Виктор Надеин-Раевский: «На переговорах были затронуты и частично решены вопросы зон ответственности России и Турции в современном мироустройстве»
Попытки коллективного Запада в ущерб себе изолировать Россию, выбить её из международного трека, превратив в «страну-изгой», уже дали результаты. Причём в очередной раз негативные для США и Евросоюза. Стоило лидерам России и Турции провести четырёхчасовое общение, как Запад забил тревогу в связи с углубляющимися связями между Москвой и Анкарой, передаёт газета Financial Times. И обеспокоенность американских сателлитов, стоит отметить, и вправду мотивирована: Москва не перестаёт «резать правду-матку» в лицо американскому мироустройству со всеми его приспешниками. Договорённости же о начале оплаты газа в рублях для выстроенной американцами системы мировых долларовых финансовых отношений как большой слом. Впрочем, не обошлось и без «ложки дёгтя»: несмотря на декларированные Эрдоганом позиции по территориальной целостности Сирии, Турция и Россия остаются при своём.
О главных итогах переговоров, почему обострению ситуации в сирийском Идлибе было уделено много внимания, а Нагорному Карабаху официально не нашлось места, что в договорённостях о торгово-экономическом, энергетическом и военно-техническом сотрудничестве вызвало наибольшее неудовольствие коллективного Запада и за что европейцы должны благодарить «Турецкий поток», еженедельнику «Звезда» рассказал директор Института политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона имени В.Б. Арцруни, старший научный сотрудник Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова РАН Виктор Надеин-Раевский
- В переговорном процессе, как и предполагалось, касались многих тем и проблем, среди которых главным для Эрдогана в преддверии турецких выборов виделся Сирийский вопрос. По этому поводу в совместном заявлении после встречи лидеров стран говорилось о важности сохранения территориальной целостности Сирии и подтверждении приверженности политическому единству Арабской Республики. Впрочем, едва ли можно поверить в искренность заявлений со стороны Эрдогана, который в 2018 году не собирался признавать суверенитет Сирии, а несколькими месяцами ранее объявил о проведении новой военной операции на севере страны.
Конечно, формально лидер Турции продолжает выступать за сирийский суверенитет, но на деле он действует иначе: анонсирует удары по отрядам народной самообороны и замышляет захват сирийской территории. Собственно, этот вопрос снова ставится на повестку дня и ему уделяют пристальное внимание. Россия турецкие инициативы по оккупации Сирии не одобряет и всячески пресекает.
Не поддерживают планы Анкары по занятию вожделенных земель Сирии Соединённые Штаты и Иран. Но лишь усилиями Москвы удаётся пока отсрочить турецкую оккупацию, а также добиться определённого соглашения с правительством Сирийской Арабской Республики, что в результате позволило выдвинуть сирийских пограничников на их границы на севере страны. Ещё одна проблема - Идлиб, постоянно обсуждаемый на всех встречах. Турция брала на себя обязательства обеспечить порядок в Идлибе и контроль за находящимися там формированиями, речь идёт о бывшей Джебхат ан-Нусра (здесь и далее - запрещена в России).
Что удалось добиться нам от турок, так это деблокирования шоссе, связывающего Латакию с Алеппо. Особенно важной трасса предстаёт для всего народного хозяйства Сирии, чья основная жизнь разворачивается вблизи Средиземного моря. Так что проблем хватает и в одном сирийском вопросе.
Тем более, что важной идейной ориентацией, которой во многом руководствуется Эрдоган, выступает так называемый Национальный обет Турции - одно из последних решений, принятых парламентом Османской империи в 1920 году до его роспуска, ввиду чего признавать его всерьёз никто не собирается. Это далеко не документ международного права, а сугубо внутритурецкие желания, которые, собственно, Эрдоган и озвучивает. Впрочем, о них он долго молчал, но сейчас ему кажется достаточно выгодным этот вопрос поднять. Границы нынешней Турецкой Республики во многом отличаются от границ, заложенных национальным обетом, куда по замыслу входит Кипр и полоса вдоль всей северной границы Сирии и иракские Мосул и Киркук.
Ещё одной темой, ожидаемой для обсуждения на сочинской встрече, должен был стать вновь вспыхнувший Нагорный Карабах. Однако по итогам переговорного процесса о нём не было сделано ни единого заявления. Это указывает лишь на то, что в обсуждаемом вопросе, по всей видимости, сторонам не удалось достигнуть особого успеха. Россия оставила всё на прежних позициях: уничтожить армянское население мы не дадим, а ликвидацию армии Нагорного Карабаха, которую хотят устроить азербайджанцы, не потерпим.
