360 тысяч миль штурмана Ануфриева
© Фото из архива Евгения Ануфриева
Kапитан 2 ранга Евгений Ануфриев.

360 тысяч миль штурмана Ануфриева

Ориентируясь по звёздам, навстречу вьюгам сквозь арктические льды ведут к заданным целям свои корабли штурманы Северного флота
13 февраля 2022, 08:56
Реклама
360 тысяч миль штурмана Ануфриева
© Фото из архива Евгения Ануфриева
Kапитан 2 ранга Евгений Ануфриев.
Читайте нас на: 

25 января свой праздник отмечают штурманы ВМФ. Нашему корреспонденту представилась возможность пообщаться с одним из представителей этой непростой профессии, которым отведена одна из самых ответственных ролей в походе, в том числе его безопасность, и из первых уст узнать, как проложить правильный курс корабля. Правда, в праздничный день застать на месте моего героя не удалось: как истинный моряк свой профессиональный праздник он встретил на корабле, внезапно по команде покинувшем родную базу.

Из чего рождается мечта

Среди тех, у кого за плечами не один такой сложный с точки зрения навигации поход, - капитан 2 ранга Евгений Ануфриев. Сегодня проложить путь к берегами арктических островов для него не составит большого труда. И в этом нет ничего удивительного, когда за плечами столь богатый опыт мореплавания в различные точки нашего земного шара: от Земли Франца Иосифа до Африканского Рога.

Сквозь арктические льды ведут к заданным целям свои корабли штурманы Северного флота.
© Фото пресс-службы СФ
Сквозь арктические льды ведут к заданным целям свои корабли штурманы Северного флота.

На счету флагманского штурмана 14-й бригады противолодочных кораблей Кольской флотилии разнородных сил Северного флота - 12 боевых служб, исчисляемых 360 тысячами пройденных морских миль. Причём на мой каверзный вопрос: «А по звёздам, сектанту и картам, как в старые добрые времена, проложить маршрут можете?», - в ответе Евгения Владимировича слышу твёрдое «да». «А как же без этого?!» - удивленно вскинув бровь, говорит мне тот, кто с детства, ещё будучи нахимовцем, упражнялся в этом на вахтах, которыми были насыщены практики воспитанников НВМУ.

К морю его тянуло с детства и это несмотря на то, что вырос он вдали от него - на Смоленщине. Однако, как известно, именно отсюда родом был известный русский флотоводец адмирал Нахимов. И на малой родине, где есть небольшой, но очень интересный музей, повествующий о жизни Павла Степановича, всячески чтут его память.

Сюда совсем юным мальчишкой очень любил наведываться Женя вместе с дедом. Он часами мог, как завороженный, рассматривать картины великих сражений с участием Нахимова, вошедших в историю Военно-Морского флота нашей страны, и представлять себя в гуще событий, изображённых на полотнах. Естественно, маленький Женя мысленно примерял и красивый чёрный китель, вообразив себя смелым, отважным русским моряком. Ведь именно такой дух витал там, и не проникнуться им было бы невозможно. Благодаря деду-маринисту эта особая атмосфера, пропитанная морем, присутствовала и дома. Ведь парусники, фрегаты и просто морские пейзажи, вышедшие из-под его кисти, были повсюду. Красовались на полках в комнате Жени и различные сувениры, привезённые из заграничных командировок дядей, моряком дальнего плавания, который знал о пристрастии племянника.

Капитан 1 ранга Валерий Комиссаров, дед Евгения по материнской линии, был подводником, командовал атомной подводной лодкой «Комсомолец».
© wikipedia.org
Капитан 1 ранга Валерий Комиссаров, дед Евгения по материнской линии, был подводником, командовал атомной подводной лодкой «Комсомолец».

