Кому нужна большая европейская война
Иногда для того, чтобы представить себе логику поведения противника в настоящем и в будущем, желательно поставить себя на его место. Сделать это, не вжившись, как следует, в образ и не став антиподом самого себя, достаточно сложно. Но пытаться всё равно нужно, поскольку иного способа хотя бы приблизиться к пониманию его скрытых намерений в природе не существует. А оценивать возможные действия визави только со своей колокольни, значит заранее обречь себя на неверные выводы.
Итак, уяснив эту «теорию вопроса», перейдём к практике.
Дано:
Постепенно слабеющая и сталкивающаяся с растущим количеством внутренних и внешних проблем англосаксонская сверхдержава (империя). Именно в таком геополитическом формате, на наш взгляд, уместней всего рассматривать США и все остальные части англосаксонского мира, которые ныне обнаруживают явную тенденцию к дальнейшей консолидации, в качестве реакции на изменение не в их пользу глобального соотношения сил. Создание чисто англосаксонского военного формата AUKUS говорит, в этом смысле, само за себя.
Сверхзадача англосаксонской империи (АИ):
Удержание своего единоличного и безраздельного мирового господства. Практически любой ценой, за исключением фатальных издержек для самого источника данного замысла.
Основные угрозы глобальной монополии АИ:
- растущая экономическая и военная мощь Китая и, соответственно, его глобальный геополитический вес;
- военно-политическое укрепление России и усиление её влияния в мире. Особенно на постсоветском пространстве, где сохраняется перспектива создания более крупного межгосударственного объединения, близкого по формату к бывшему СССР.
- Европейский Союз, который является одним из крупнейших экономических конкурентов АИ, и в этом качестве, за счёт своих торговых связей, способствует дальнейшему укреплению и КНР, и РФ.
Перспектива развития угрозы:
Окончательное оформление трёх- или четырёхполярной модели мира (АИ - ЕС - большая Россия - КНР) с примерно равнозначными возможностями геополитического влияния. Полная утрата мировой гегемонии англосаксонской сверхдержавы.
Варианты способов устранения указанной угрозы с точки зрения АИ
Первый вариант:
Фронтальное и радикальное военно-политическое решение одновременно против РФ и КНР. Невозможно в силу неблагоприятного для АИ и имеющего тенденцию к дальнейшему ухудшению соотношения военно-стратегических возможностей. Англосаксонская коалиция уже не способна одержать военную победу над совместно противостоящими этому блоку КНР и Россией. Вывод - вариант отпадает как совершенно нереалистичный.
Второй вариант:
Уничтожение, либо радикальное ослабление России с целью глобальной изоляции Китая с его дальнейшим приведением к повиновению АИ. Это именно тот вариант, который сейчас наиболее широко обсуждается в так называемом экспертном сообществе.
Вот вполне типичный пример: «Украина, Белоруссия и Прибалтика рассматриваются как поле боя. В идеальном варианте война не должна выйти за пределы этого пространства. В худшем случае США допускают, что зоной боевых действий может стать и часть территорий восточноевропейских лимитрофов.
Задачи войны:
1. Разрыв экономических связей России с ЕС (в первую очередь с Германией).
2. Долговременное связывание российских рук и ресурсов в восточноевропейском предполье, чтобы США и их союзники (в том числе западноевропейские) могли коллективно выступить против оставшегося в одиночестве Китая».
Такой «расклад» хорош всем, кроме одного. Он даже не приближает АИ к восстановлению своего единоличного глобального владычества. Россия с якобы «связанными руками» в реальности получит дополнительный импульс к укреплению своей военно-политической мощи и внутренней консолидации. Евросоюз как был, так и останется равновеликой США экономической силой с перспективой его превращения в полноценный и полностью независимый от АИ центр мирового влияния.
И, самое главное, всё это ни на йоту не приблизит АИ к решению «китайского вопроса». Потому что даже оставшийся, якобы, в одиночестве Китай по своим демографическим ресурсам и военно-экономическим возможностям уже сегодня практически неуязвим для сил АИ и западной коалиции в целом. К тому же Китай в одиночестве остаться просто не может, поскольку само существование Евросоюза, не говоря уже о других регионах планеты, в огромной и всё возрастающей степени зависит от экономического сотрудничества с КНР. Ровно то же самое относится к экономическим отношениям между ЕС и РФ, которые вряд ли будут фундаментально подорваны из-за восточноевропейских местечковых дрязг.
Таким образом, локальная война на востоке Европы, якобы «связывающая» Россию и «обрекающая на одиночество» Китай, на самом деле не решает ни одного из фундаментальных вопросов англосаксонской глобальной стратегии. И более того, может не улучшить, а только ухудшить геополитическое положение АИ. Мир останется трёхполярным с явной тенденцией к четырёхполярности.
Соответственно, перед правителями англосаксонского блока встаёт во весь рост всё тот же главный вопрос: ЧТО ДЕЛАТЬ?
Третий вариант:
Выходит так, что АИ не имеет перспективы добиться решения своей основной задачи посредством ограниченных локальных операций на отдельных участках глобального противостояния. Иначе говоря - ограниченные средства в принципе не годятся для решения неограниченных задач.
Соответственно, логически верным ответом может быть только такой вариант решения указанной проблемы, который в полной мере адекватен её мировому масштабу.
Для англосаксов война - мать родна
И здесь самое время обратиться к опыту истории. Как известно, в двадцатом веке произошли две мировые войны. Несмотря на то, что они действительно носили глобальный характер, эпицентром военных действий был европейский континент. И как следствие - наибольшее количество жертв и масштабный подрыв экономического потенциала. Европа оказалась в обоих случаях потрясённой до основания и наполовину разрушенной.
При этом в каждом из указанных случаев основными бенефициарами по итогам этих мировых катаклизмов оказывались англосаксы. И не суть важно, что скипетр верховного правителя мировой Англосаксонии в этот период истории перекочевал за океан - в США, которые заместили Великобританию в качестве владычицы морей и половины мира. От перемены мест слагаемых сумма не изменилась.
Таким образом, констатируем, что обе мировые войны привели к значительному усилению глобальной англосаксонской империи и к разрушению Европы. На восстановлении которой из послевоенных руин англосаксы, кстати, также не преминули нажиться самым изрядным образом (план Маршалла и т. п.).
В эту схему немного не укладывается временное возвышение Советского Союза, ставшее неизбежным следствием неудачного западного похода на Восток. Но, как известно, со временем АИ и с этой «проблемой» справилась в результате развала СССР.
Вот почему такой геополитический инструмент как большая полномасштабная война в Европе уже дважды на протяжении XX века обеспечивал англосаксам максимальные дивиденды и всё больше приближал их к мировой гегемонии.
При такой действительно выдающейся «истории успеха» было бы странно, если бы они сегодня просто взяли и полностью исключили такой вариант из своих стратегических планов. Тем более, в условиях отсутствия равнозначной альтернативы.
Разделяй и властвуй
Теоретически новая большая война в Европе наилучшим для них образом может обеспечить одновременное решение всех трёх обозначенных выше проблемных вопросов: российского, европейского и китайского.
Фронтальное столкновение объединённого запада Европы с Россией приведёт если не к их взаимному уничтожению, то к весьма глубокому ослаблению этих двух мировых сил. Как именно это сделать, по большому счёту, вопрос технический. И Запад в этом деле достаточно многоопытен и изобретателен.
На данном этапе он явным образом действует именно в рамках этого алгоритма, стремясь любой ценой уничтожить «Северный поток-2», как основу фундаментальной экономической и геополитической сцепки России и Европы, разрушить которую впоследствии англосаксам будет очень трудно.
Лишение Европы энергетического моста с РФ станет критически важным шагом к окончательному размежеванию двух частей Европы на основе полной утраты основы взаимовыгодного и долговременного сотрудничества. А это, в свою очередь, создаст максимально благоприятные условия для нагнетания враждебности в отношениях между РФ и европейским Западом, который утратит сдерживающие экономические мотивы к конструктивному диалогу.
И одновременно приобретёт повод для новой глобальной обиды на «этих коварных русских», которые «присвоили себе общее достояние» - энергоносители и «шантажируют» ими несчастную Европу. Несколько холодных зим и непрерывная обработка обывательской массы в духе разжигания ненависти к России создаст практически идеальные условия для нового «Дранг нах остен» с целью отнять у русских и «поделить незаконно присвоенные ими» природные ресурсы.
Таким образом, две части триединой задачи англосаксонского Запада могут быть решены путём стравливания Европы и России в формате большой войны за стратегические ресурсы. Но самое привлекательное для авторов этого замысла заключается в том, что тем же способом и одновременно может быть решена их основная задача - подавление Китая.
И действительно - экономическое, а следовательно и военно-политическое могущество КНР постоянно растёт за счёт расширения мирового рынка сбыта китайской продукции. Страны Евросоюза являются крупнейшим сегментом этого китайского рынка. Достаточно сказать, что именно в направлении Европы Китай прокладывает «Великий шёлковый путь» - главное направление своей экономической экспансии.
Большая европейская война неизбежно приведёт к резкому снижению европейского экономического потенциала и, соответственно, к обрушению данного стратегического для Китая международного рынка. Что с учётом уже достигнутой степени экономической взаимозависимости КНР и ЕС неизбежно приведёт и к обрушению экономики самого Китая.
Иначе говоря, большая европейская война, с точки зрения англосаксонского Запада, может решить ту основную задачу, решение которой любыми другими способами возможным для него уже не представляется. А именно задачу нанесения стратегического поражения КНР. В том случае, если существенная часть китайской экономики рухнет в результате серьёзного нарушения сложившихся мировых экономических связей, в этой стране наверняка произойдёт серьёзная внутриполитическая дестабилизация. И она будет вынуждена подчиниться диктату англосаксонской мировой империи.
Таким образом, с точки зрения достижения краеугольной задачи безусловного сохранения своего мирового господства, иного способа радикального ослабления всех трёх конкурирующих с АИ мировых центров силы - КНР, РФ и ЕС, чем новая большая европейская война (с ненулевой перспективой её перерастания в мировую) в реальной действительности не существует.
И для правящей элиты англосаксонского Запада, что надо особенно чётко понимать, вопрос заключается не в её принципиальной недопустимости. Но лишь в том, чтобы такая война не была связана с неприемлемыми для самой этой элиты фатальными издержками. Если этот риск им удастся минимизировать, а ещё лучше полностью его избежать, то вероятность такой войны станет очень высокой. Особенно с учётом безвыходности положения самой АИ, которая иначе как в качестве главного эксплуататора всего остального мира, существовать просто не может.