Возникшие в преддверии запланированной встречи Эрдогана и Путина столкновения в Нагорном Карабахе вполне могли использоваться для усиления азербайджанских позиций. Особенно для постоянно ширящихся аппетитов Ильхама Алиева, объявившего Ереван исторической землёй Азербайджана. Азербайджанцы попытались занять несколько дополнительных высот, но наш миротворческий контингент на сей раз потребовал освободить их, что они и сделали.
На данном этапе удаётся решать карабахскую проблему путём постоянного и вынужденного вмешательства в сам процесс, чтобы остановить неоднократно предпринимаемые попытки нарушить достигнутые договорённости. И будем объективны, как правило, нарушения исходят от азербайджанской стороны. Баку пользуется слабостью армянской политической ситуации и эксплуатирует в своих интересах залихватские заявления политических деятелей, зачастую идущие во вред Армении. Так случилось и накануне сочинской встречи, когда Пашинян подверг критике российскую миротворческую миссию в Карабахе, поставив под сомнение «вопросы содержания и сути миротворческой миссии в Нагорном Карабахе». Примечательно, эти выпады были синхронизированы с азербайджанскими атаками на армянские позиции.
До Пашиняна, видимо, не доходит, что если он перестанет «содержать» российских миротворцев, место армян под солнцем Карабаха будет весьма проблематичным. В лучшем случае они будут изгнаны. Что, безусловно, не оставит без внимания Анкара в своей многовековой мечте создания Великого Турана от Адриатики до Тихого океана, в которой бы жили именно тюркские народы. И на пути реализации этого проекта создаёт проблемы «армянский клин», который разделяет тюркский мир на две части.
Что касается других тем, то, безусловно, проблемы экономического характера занимали важное место в повестке встречи. В частности, обсуждалось наше энергетическое сотрудничество в рамках «Турецкого потока». Он, будучи единственно надёжным маршрутом поставки газа в Европу в реалиях временно остановленного «Северного потока-1» и до сих пор не запущенного «Северного потока-2», крайне важен для обеих сторон.
«Думаю, европейские партнёры должны быть благодарны Турции за то, что она обеспечивает бесперебойный транзит нашего газа на европейский рынок», - заявил Путин. Анкара получает соответствующую плату за транзит газа через свою территорию и взымает процент от перепродажи, что в условиях сложного экономического положения Турции с взлетевшей до 70% инфляцией становится весьма актуальным. Также строительство атомной электростанции «Аккую» и вопросы взаимной торговли: товарооборот между нашими странами с начала года вырос в два раза, достигнув за шесть месяцев показателя в 30 млрд долларов.
И намечающиеся дальнейшие шаги по увеличению его объёмов, что легли в основу подписания в Сочи «дорожной карты» по экономическому сотрудничеству, предполагают увеличение товарооборота до 100 млрд долл. Впрочем, всё больше поступает сообщений, что Турция обеспечивает реэкспорт товаров из Европейского союза и дальневосточных стран, становясь, по сути, транзитным хабом для российского импорта. И этим Анкара обязана своей политике неприсоединения к антироссийским санкциям. Такая позиция, безусловно, раздражает американцев, но вполне устраивает нас.
Ещё одной крупной причиной для досады коллективного Запада стало согласование расчётов за российский газ в рублях вместо навязанных миру долларов. Безусловно, должен был обсуждаться и вопрос стамбульской сделки по «зерновому вопросу» и связанный с этим пакет поставок зерна и удобрений из России за границу.
Не озвученным вопросом из списка возможных тем на переговорах на высшем уровне стало военно-техническое сотрудничество. Хотя и сложно предположить, что за четыре часа встречи не нашлось времени для темы о тесной координации двух стран в оборонной сфере. Так, вопрос производства турецких беспилотников Bayraktar остался вне официальной повестки. И это в свете продажи истребителей F-16 Анкаре. Если американцы и дальше будут тянуть Турцию за хвост, Анкара может пойти на покупку российских истребителей поколения 4++ или 5-го поколения, но при условии, если мы к этому будем готовы. Нагнетаемое США и НАТО обострение отношений с Россией, просто обязывает нас прежде всего думать о своей армии, а за рубеж продавать вооружение с несколько ограниченными возможностями. Чего греха таить, в этом заключается стратегический интерес страны.
В целом, и это очень важно, на переговорах были затронуты и частично решены вопросы, даже несмотря на расхождение по конкретным проблемам, зон ответственности России и Турции в современном мироустройстве.
Конечно, доподлинно неизвестно, что было за кулисами, но очевидно, что Эрдоган пытался выторговать важные для себя позиции. На этом и строится множественная турецкая политика: поднимать несколько важных для страны задач и, если хотя бы одна из них решается, то и весь комплекс переговоров признаётся успешным. Остроумный подход, но для избирателей великолепно работает. А президентские выборы не за горами - пройдут в срок в июне 2023 года.