Стоит отметить, и тот факт, что другой дед Евгения по материнской линии - капитан 1 ранга Валерий Комиссаров, был подводником, командовал атомной подводной лодкой «Комсомолец». Его рассказы о столь нелёгкой, но романтичной службе моряков-североморцев запали в душу юноши. Но тогда мальчишка, жадно впитывавший рассказы старших, и не предполагал, что судьбой ему будет уготовано в полной мере испытать на себе всё то, о чём он пока лишь слышал, о чём мечтал…

Но прежде чем это наступит, Евгений Ануфриев станет нахимовцем и будет шаг за шагом идти к своей цели.

Звёзды укажут путь

- Учёба в нахимовском училище была насыщенной и интересной. Особенно нравилась, конечно, корабельная практика, - делится воспоминаниями тех лет капитан 2 ранга Евгений Ануфриев. - Мы несли вахту на учебных катерах, ходили под парусом на шлюпках, и преисполненные гордости крепко держались за штурвал, когда нам выпадала возможность за ним постоять. Трудно передать весь спектр эмоций, переполнявших нас, мальчишек, которым доверили управлять учебным катером.

А ещё часто нахимовца Ануфриева на корабельной практике можно было застать за его излюбленным занятием - наблюдением за звёздным небом. По признанию Евгения Владимировича, ничто так не увлекало его, как освоение навигационных премудростей, особенно с помощью знаний по астрономии.

Когда настало время определяться с выбором уже конкретной военно-морской специальности, Женя точно знал, что хочет стать штурманом. Их готовили в Морском корпусе Петра Великого, куда он и был зачислен после успешной сдачи вступительных испытаний.

- Тогда мне казалось, что это одна из самых важных на флоте профессий, - рассказывает Евгений Ануфриев. - Ведь именно штурман знает, где находится в данный момент корабль, даже если это бескрайнее море, и как проложить из пункта А в пункт Б маршрут, который помимо всего прочего будет ещё и безопасен.

И по прошествии многих лет в своём выборе он нисколько не разочаровался.

Первые свои погоны преисполненный чувства гордости новоиспеченный лейтенант Ануфриев - дипломированный специалист штурманского дела - получал в 2005 году на Дворцовой площади. Столько лет прошло, а тот знаковый день он помнит до мельчайших деталей - как будто это было вчера. Ещё бы! Многочисленные годы учёбы остались позади, и вот, наконец, он у заветной цели. Впереди открывались широчайшие перспективы в виде бескрайних морских просторов, о чём Евгений Ануфриев грезил с детства.

Первым кораблём штурмана Ануфриева стал БПК «Адмирал Харламов».
© Фото пресс-службы СФ
Первым кораблём штурмана Ануфриева стал БПК «Адмирал Харламов».

Бороздя морские просторы

Молодым лейтенантом был распределён в одну из передовых не только на Северном флоте, но и во всём ВМФ, 14 бригаду противолодочных кораблей Кольской флотилии разнородных сил, в которой служит и сегодня. Корабли соединения редко задерживаются в родной базе. Оттого и наплаванность рекордная, и экипажи - опытнейшие. Здесь же от похода к походу море шлифовало и мастерство штурмана Ануфриева, первым кораблём которого стал БПК «Адмирал Харламов».

Рассказывая о том, куда за время службы только ему не приходилось прокладывать маршруты, бороздя бескрайние просторы, капитан 2 ранга Евгений Ануфриев говорит, что он побывал практически на всех континентах, кроме Австралии.

Конечно, один из самых памятных выходов в море - тот, где приходилось принимать свои первые самостоятельные штурманские решения.

- Дело было в мае 2009 года. Мы на БПК «Вице-адмирал Кулаков» стояли на якоре в Кильдинском заливе, - пускается в воспоминания Евгений Ануфриев.

…Вдруг поступает команда вернуться в базу. А для этого - необходимо войти в Кольский залив и встать к причалу на Североморском рейде. Командиром штурманской боевой части большого противолодочного корабля был тогда капитан 3 ранга Юрий Шахрай. Он и решил проверить своего подчинённого - командира электронавигационной группы Ануфриева, как тот прошёл курс подготовки.

Юрий Александрович пригласил молодого штурмана к автопрокладчику со словами: «Ну, Евгений Владимирович, плыви сам».

- Конечно, лёгкий мандраж присутствовал, не без этого, - признаётся капитан 2 ранга Евгений Ануфриев, - но ещё больше хотелось проверить себя.

БПК «Вице-адмирал Кулаков».
© Фото пресс-службы СФ
БПК «Вице-адмирал Кулаков».

Тот день он помнит, как будто это было вчера и не скрывает, что ему в прямом смысле слова пришлось попотеть: самостоятельно принимать решения по съёмке с якоря, выполнять все необходимые навигационно-тактические расчёты.

- Командир корабля следовал моим рекомендациям по изменению курса, скорости, расхождению с многочисленными целями, которые так же, как и мы, шли на Кольский залив. От этого, можно сказать, меня распирало от гордости, - рассказывает Евгений Владимирович, который в одночасье вспомнил все правила плавания по Кольскому заливу, все режимы, все огни и знаки, как проводить взаимодействие с прокладочными группами, организовывать взаимодействие с вахтенным офицером, б/ч и службами.

И вот постановка к причалу в дружной компании нескольких буксиров. Доклад командиру.

По возвращении в базу он уже намного твёрже стоял на ногах: в каждом движении при сходе на берег чувствовалось, что с поставленной задачей удалось справиться на отлично.

«Молодец, штурман, теперь тебе можно доверять», - резюмировал старший наставник. Так Евгений Ануфриев стал взрослым в глазах не только командира штурманской боевой части, но и всего экипажа.

Сквозь льды Арктики

Сегодня, учитывая столь большой театр плавания кораблей 14-й бригады противолодочных кораблей Северного флота, а вместе с этим и флагманского штурмана соединения, нетрудно догадаться, что у капитана 2 ранга Евгения Ануфриева припасено немало интереснейших историй. В их числе и борьба с пиратством в районе Сомали и Африканского Рога, и памятный заход на Кубу - первый после долгого перерыва, когда наш БПК «Вице-адмирал Кулаков» посетил эту страну.

Последние три года службы Евгения Ануфриева насыщены арктическими походами.
© Фото пресс-службы СФ
Последние три года службы Евгения Ануфриева насыщены арктическими походами.

В каждом районе Мирового океана своя навигационная специфика, рассказывает Евгений Владимирович, последние три года службы которого насыщены арктическими походами. И каждый из них - особенный. В ходе одного, к слову, установлено сразу четыре рекорда. К примеру, пересечение военными кораблями 82 градуса северной широты, что само по себе является фактом уникальным.

- Мы хоть и сами люди северные, но Арктика в буквальном смысле завораживает своей красотой: первозданная природа, бескрайние просторы арктической пустыни, огромные ледники. Именно там можно наблюдать «ледовое небо» - отражение облаками света, идущего от ледяного покрова или плавающих льдов в полярных водах. Поражает и животный мир - в видимой близости белые медведи, киты, белуги, - рассказывает Евгений Владимирович.

- А насколько сложно прокладывать путь сквозь льды Арктики? - спрашиваю я.

- Корабли нашего проекта 1155 не имеют ледового класса, поэтому необходимо досконально, с ювелирной точностью выполнять навигационно-тактические расчёты, использовать все имеемые на корабле средства для приёма факсимильных карт погоды, карт ледовой обстановки, - отвечает флагманский штурман.

По признанию Евгения Ануфриева, в Арктике ему нередко приходилось с поправкой на шквальный ветер и суммарные течения предугадывать положение ледяных полей, пользуясь какими-то внутренними подсказками, отыскивать нужный путь среди льда.

- А что нужно для того, чтобы стать хорошим специалистом своего, штурманского дела? - уточняю я.

- Необходимы твёрдые знания навигации, театра плавания, основ маячной службы, международного морского права… Но всё это, конечно же, закрепить могут только регулярные походы, - делится советом капитан 2 ранга Ануфриев, убеждённый, что штурманская наука постигается в море, которое вновь, спустя два дня после нашей беседы, позвало его для выполнения очередной поставленной задачи.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама