Сомнительная боеготовность американских ВВС
Причины, которые заставляют командование Пентагона всё чаще говорить о боеспособности своих вооружённых сил, очевидны. Точнее, причина кроется в собственной политике, продиктованной Белым домом. Ажиотаж с якобы агрессией России, который постоянно подогревается как официальным Вашингтоном, так и СМИ, явно действует на нервы военным. Очевидно, в министерстве обороны, судя по валу заявлений, и впрямь уверовали в скорую войну. А коль так, то не худо было бы непредвзятым взглядом посмотреть, что в действительности представляют собой американские войска, и смогут ли они, случись что, противодействовать должным образом.
Прежде всего, речь идёт о ВВС. Понятно, почему. Дело в том, что современные боевые действия предполагают массированное применение Военно-воздушных сил, причём, как показывает опыт последних десятилетий, успех боевых операций может ограничиваться применением исключительно ВВС. Недаром этот вид американских вооружённых сил наряду с ВМС называют самым воюющим из всей «военной обоймы».
Четыре года псу под хвост
В середине февраля два уважаемых в аналитическом военном сообществе эксперта в области в авиации Рейчел Коэн и Стефан Лоуси, по всей видимости, сильно испортили аппетит командованию ВВС. В обзорной статье, опубликованной в одном из самых престижных американских изданий по военной тематике Defense News указанные авторы рисуют весьма неприглядную картину состояния американских ВВС. Краткое изложение тезисов означенного материала сводится к следующему.
Последние четыре года командование ВВС занималось именно тем, что готовило военную авиацию к войне. Однако следует констатировать, что время это попросту потрачено зря. Согласно официальной статистике, на осень прошлого года из 10 машин 7 отвечали боевым стандартам ведения боевых действий и могли выполнять тренировочные полёты в рамках боевой подготовки.
С другой стороны, около 40 самолётов основных классов демонстрируют если не резкое падение степени боеготовности, то и не показывают наращивания боевых возможностей вовсе. При этом соответствующий показатель равнялся 72,7% в 2020 году, а уже через год мы видим только 71,5%.
Получается, что возможности боевой авиации снижаются ещё в мирное время, не говоря уже о возможном военном кризисе, случись он сегодня. Иными словами, деньги налогоплательщиков, пущенные на дорогостоящее обслуживание техники, отдельным образцам которой уже более полувека, потрачены зря.
«Практически мы удовлетворены уровнем боеготовности. У нас есть слабые места, есть направления, по которым необходимо прилагать больше усилий, но для этого нам требуется дополнительное время», - заявил в конце января текущего года заместитель руководителя управления материально-технического обеспечения ВВС полковник Джеймс Хартл.
На практике ситуация выглядит несколько иначе. В классе стратегической авиации боеготовность, скажем, бомбардировщика В-1В составляет по данным на 2020 год 52,78%. Соответствующий показатель для основного многоцелевого истребителя пятого поколения F-22 «Раптор» не дотягивает и до 52%.
Было бы справедливо задать уважаемым авторам данного материала простой вопрос о том, где они были раньше. В конце ноября 2021 года «главный» журнал американских ВВС Air Force Magazine заявил, что индекс «относительной боеспособности» лучших американских истребителей F-35 и F-22 стремительно снижается, поэтому США не сможет широко задействовать их в возможном вооружённом конфликте.
Более того, о плачевном состоянии стратегических бомбардировщиков, в частности, уже упомянутого В-1В, в последние годы не говорит только уж совсем ленивый.
Очередная жертва холодной войны
Ещё в начале июня 2019 года члены комиссии по делам вооружённых сил Палаты представителей забили настоящую тревогу. По их данным, сегодня флот этих бомбардировщиков небоеспособен. В 2018 году Глобальное ударное командование ВВС дважды вводило запрет на все полёты В-1В, в частности, из-за дефектов системы катапультирования. Причём в одном случае в мае прошлого года экипаж чудом остался жив после возгорания плоскости крыла во время тренировочного полёта. Пилотирующий самолёт офицер не смог покинуть горящую машину - его катапульта не сработала. Благодаря слаженной работе экипажа, самолёт всё же удалось посадить.
Согласно официальным данным ВВС, по состоянию на 2017 год на вооружении состояло 62 самолёта В-1В, причём боеспособными признаны лишь 32 бомбардировщика.
Первый полёт бомбардировщика В-1В Lancer («Улан»), разработанного в конце 1970-х годов фирмой Rockwell International в качестве замены уже тогда «старику» В-52, состоялся в середине октября 1984 года. Самолёт имеет крыло с изменяемой стреловидностью. В его конструкции во многом использовалась техника снижения демаскирующих признаков «стелс». Самолёт предназначен для прорыва самых сложных систем ПВО на малой высоте и высокой скорости, используя средства РЭБ. В состав активного бортового радиоэлектронного оборудования входит многорежимная РЛС APQ-164 с малозаметной фазированной решёткой, предназначенная для обеспечения полётов в режиме следования рельефу местности и точной навигации.
ТТХ В-1В
Длина самолёта составляет 44,81 м, высота - 10,36 м, площадь крыла - 181 кв. м. Максимальная скорость - 1320 км/ч, максимальная взлётная масса - 21,64 т, дальность полёта со стандартным запасом топлива - 12 000 км.
Максимальная боевая нагрузка - 34 020 кг в бомбоотсеке, на внешних подвесках - 26 760 кг. Самолёт может брать до 84 бомб Мк.82 массой 227 кг или мины Мк.62,30 кассетных бомб CBU-87/89/97 или 30 кассетных бомб с системой ветровой коррекции CBU 103/104/105. На вращающихся пусковых установках размещаются 24 корректируемые авиабомбы GBU-31, 12 крылатых ракет AGM-154 или 24 крылатые ракеты AGM-158, или 12 мин Мк.65.
Первое боевое применение бомбардировщиков В-1В состоялось в декабре 1998 года во время операции «Лиса в пустыне» в Ираке. Во время налётов самолёты, базирующиеся в Великобритании, сбросили около 5 000 бомб Мк.82.
Зачем американцы вообще решили разрабатывать и, тем более, производить бомбардировщик В-1В? Чтобы заменить устаревший В-52? В таком случае непонятно другое. Ведь именно во время разработки В-1В форсировались работы по программе создания принципиально нового стратегического бомбардировщика В-2, выполненного по технологии «стелс». Первый полёт этого самолёта состоялся в июле 1989 года, т.е. всего через пять лет после первого полёта В-1В. Отмечалось, что этот самолёт примет на себя ядерную бомбовую нагрузку, для которой ранее использовался исключительно В-52.
Однако холодная война завершилась, и ядерное бомбометание осталось «за бортом» возможных современных боевых действий. Собственно, так и происходит в наши дни. Поражение целей противника ведётся при широком использовании высокоточного оружия (крылатые ракеты и «умные» бомбы), которым оснащаются В-2 и В-52. Кроме того, сегодня ВВС США в локальных конфликтах используют и «младшего брата» В-2 - истребитель-бомбардировщик F-117.
И ещё. В американском военном сознании превалирует мысль о максимальном использовании техники «стелс», когда речь идёт, в частности, о боевой авиации. Так, радиолокационное сечение В-52 составляет 100 кв. м. У В-1В этот показатель равен 10 кв. м, а у В-2 - 1 кв. м.
Но, похоже, «избыточность» в крови у Пентагона. Только этим можно объяснить стремление как можно скорее завершить разработку и начать производство очередного «авиастратега». Речь идёт о перспективном бомбардировщике В-21 «Рейдер» фирмы Northrop Grumman, которая начала работы по соответствующей программе в 2014 году. Согласно планам ВВС, поступление на вооружение этого самолёта запланировано в 2025 году.
Всё хорошо, только вот факты, точнее, цифры, - вещь упрямая. Сегодня по-настоящему боеспособными, согласно данным авторов Рейчел Коэна и Стефана Лоуси, являются ветераны американских ВВС - «Бородавочники», т.е. штурмовики А-10 разработки 60-х годов прошлого века.