Китай и США вступили в открытую войну - пока ещё «холодную»
С момента, когда стало известно о планирующемся визите Пелоси в Тайбэй, китайские официальные представители на разных уровнях практически в один голос заявляли, что этого не надо делать. При этом они подчёркивали, что, так как Китай считает Тайвань одной из своих провинций, то визит следует рассматривать как нарушение территориальной целостности и угрозу национальной безопасности. Говорилось и о том, что он может подать неверный сигнал сепаратистским силам Тайваня, нарушить принцип «одного Китая» и положения трёх китайско-американских совместных коммюнике, ударить по политической основе отношений двух стран, серьёзно подорвать мир и стабильность в Тайваньском проливе.
Позицию Китая по тайваньскому вопросу ещё раз изложил председатель КНР Си Цзиньпин в телефонном разговоре с президентом США Джо Байденом, который состоялся накануне визита Пелоси. «Решительная защита национального суверенитета и территориальной целостности Китая - это твёрдая воля более чем 1,4 млрд китайцев. Общественному мнению нельзя бросить вызов. Те, кто играет с огнём, от этого погибнут», - сказал он при этом Байдену. В свою очередь МИД КНР также попросил Соединённые Штаты «не играть с огнём» и открыто предупредил о серьёзном военном ответе, если Пелоси прибудет на остров.
«Хромая утка» Пелоси
Негативная реакция Пекина на подобные политические демарши Вашингтона объясняется и тем, что зачастую они сопровождаются поставками американского вооружения на остров. Так, в середине июля Госдеп США одобрил продажу Тайваню оружия и боевой техники на сумму около 108 млн долл., а за пару дней до визита Пелоси на остров стало известно, что в палате представителей США готовится законопроект об оружейном ленд-лизе для Тайваня.
По идее, в США должны были понять, что, демонстрируя жёсткую позицию в отношении тайваньской политики Вашингтона, Китай не блефует. Тем не менее 2 августа Пелоси прибыла на остров. Чем руководствовались в Вашингтоне, организуя этот визит, трудно сказать. То ли сказалось безрассудство нынешних американских политиков, то ли, наоборот, возобладало стремление продемонстрировать свою вседозволенность: что хочу, то и ворочу, как образно выразился глава МИД РФ Сергей Лавров, комментируя поездку Пелоси... Скорее всего, и то, и другое.
Этот вывод невольно напрашивался, наблюдая как в Тайбэе 82-летняя американский спикер, третий человек в политической иерархии США, с трудом вылезала из машины и, прихрамывая, брела к месту очередной встречи. А там уже, собравшись с силами, жёстко заявляла, что её визит «никоим образом не противоречит политике США в отношении острова», а также о том, что Соединённые Штаты выступают «против односторонних попыток изменить статус-кво» в вопросе Тайваня.
Пробыв на острове меньше суток и проведя за это время несколько встреч, Пелоси покинула его, продолжив своё азиатское турне, программа которого включала, помимо уже состоявшихся визитов в Сингапур, Малайзию и Тайвань, посещение ещё Южной Кореи и Японии. Однако мировые СМИ не прекращают комментировать поездку Пелоси на Тайвань и её последствия для отношений Китая и США, а также в целом для международной ситуации. Практически большинство из них приходит к выводу, что этот визит был чистой воды провокацией, приведшей к обострению противостояния двух стран. Это мнение поддержала и «Вашингтон пост», написав, что неразумное решение Пелоси посетить Тайвань только обострит и без того напряжённые американо-китайские отношения. По мнению другой газеты, прилетев в Тайбэй, Пелоси, «взорвала мину», которую сама же и бросила в отношения Китая и США.
Между тем нельзя не заметить, что при этом ряд информагентств, преимущественно западных, пытаются подать это событие как стратегическое поражение Китая, обращая внимание прежде всего на военный аспект. Однако такие суждения в корне не верны, так как Китай следует собственным геополитическим интересам и придерживается своей внешнеполитической модели поведения и не намерен поддаваться на провокации США.
