажёров.
© Фото АО ЦНТУ «Динамика»
Тренажёр Ил-76МД. Развитие технологий и элементной базы даёт возможность обновления уже имеющегося парка тренажёров.

- Здесь можно говорить сразу о нескольких направлениях работ. Во-первых, это продолжение поставок серийных тренажёров. Сегодня технические средства обучения необходимы уже на этапе запуска летательного аппарата в серию. В связи с этим ведётся тесное взаимодействие с российскими конструкторскими бюро по новым разработкам в авиационной отрасли.

Во-вторых - модернизация. Развитие технологий и элементной базы даёт возможность обновления уже имеющегося парка тренажёров, которые в процессе жизненного цикла ещё не выработали полностью свой ресурс. В этих условиях модернизация - отличный способ не только повысить качество моделирования и обучения, но и продлить срок службы тренажёров. Таким образом, модернизация существующего тренажёрного парка - это постоянный резерв и дополнительный мощный стимул для развития собственных тренажёрных компетенций ЦНТУ «Динамика».

В кооперации с партнёрами компания продолжает разработку многофункциональных тактических тренажёрных комплексов, которые позволяют проводить совместное обучение и отработку эффективного взаимодействия различных подразделений Вооружённых сил РФ.

Кроме того, как уже было сказано ранее, для предприятия актуальны такие направления, как внедрение искусственного интеллекта, роботизация производства, цифровая трансформация. Компания инвестирует в развитие и продвижение технологий виртуальной реальности в области разработки новейших технических средств обучения для подготовки лётного и инженерно-технического состава.

Специалисты ЦНТУ «Динамика» намерены и в дальнейшем заниматься разработкой и внедрением самых передовых научно-технических решений в изделия. Впереди у ЦНТУ «Динамика» много амбициозных планов. Их реализация позволит продолжать создавать конкурентоспособную продукцию мирового уровня и вносить достойный вклад в укрепление обороноспособности нашей страны.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама