Операция «Орлиный коготь», или «Спецназ, не знавший побед»
Акции по устранению государственных деятелей - это всегда тайна за семью замками. Иногда, многие годы спустя, всплывают интересные подробности и нестандартные решения людей, вечно стоящих за кадром. Тех, кто словами древнескандинавской саги, «с колыбели обрёк себя войне» - бойцов подразделений спецназа.
В декабре 1979 года в Кабуле отряд специального назначения «Зенит» (сформирован на базе Курсов усовершенствования офицерского состава, КУОС) и усилившая его группа «Гром» подразделения «Альфа» провели молниеносную операцию по ликвидации президента Хафизуллы Амина во дворце Тадж-Бек и зачистке его сторонников. В дальнейшем эти события вошли в анналы военной истории и в курсы тактической подготовки спецназа ведущих стран мира.
Но не у всех и не всегда всё проходило так гладко, как у советских «бойцов тени»… Для того, чтобы понять и оценить виртуозную работу наших «зенитовцев», имеет смысл - по контрасту - рассказать об аналогичной ближневосточной акции, которую всего лишь через год попытались провести американцы, как бы повторив опыт наших спецподразделений. Только вот закончилась она в их случае бесславным провалом.
Однажды в Тегеране
Жил-был Чарли. И звали его сослуживцы Непобедимый. Именно так - просто и со вкусом: «Непобедимый Чарли». А ещё он был в 1979-м полковником самого бесславного спецназа в истории мира. Если кто решил, что я плохо думаю об американских бравых парнях, то они не правы. Дело в том, что подразделение спецназа «Дельта Форс», которым командовал тогда Чарли (полное имя - Чарльз Альвин Беквит), так и вошло в историю под ником «Спецназ, не знавший побед».
Столь громкую характеристику Беквит и его подчинённые приобрели в ходе операции «Орлиный коготь», о которой я решила досконально расспросить ветерана легендарной группы «Вымпел» ПГУ КГБ СССР Льва Ивановича Королькова.
Вся пикантность ситуации заключается в том, что через год после того, как полковник Корольков участвовал со своими сослуживцами под командованием Г.И. Бояринова в подготовке штурма дворца Амина, полковник Чарльз Беквит в сопредельном с Афганистаном Иране готовил операцию по свержению аятоллы Рухоллы Хомейни. Хотя официально, конечно, акция была закамуфлирована под «освобождение американских заложников».
Справка
4 ноября 1979 г. группа студентов тегеранского университета, возмущённых противоправными действиями Вашингтона, заняла посольство США в Тегеране, взяв в заложники 53 его сотрудника.
В 1980 г. в Иране ЦРУ тайно планировалась операция «Орлиный коготь» по освобождению американских заложников, захваченных сторонниками только что пришедшего к власти аятоллы Хомейни. Решить задачу должна была группа спецназа «Дельта» (1st Special Forces Operational Detachment - Delta), сформированная полковником Чарльзом Альвином Беквитом.
Лев Иванович Корольков давно и последовательно занимается историей спецопераций. Пожалуй, нет на земле книги о внешней разведке или спецназе, которую он бы не изучил, добавив к своей обширной библиотеке. Когда я, набравшись храбрости, позвонила ему, то выяснилось, что он давно интересуется операцией «Орлиный коготь» и уже проанализировал причины фиаско американских коллег по цеху. Ветеран с готовностью откликнулся на моё предложение встретиться и устроить своеобразный «разбор полётов» той давнишней провальной миссии «Дельта Форс».
Я заранее договорилась с полковником об интервью в его московской квартире, где он, убеждённый петербуржец, бывает, кстати, крайне редко, предпочитая Первопрестольной просторы Финского залива и Ладожское озеро.
- После позорного провала операции «Орлиный коготь» в 1980 году полковник Чарльз А. Беквит - создатель спецназа США «Дельта Форс» - отдаёт приказ срочно эвакуироваться. Загружают группу и вылетают. На земле остались пять целых вертолётов (они оказались в руках персов вместе с шифрами, секретными картами, оборудованием и тысячами долларов). Это же один в один сценарий недавнего позорного бегства США из Афганистана, где вскоре стали править талибы (боевики организации под санкциями ООН за террористическую деятельность. - Ред.). И это, выходит, уже не случайное совпадение, а почерк американского спецназа, как по-вашему?
- Они, американцы, ещё пришли… как бы это сказать… для подкупа их сторонников, ведь там сторонников США оставалось много на тот момент. И ситуация в Иране не была однозначной. Хотя приход Хомейни и его приверженцев позволил им занять господствующие высоты и сразу начать широчайшие репрессии против офицерства и всего корпуса вооружённых сил. Истребляли безжалостно. Расстреляно было, по-моему, несколько десятков генералов, наиболее опытных военачальников и большое количество офицеров среднего и младшего звена. Американцы полагали, что ещё не репрессированные их сторонники станут той силой, которая обеспечит проведение этой операции. У них было достаточно источников, снабжающих их информацией для разработки операции «Орлиный коготь». Они также служили им каналом для того, чтобы обещать участникам заговора, что те получат необходимую поддержку в случае прихода американцев и освобождения заложников.
Вообще-то этот кризис в чём-то очень похож на Карибский. А почему? Потому что в это время там стояли два больших авианосца, а на их борту, между прочим, даже было ядерное оружие! Правда, и мы не дремали: весь Персидский залив патрулировали наши подлодки с ракетами «Аметист»…
Тут надо сказать, что на первый взгляд, операция в Иране в 1980-м носила вроде бы частный характер - Вашингтон хотел всего лишь освободить своих заложников… Но на самом деле задача была неизмеримо масштабнее: речь шла ни много ни мало о свержении Хомейни. И всё это ради достижения главной цели - доступа к углеводородам, сосредоточенных в районе Персидского залива.
Иначе всё можно было бы решить куда проще - вызволить людей, как говорится, переговорно-дипломатическим путём. Уверен, что стороны нашли бы возможность удовлетворить свои взаимные претензии.
Кстати, против операции «Орлиный коготь» очень резко выступил тогдашний госсекретарь Сайрус Вэнс. Но, поскольку Джимми Картер поддержал операцию, то он - госсекретарь - подал в отставку. Получается, даже на высшем государственном уровне хорошо осознавали весь авантюризм задуманного.
Теперь-то мы знаем: кончилось всё именно переговорным процессом. Американских заложников освобождали несколькими партиями. Самые пострадавшие просидели там полтора года. Представьте себе 18 месяцев полной неизвестности в иранской тюрьме! В конце концов, сошлись на том, что США разблокируют авуары шахского Ирана. Но Тегеран после выплаты всех компенсаций, долгов по банковским счетам и прочему получил всего три, а может четыре миллиарда долларов вместо тринадцати, которые были у него прежде в активах международных банков.
Сам инцидент невозможно рассматривать в отрыве от общей обстановки тех лет в азиатском регионе. Мы в это время начали в Афганистане успешную на первых порах операцию по борьбе с моджахедами, которых позже стали называть «незаконными исламскими вооружёнными формированиями». То есть, когда мы начали борьбу с боевиками-исламистами, по ту сторону афгано-иранской границы вспыхнул новый острый конфликт, спровоцированный США. В этот момент персы начали выходить на нас по дипломатическим каналам и сообщили, что готовы выступить единым фронтом с СССР против американцев.
«Спецназ, не знавший побед»
- Операция «Орлиный коготь» имела шансы на успех?
- Если бы эта операция удалась, тогда США могли бы задействовать авианосцы и вывести из строя все военно-воздушные базы Ирана. Затем высадившаяся морская пехота оккупировала бы территорию… Таким образом, американцы явно собирались вернуть прежний режим, свергнув Хомейни. И уж тогда желанные углеводороды в американском кармане. Но это всё было, как говорится, гладко на бумаге, а на деле всё пошло совсем не так.
«Орлиный коготь» был с самого начала чётко спланирован: выделены силы поддержки бойцов «Дельты» для освобождения здания американского посольства. Но затем всё пошло наперекосяк.
По плану операции, в ночь на 26 апреля спецназ при огневой поддержке АН-6 должен был взять посольство штурмом, освободить заложников и вместе с ними отступить к тегеранскому стадиону, откуда всю компанию забрали бы транспортно-десантные вертолёты.
Первая высадка состоялась на одном из заброшенных иранских аэродромов, которые ещё в годы Второй мировой войны использовались для ленд-лиза в СССР. После чего аэродром был заброшен. Но когда уже эта армада прилетела, оказалось, что подъездные пути не разрушены. Американским спецназовцам пришлось захватить автобус с пассажирами. Позднее они ещё и грузовик-заправщик расстреляли так, что огонь был виден за 70 километров. С этого эпизода и началась стрельба на поражение. Кроме того, в тот самый момент заправившийся вертолёт, высадивши спецназ, вновь поднялся в воздух и столкнулся с транспортником С-130 «Геркулес», который заходил на посадку. Началась паника.
Считаю, что создатель «Дельты» полковник Беквит в тех условиях принял тогда самое разумное решение: бросить вертолёты и бежать. Но при этом они бросили всё: оружие, сверхсекретные приборы и столь же секретные документы операции «Орлиный коготь»!
Достоверную информацию о произошедшем мы получили из афганских источников. В тот самый момент командование готовило очередной выпуск КУОС, отправлявшийся в полном составе в Афганистан. Его назвали «Первый каскад». И мы всю эту американскую операцию, можно сказать, по косточкам разбирали. Раскладывали всё академически - по картам: возможные сценарии развития ситуации, географические и иные условия, противоборствующие силы… Согласно нашему анализу, у «Дельты» шансов на удачный исход не было. Зато мог вспыхнуть пожар большой войны с неизвестным вектором её развития. Вот это было налицо.
- Если посмотреть на сегодняшний день, то выходит, что урок пошёл не в прок...
- Не исключено, что на новом театре военных действий, а именно сегодня на Украине, с американцами может произойти абсолютно то же самое. Впрочем, с ними это происходило и во Вьетнаме, и в Афганистане, и в Иране… Их били и в Азии, и в Африке, и в Латинской Америке. Считаю, что это должно стать предметом пристального внимания. Здесь видно отсутствие глубины стратегического мышления при принятии решений, в том числе и военно-политических, на верхнем командном уровне в США. Поспешность и авантюризм ведут к провалам. Сейчас на Украине завязался такой гордиев узел, который участники конфликта уже не знают, как разрубить. Прошлое надо знать, чтобы учесть возможное развитие событий в настоящем и в будущем.
На Украине уже определены точки эвакуации войск США
- Доктрина Байдена, так называемая эра невмешательства, которую он озвучил после недавнего фиаско США в Афганистане, сегодня чётко проявилась в отношении Украины. Действуют они с «задней линии» руками своих союзников. Планы у «мирового лидера» всё те же: активно вмешиваться в экономическую и политическую жизнь других стран. Лев Иванович, сценарий для Украины уже предрешён и чем всё это может закончиться?
- Да, предрешён… развалом Украины. Она уже прошла точку невозврата… Всё, что можно было ещё сделать в августе 2014 года, теперь уже невозможно решить теми же методами, вернув страну в нормальное состояние. Кукловоды всё больше зарываются, а США повторяют те же ошибки, что и во Вьетнаме, Сомали… Для США это всякий раз заканчивается однозначно: они бесславно уходят.
И на Украине у них уже определены точки эвакуации своих войск. Кризисная ситуация складывается для США ещё и в том, что они вложили много средств, которые не вернулись.
- А почему так происходит? США не способны учитывать свои ошибки? В чём, на ваш взгляд, сегодня главная проблема США во взаимодействии с Украиной?
- Главная ошибка США в том, что они стали непрерывно поставлять серьёзное вооружение. Да, конечно, у нас есть и на это ответ. А ещё американцы постоянно грозят нам санкциями, которые в случае их реализации развалят договорную систему экономики мира, что приведёт к абсолютному коллапсу. К примеру, мы поставляем США титан и если прекратим это делать, то строительство новых «боингов» практически замрёт. Эти угрозы схожи с поговоркой: «Одесский шум, похожий на работу». Практически такая конфронтация затронет все области.
Невозможность широкомасштабной войны в Европе обусловлена ещё одной причиной: у НАТО нет солдат. Германия и Франция горазды проводить красивые парады. Но настоящих учений там давно не было.
Кроме того, им необходимо провести перевооружение. Если проводить аналогию с 1941-м, то, как это хорошо понимают нынешние военные аналитики, любое перевооружение нужно проводить вовремя. Например, Иосифу Виссарионовичу Сталину нужно было сохранить мир до 1942 года. Тогда бы успели не только танками вооружиться. А пришлось проводить всё в авральном порядке. Тем не менее уже осенью 1941-го года, после битвы под Москвой, военные эксперты доложили Гитлеру, что операция «блицкриг» потерпела поражение и война заведомо проиграна.
Сегодня в США есть группы, которые активно работают, и у них всегда был сильный аналитический аппарат. Это совокупность военно-промышленного и финансового комплексов. Каждый из них ориентирует политиков в определённую сторону. Такие лобби находятся в обеих палатах законодательного собрания: и в Конгрессе, и в Сенате США. Там работают люди здравого смысла. Они, конечно же, специалисты, но вынуждены исполнять ту музыку, которую им заказывают. Они ничего не решают, так как по сути являются рядовыми исполнителями. К сожалению, когда в дело вступают транснациональные корпорации, так называемые глобалисты, с ними бесполезно бороться. Они нацелены на принятие тех решений, которые продвигают их трансконтинентальные интересы.
Если пойдёт развитие по плохому сценарию, то, возможно, США, Великобритания и значительная часть Европы превратятся в чисто географическое понятие, то есть перестанут существовать как суверенные единицы.
В результате мир получит разрушенные коммуникации, коллапс энергетической системы, рухнут финансы, а на восток хлынут уцелевшие в междоусобицах западноевропейские беженцы…