«Шаблон» для закрытия Тайваня
Несомненно, в Пекине переживут неприятные моменты в связи с посещением американских чиновников Тайваня и сделают соответствующие выводы. И одним из них может стать решение об активизации действий по ускорению процесса воссоединения Тайваня с материковой частью Китая, в том числе, не исключено, и военным путём. К этой мысли приходишь в связи с начавшимися сразу же после визита Пелоси масштабными военными учениями НОАК с боевыми стрельбами в шести акваториях вокруг Тайваня.
Как сообщило Центральное информационное агентство Тайваня, три из шести районов учений НОАК накладываются на акватории, которые администрация острова считает своими территориальными водами: одна такая зона находится к юго-западу от острова, а две других - возле его северо-западного побережья. В Тайбэе полагают, что к юго-западу от острова манёвры НОАК будут идти всего лишь в 16,5 км от берега Тайваня и в 20 км от портового города Гаосюн.
Из обозначенного района военных учений НОАК операции могут представлять угрозу для крупных портов и судоходных путей на Тайване, создавая полную блокировку. Этот стиль блокирования может быть одним из планов действий, предпринятых в будущем для достижения воссоединения силой, заявил 3 августа газете «Глобал таймс» тайваньский генерал-лейтенант в отставке Герман Шуай.
Два северных полигона учений, обозначенных НОАК, расположены у побережья портов Килунг и Тайбэй, центральный полигон учений расположен у порта Тайчжун, южный полигон учений - у порта Гаосюн, а восточный полигон - у побережья Хуаляня. По словам Шуая, полигоны для учений - это «шаблон» для «закрытия Тайваня».
Однако
На китайской военной технике заметили тактические знаки «Z». Китайская военная техника, задействованная в китайской провинции Фуцзянь на фоне резкого обострения отношений с Тайванем, была маркирована специальными тактическими знаками «Z». Соответствующие фотографии опубликованы жителями южной китайской провинции. Чем именно обусловлено нанесение на военную технику знака «Зет», пишет Avia.Pro, «пока что остаётся неизвестным, однако, судя по информации местных жителей, подобный случай является далеко не единственным, хотя явление специальной маркировки не носит массовый характер».
В учениях, которые продлятся до 7 августа, принимают участие истребители J-20 и J-11, стратегические бомбардировщики H-6K, эсминцы проекта 052D, корветы 056А. Кроме того, командование НОАК намерено активно применять баллистические ракеты малой дальности DF-11, гиперзвуковые комплексы DF-17. Уже состоялись запуски баллистических ракет, которые впервые пролетели над островом Тайвань. Об этом в четверг заявил профессор Академии национальной обороны армии Китая Мэн Сянцин в ходе беседы с журналистами национального телевидения.
По его словам, баллистические ракеты смогли преодолеть воздушное пространство над местами сосредоточения зенитно-ракетных комплексов Patriot тайваньской армии. Помимо этого, высокопоставленный военный эксперт подчеркнул, что успешное испытание баллистических ракет демонстрирует возможность вооружённых сил КНР поразить абсолютно любую цель острова.
Некоторые эксперты, комментируя ход учений, отмечают, что их характер и масштаб свидетельствуют о том, что Китай в любой момент может провести операцию по воссоединению Тайваня с Китаем. «Военные учения вокруг острова являются «репетицией силового решения тайваньского вопроса», - заявил, например, Люй Сян, научный сотрудник Китайской академии социальных наук. Он также отметил, что отныне НОАК будет более жёстко контролировать воздушное пространство и окружающие морские районы Тайваня. По сути, речь идёт о формировании временной морской и воздушной блокады острова.
Блокада, построенная на песке
Одновременно с началом учений Китай приступил к проведению экономических санкций в отношении Тайваня. Так, с 3 августа на остров категорически запрещено поставлять песок. В Тайване он используется прежде всего при строительстве жилых домов и других объектов. Причём 90 процентов песка, расходуемого в строительстве, поставляется с материковой части Китая. Введение «песочного» эмбарго если и не обрушит местную строительную индустрию полностью, то поставит её на грань выживания.
Кроме того, песок является базисом всей современной электроники и сложных устройств. Как указывают специалисты, в этих целях используется не просто песок с пляжа, а его кварцевый вариант. Именно из него производят чипы, микросхемы, компьютеры, оптоволоконные кабели и тысячи других устройств.
А Тайвань, как известно, является главным мировым производителем микрочипов для электроники. По итогам прошлого года 66 процентов мирового профильного рынка принадлежали тайваньским производителям.
