Хватит. Разговоры и предупреждения закончились. Дальше думайте сами, решайте сами
С 24 февраля, когда началась миротворческая операция по очищению территорий ДНР и ЛНР от украинских вооружённых формирований, всё внимание приковано к тому, как российские воинские подразделения, совместно с силами самообороны Донбасса выполняют свою миротворческую миссию в воздухе и на земле. Военно-морской флот при этом, находясь в немедленной готовности к действию, оказался в некоторой информационной тени. На самом же деле российские моряки спокойно и уверенно выполняют те задачи, которые в настоящий момент времени актуальны для военного командования нашей страны. И делается этого без особой помпы и шума.
Работа с точностью ювелиров
Когда становится известно о нанесении точечных ударов ракетами «Калибр» по военной инфраструктуре укрнацистов, мало кто задумывается, что значительная часть этих залпов осуществляется с кораблей и подводных лодок Черноморского флота и Каспийской флотилии. Моряки неоднократно отрабатывали это упражнение в ходе учебно-боевой подготовки, где роль условного противника играли мишени. Сегодня, когда пришло время на практике продемонстрировать своё умение с тем, чтобы навсегда избавиться от неонацистской чумы, они блестяще справляются с поставленными задачами. Причём делают это с ювелирной точностью, не задевая ни жилые дома, ни социальные объекты. Точно так же работают и расчёты береговых ракетных комплексов ЧФ «Бастион», которым хватило всего нескольких залпов, чтобы от вэсэушных центров радиотехнической разведки в Одесской области осталась только груда кирпичей.
В настоящее время подразделения морской пехоты помогают сухопутчикам зачищать побережье Азовского моря от вооружённых бандитов, которые продолжая отчаянное сопротивление, укрываются в жилых домах мариупольцев. Это последний очаг, после уничтожения которого нынешний киевский режим окончательно останется без доступа к Азову. Ещё полтора месяца назад представители этого самого режима с бравадой в голосе вещали, что на двух военно-морских базах в Бердянске и Мариуполе, возведённых на американские деньги, планируется разместить бригаду ударных ракетных быстроходных катеров английской постройки. И именно эта бригада в обозримом будущем должна была установить свой «порядок» на Азове.
Разговоры и предупреждения закончились
Аналогичная судьба, по «отрезанию» доступа и к Чёрному морю ждёт укрнацистский режим в Очакове (Николаевская область) и в порту Южном (Одесса), если он не сложит оружие. До начала военной спецоперации здесь функционировали две базы, на которых разместились натовские военморы. И здесь же должны были дислоцироваться основные силы украинского флота. Сегодня от этого флота осталось лишь воспоминание, да лежащий на боку в полузатопленном состоянии у заводской стенки в порту города Николаева фрегат «Гетман Сагайдачный». Он же - флагман украинского флота. Примечательно, что корабль был подтоплен не в стратегических целях и не в результате нанесения по нему удара. Это устроила сама команда по приказу вышестоящих начальников в первый же день начала нашей операции, дабы не дать «врагу» его захватить.
В настоящее время корабли Черноморского флота находятся в готовности к подавлению с моря попыток ВФУ создать береговую оборону в районах Одессы и Николаева на пути продвижения наших сухопутных войск. Одновременно будет подготовлена «почва» для высадки подразделений полка морской пехоты, если такая необходимость возникнет.
В связи с манёврами наших сил на Чёрном море вблизи территориальных вод Украины, заметно снизилась активность плавания натовских кораблей в этом районе. Точнее - прекратилась. Ни один из них даже не пытается здесь появиться. А то не дай бог с российского берега покажется, что он планирует устроить какую-то провокацию, как это, не очень давно, откровенно демонстрировал английский эсминец Porter. Сегодня всем понятно: разговоры и предупреждения с нашей стороны закончились.
Наш «тёплый приём» на их «холодный ответ»
Только не следует думать, что одними лишь действиями на Чёрном море всё для наших моряков и заканчивается. 14 марта в Норвегии и акватории Норвежского моря начались военные учения Североатлантического альянса Cold Response («Холодный ответ» по-русски), главная цель которых отвлечь Вооружённые силы России от украинского театра военных действий. Заодно, в ходе этих манёвров, которые продлятся до конца месяца, наши «партнёры» намереваются проверить на прочность Русский север и отработать элементы морской блокады российского побережья. Тут важно отметить, что с 2006-го, когда у берегов Норвегии впервые прошёл «Холодный ответ», нынешние учения - самые масштабные. И по числу боевых кораблей (около 50), и по количеству самолётов (порядка 200), и по привлекаемой живой силе (более 35 тысяч военнослужащих).
Три корабля Северного флота (тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий», большой противолодочный корабль «Североморск» и фрегат «Адмирал Горшков») выдвинулись в направлении района манёвров кораблей НАТО, чтобы контролировать ход их действий. Кто-то из наших читателей, возможно, улыбнётся, посчитав разницу в цифрах и водоизмещениях, но вряд ли до улыбок будет морякам альянса. Их командиры прекрасно осведомлены, что ударные возможности российских кораблей позволяют уничтожить любого противника.
«Адмирал Горшков», к примеру, помимо крылатых ракет большой дальности и почти филигранной точности «Калибра» и «Оникса», несёт на своём борту и гиперзвуковые «Цирконы». Экипаж корабля, который за два последних года успешно отработал десять пусков этой ракеты, очень неплохо подготовлен к практическим стрельбам. А поскольку на данный момент времени в арсенале НАТО нет средств защиты против «Циркона», оба авианосца (и английский, и американский), которые привлечены к учениям, в случае гипотетического конфликта, заведомо обречены. Что касается «Петра Великого», американские эксперты дали оценку этому кораблю ещё четыре года назад, назвав его самым смертоносным боевым кораблём ВМФ России. Их журнал о международной политике The National Interest опубликовал список из пяти таких кораблей, который наш «Пётр» и возглавил. С тех пор ничего в этом отношении не изменилось.
Ну и не следует забывать ещё об одном моменте. Несмотря на пугающие цифры сил и средств альянса, участвующих в манёврах, их личный состав не очень готов «воевать» в условиях Севера, потому как в подавляющем большинстве служит в более тёплых широтах. Российские же боевые корабли и самолёты Северного флота, находящиеся у себя дома, ни разу не допускали срывов выполнения боевых задач из-за погодных условий. Так что на их «холодный ответ» у нас есть свой русский «тёплый приём».
Флот влияет на развитие ситуации не только в море
Эти международные учения на Севере - не единственные, проводимые в настоящее время в акватории Мирового океана. С начала марта 2022 года ВМС двух ключевых стран Североатлантического альянса проводят совместные манёвры в Средиземном море. В них задействована ударная группа 6-го флота США во главе с авианосцем «Гарри Трумэн» и корабли ВМС Франции со своим единственным действующим авианосцем «Шарль де Голль». Всего в операции по координации действий ВМС этих стран принимают участие свыше 15 кораблей и подводных лодок, плюс - палубная авиация.
Контроль за ходом этих учений осуществляют силы и средства Постоянного оперативного соединения российского ВМФ в Средиземном море, включающего в свой состав более 10 кораблей и подлодок. До конца февраля в этой зоне проходили манёвры большой группы российских кораблей, прибывших сюда с Тихоокеанского и Северного флотов. Несмотря на то, что основной направленностью учений была отработка действий сил ВМФ и ВКС по защите российских национальных интересов в Мировом океане, а также противодействию военным угрозам нашей стране с морских и океанских направлений, Великобритания забила настоящую тревогу. Испугавшись, по-видимому, что российский флот собирается установить контроль над Средиземноморьем.
«Флот влияет на политику уже самим фактом своего существования»
На самом же деле столь масштабные учения наш ВМФ провёл здесь впервые в истории постсоветской России. После распада СССР и расформирования 5-й оперативной средиземноморской эскадры, здешняя акватория рассматривалось стратегами НАТО, как собственный пруд. Однако с возрождением оперативного соединения ВМФ России в 2013 году, началом операции российских ВКС в Сирии и «реанимацией» военно-морской базы МТО в Тартусе, ситуация в бассейне Средиземноморья изменилась. И не в пользу стран Североатлантического альянса, привыкших действовать здесь на правах хозяина.
Это им очень не нравится, поэтому любая сегодняшняя активность российского флота их очень напрягает. А когда они собственными глазами увидели, какую мощь в виде надводных крейсеров и атомных подводных лодок может подтянуть сюда российский флот, откровенно «поджали свои хвосты». И наверняка вспомнили слова американского контр-адмирала Альфреда Мэхэна - одного из основателей геополитики, которые тот произнёс в начале прошлого века: «Флот влияет на политику уже самим фактом своего существования».
А корабли Тихоокеанского и Северного флотов, принимавшие участие в манёврах в Средиземноморье, уже держат курс к местам постоянного базирования в Североморск и Владивосток. Кстати, в главную базу ТОФа на прошлой неделе, после масштабных учений в Японском и Охотском морях, проходивших с конца января, возвратились около двух десятков кораблей и судов. Почти два месяца их экипажи выполняли полный комплекс зенитных ракетных и артиллерийских стрельб по морским и воздушным целям, уничтожали макеты плавающих мин, проводили тренировки по противовоздушной, противодиверсионной и противолодочной обороне. После прохождения техобслуживания, пополнения материальных запасов, экипажи кораблей продолжат выполнять задачи по предназначению.
Малые будут действовать по крупному
А на другом конце страны, в акватории Балтийского флота, свои учения провели малые ракетные корабли и катера. Заняв позиции в морских полигонах, они выполнили электронные пуски из ракетных комплексов «Калибр», «Малахит» и «Москит» по надводным и береговым целям. Береговые ракетные комплексы «Бастион» отразили «нападение» кораблей условного противника на побережье Калининградской области.
Как сообщили нашему корреспонденту в пресс-службе БФ, корабельные ударные группы в составе МРК «Зелёный дол», «Одинцово», «Гейзер» и ракетных катеров «Чувашия» и «Димитровград» работали по мишеням, имитирующим десантный отряд кораблей «противника», а также по объектам береговой инфраструктуры.
В ходе действий в море корабли отработали поиск противника, маневрирование и сближение с морской целью на установленную дистанцию и уничтожение её огнём из бортовых артиллерийских комплексов. Расчёты береговых «Бастионов» нанесли условные удары по кораблям противника, в роли которых выступили корабельные ударные группы, выполняющие задачи в Балтийском море.
Очень хорошую выучку продемонстрировал экипаж малого десантного корабля на воздушной подушке «Евгений Кочешков» при выполнении артиллерийских стрельб по надводным и воздушным целям и высадке морского десанта на побережье. Стрельбы выполнялись из 140-мм пусковых установок системы «Огонь» (морской аналог системы залпового огня типа «Град») и из 30-мм автоматических установок комплекса АК-630 по специальному буйковому полю в море и мишеням на побережье.
Артиллерийские стрельбы и высадка десанта выполнялись в рамках отработки элементов курсовой задачи К-2, которая предусматривает готовность к действию одиночного корабля в море. Кроме того, были проведены учения по борьбе за живучесть, радиационной, химической и биологической защите корабля в море. Находящиеся на вооружении Балтийского флота «Евгений Кочешков» и однотипный с ним «Мордовия» - самые большие в мире десантные корабли на воздушной подушке.