Кроме песка правительство КНР приостановило ввоз продукции более 100 продовольственных компаний с острова. В стоп-лист вошли более 3000 товаров, среди которых морепродукты, чай, мёд и прочее. Санкции затронули и некоторые тайваньские компании, работающие в сферах энергетики, медицины, спутниковых и сетевых технологий, - за спонсирование обвинённых в сепаратизме фондов. В том числе Китай ограничил деятельность компаний Speedtech Energy, Hyweb Technology, Tianliang Medical (Skyla), SkyEyes GPS Technology.
Также Китай ввёл санкции против двух фондов «за очернение КНР и поддержку сепаратизма». Под ограничения попали Тайваньский демократический фонд и Международный фонд сотрудничества и развития. Власти КНР запретили любое сотрудничество компаний и физических лиц материкового Китая с этими организациями. Сотрудники фондов также больше не имеют права посещать материковый Китай и вести дела с китайскими предприятиями.
Дай же ты всем понемногу, и про США не забудь
Совершенно очевидно, что Китай не собирается ограничиваться давлением лишь на Тайвань. Нет сомнений, что в Пекине продумывают и варианты антиамериканских мер. «США должны заплатить за свои ошибки. Тайвань - это китайский остров, и в конечном итоге он вернётся в объятия Родины. Китай примет необходимые меры для решительного противодействия, и мы сдержим своё слово», - пообещал замминистра иностранных дел Китая Се Фэн.
При этом силовой вариант пока не рассматривается. Во всяком случай, так считает заместитель декана Школы международных исследований Китайского университета Жэньминь Цзинь Канронг. В интервью «Глобал таймс» он заявил, что «сейчас нет необходимости начинать войну с США, поскольку это не соответствует нашей национальной стратегии».
В то же время некоторые китайские эксперты отмечают, что до настоящего времени политика Китая в отношении наступательной стратегии США носила оборонительный характер. Это тот случай, когда «если ты наносишь удар, я наношу ответный удар, а иногда даже не сопротивляюсь, а просто уклоняюсь». Указывается, что Пекин пытался восстановить отношения между США и Китаем, по крайней мере, настолько, насколько это возможно. Китай неоднократно подчёркивал, что он должен навести порядок в собственном доме даже перед лицом санкций США.
Однако когда политика Вашингтона состоит в том, чтобы сделать Китай своим главным врагом, то надо, считают эксперты, принимать ответные меры. Америка должна почувствовать ответную реакцию такого «врага». Иначе говоря, защита Китая от наступательных провокаций США должна превратиться в стратегическую контратаку.
И первый в этом плане удар уже нанесён. Известно, что крупнейший в мире производитель аккумуляторов для электромобилей из Китая Contemporary Amperex Technology (CATL) отложил решение по заводу в Северной Америке стоимостью несколько миллиардов долларов из-за визита Нэнси Пелоси на Тайвань, сообщает агентство Bloomberg со ссылкой на источники. При этом подчёркивается, что завод мог создать до 10 тыс. рабочих мест в США.
Нет сомнений, что за первым ударом последует и другие. При этом, переходя в контрнаступление, Китай будет также стремиться к укреплению союзов тех государств, которые выступают против гегемонии США, которые не желают жить по правилам, придуманным и навязываемым Вашингтоном.
В частности, он выступает за расширение и консолидацию БРИКС, видя в этом объединении эффективную для противостояния Западу силу. Наряду с расширением БРИКС Пекин стремится трансформировать Шанхайскую организацию сотрудничества, превратив её в мощный блок, который сможет использовать свои глубокие политические, экономические и военные связи в качестве инструмента давления на те же Соединённые Штаты и возглавляемый ими Запад.
При всём при этом приоритет будет отдан развитию многостороннего сотрудничества с нашей страной, которая уже активно даёт отпор Западу. По мнению многих политологов, демарш США с визитом Пелоси на Тайвань подтолкнёт Пекин к объединению усилий России и Китая. Тем более что Китай неоднократно подчёркивал, что наши страны должны выстраивать модель стратегического взаимного доверия, твёрдо поддерживать друг друга в отстаивании ключевых интересов и совместно выступать против давления коллективного Запада. И с этим нельзя не согласиться.