Прокси-капканы расставлены России
Наши геополитические противники активизируют поиск других стратегий, способных преобразовать современную операционную среду в управляемое военно-политическое стратегическое пространство, в пределах которого международная система, балансируя на грани войны и мира, переформатируется под правила нового миропорядка.
Прокси-война (война чужими руками) находится в числе всё чаще используемых США подрывных стратегий и представляет собой международный конфликт между двумя странами, которые пытаются достичь своих собственных целей с помощью военных действий, используя ресурсы третьей страны.
Очаги прокси-войны на границах России
В соответствии с американо-британской стратегией перенапряжения и разбалансировки России предусмотрен комплекс мер по развязыванию войн чужими руками с целью подрыва геополитических интересов Москвы в следующих странах:
- наращивание военной помощи Украине в ходе инициированной Вашингтоном и Лондоном прокси-войны. Специальная военная операция - это фактически конфликт России с коллективным Западом, с США и НАТО.
Вашингтон всё больше втягивается и чётко формулирует цель одержать победу на Украине. Не скрывается, что результатом следующего этапа войны против России должна стать смена власти в Москве.
В рамках подготовки нового этапа противоборства Киев обратился к Вашингтону с запросом о предоставлении дополнительной военной помощи. В документе речь идёт о «наступательной кампании» ВСУ в 2023 году, для которой Украине необходимо 29 видов вооружений, включая ракеты ATACMS с дальностью до 310 км.
Вашингтон ранее выделил Киеву 3 млрд долл. с формулировкой «на несколько лет», а глава Госдепа США Энтони Блинкен пообещал президенту Украины ещё 2 млрд долл.
- расшатывание Белоруссии под лозунгами «продвижения демократии» и смены власти. С точки зрения американской политики, беспорядки в Белоруссии послужат мощным средством перенапряжения России;
- инициирование напряжённости между Арменией и Азербайджаном. Цель Вашингтона и Лондона: порвать связи обоих государств с Москвой. На фоне резкого обострения конфликта по запросу Армении проведено заседание Совета коллективной безопасности ОДКБ;
- подталкивание Грузии к «освободительной» войне с Абхазией и Южной Осетией. После призывов представителей Украины к руководству Грузии открыть в стране «второй фронт» против России, там заявили, что готовы организовать референдум, чтобы узнать, что думает об этом население;
- усиление присутствия США в Центральной Азии, сокращение российского влияния там, поддержка русофобских сил, способных по примеру Украины выступить одной из сторон войны чужими руками США против России;
- обострение напряжённости между Молдавией и Приднестровьем, подготовка конфликта между двумя сторонами. Инициаторы войны чужими руками рассчитывают организовать переворот в Приднестровье, вынудить российские войска покинуть регион, что послужит ударом по престижу Москвы;
- очаги прокси-войн создаются в районах геополитических интересов России на Балканах, в Азии, на Ближнем и Среднем Востоке, в Африке и Латинской Америке.
Одной из целей американской политики окружения России «капканами из прокси-войн» является ослабить поддержку Пекину со стороны Москвы в ходе готовящегося нового этапа противоборства между США и Китаем.
На восточном фланге Евразии отдельно следует упомянуть настойчивые усилия США по подготовке войны чужими руками между КНР и Тайванем, как неотъемлемой частью Китая. Планируя подготовку Тайваня к прокси-войне с КНР, Госдепартамент США по примеру Украины заблаговременно осуществляет «накачку» острова оружием и военной техникой.
Подготовлены три контракта на 1,1 млрд долл. на продажу Тайваню вооружений и предоставление технических услуг. Планируются поставки оборудования и логистическая поддержка для радиолокационных станций, 60 противокорабельных ракет AGM-84L Harpoon Block II и четырёх ракет ATM-84L-1 Harpoon Block II, блоков управления наведением, запчастей, а также поставка 100 тактических ракет «воздух - воздух» AIM-9X Block II Sidewinder.
В Вашингтоне считают, что выполнение контрактов отвечает «национальным, экономическим интересам и интересам безопасности США».
Прокси-войны как инструменты гибридной войны
В подготовленных администрацией президента Джо Байдена «Временных указаниях по стратегии национальной безопасности» отмечается, что Китай быстро стал более напористым. Утверждается, что «это единственный конкурент, потенциально способный объединить свою экономическую, дипломатическую, военную и технологическую мощь, чтобы бросить устойчивый вызов стабильному и открытому международному сообществу. Россия по-прежнему полна решимости усилить своё глобальное влияние и играть разрушительную роль на мировой арене».
На фоне появления новых угроз и вызовов Вашингтон принимает беспрецедентные меры по обеспечению собственных амбиций по глобальному доминированию. Неотложные меры включают поддержку квалификации сил специальных операций, чтобы сосредоточиться на кризисном реагировании и приоритетном противодействии терроризму и нетрадиционной войне, а также «развивать возможности для лучшей конкуренции и сдерживания действий серой зоны».
По американским прогнозам существует значительная вероятность того, что в период до 2040 года вооружённым силам США предстоит участие в масштабной операции по укреплению стабильности, при этом значительная часть военных действий будут проводиться в городах.
В конфликте любой интенсивности боевые действия против равного или почти равного врага будут вестись с охватом городских территорий. При этом существенно затрудняет ведение боевых действий в городах тактика сторон по удерживанию гражданского населения в качестве живого щита, что характерно для украинских националистов в ходе специальной военной операции.
В отличие от других сред, таких как степные, пустынные, лесные или горные районы, городской ландшафт обладает уникальными характеристиками, которые позволяют организовать устойчивую и смертоносную оборону. Плотность, конструкция и сложность городской застройки позволяют солдатам быстро использовать или формировать окружающую среду для дальнейшего укрепления плана обороны. Эти планы должны быть направлены на то, чтобы разобщить атакующий строй, отделить бронетехнику от пехоты, ограничить способность атакующего маневрировать, ухудшить возможности ведения разведки и наблюдения, снизить результативность воздушных ударов, усилить фактор внезапности, выиграть время для других тактических, оперативных и стратегических действий. Города замедляют продвижение армий: скорость продвижения составляет от одной трети до половины скорости наступления в боях за пределами городов.
В настоящее время более половины населения мира проживает в городах, и ожидается, что к 2050 году эта цифра вырастет до двух третей. Во время боёв в городе сложно избежать масштабных разрушений. Даже высокоточное оружие способно сровнять с землёй целый город. Например, во время войны в Ираке в Мосуле было убито более 10 000 мирных жителей, около трети из них - коалицией во главе с США.
Опыт боевых действий в Ираке и Сирии свидетельствует, что хорошо спланированная и организованная городская оборона может определить успех или неудачу в достижении стратегической цели и повлиять на исход войны.
Как противодействовать стратегиям прокси-войн США
Использование прокси-войн как инструментов гибридной войны Вашингтона предусматривает разнообразные способы для оказания давления на другие страны в четырёх ключевых областях: геополитической, экономической, военной и кибернетической с опорой на следующие факторы:
- законы и постановления, позволяющие использовать неправительственный персонал и активы США во внешней политике;
- сохраняющиеся геополитическая, экономическая и военная мощь и влияние США по отношению к другим странам;
- объединение возможностей вооружённых сил и военизированных формирований страны-объекта гибридной агрессии в рамках стратегии прокси-войны.
США адаптируют свою деятельность в «серой зоне» к целям конкретной операции и располагают большим разнообразием и количеством принудительных инструментов. Так, в отношении России Вашингтон использует тактику создания своеобразной цепочки из капканов прокси-войн для оказания давления на Москву, её союзников и партнёров. Сочетание нескольких сфер геополитических, экономических, военных и кибернетических действий означает, что США будут стараться избежать значительной эскалации в какой-либо одной области, и, при необходимости, они способны последовательно проводить операции для оказания давления в невоенных областях, активно использовать своё влияние в международных организациях или через третьих лиц.
Формулировка консолидированного представления о наиболее опасной конфигурации наборов прокси-войн, который создаётся США вдоль границ России, возможна с опорой на три различные критерия, учитывающих, во-первых, уровень ожесточённости, с которой деятельность США направлена против интересов государства-жертвы. Во-вторых, насколько сложно союзникам и партнёрам такого государства согласованно реагировать на действия США и противодействовать им, и, наконец, насколько широко США готовы использовать возможности той или иной «серой зоны» (против одного государства или нескольких союзников и партнёров).
Условно говоря, значительное количество наиболее опасных и проблематичных тактик прокси-войн, подготавливаемых США, представляют собой военные действия, в которых примут ограниченное участие американские вооружённые силы, военные инструкторы, военизированные формирования и ЧВК, причём многие представляют собой операции вблизи или на спорных территориях. Кроме того, США могут участвовать в широко разрекламированных и крупномасштабных совместных военных учениях, в создании военных баз, например, на Украине, в Косово, Грузии и т.п. или потенциальных объектов двойного назначения.
В невоенной сфере политико-дипломатические, экономические и кибероперации также обладают весьма высоким потенциалом воздействия на военно-политическую обстановку. Это означает, что необходимо повышать готовность к противоборству с геополитическим и экономическим давлением США в целевом регионе или в спорных регионах и решать задачи массированных атак в киберсфере.
В международной сфере для формирования единого антиамериканского фронта заинтересованных государств потребуется поддержка противников и соперничающих стран политическими, экономическими и военно-техническими средствами.
Перспектива стратегического поражения ставит наших противников перед необходимостью выбора между эскалацией военных приготовлений, что чревато глобальной конфронтацией, и использованием «тумана» непредсказуемости в военно-политической сфере за счёт комбинированного применения возможностей сдерживания, построенного на сочетании более гибких военных и политико-дипломатических стратегий принуждения.
В этих условиях особое значение принимает способность России, её союзников и партнёров найти адекватный ответ на вызовы и угрозы современности, организовать целенаправленное изучение феноменов гибридных войн, войн чужими руками и «серых зон», создавать внешние механизмы, работающие для нашей страны, готовить для этого кадры, силы и средства. Политики и военные, овладевшие искусством ведения прокси-войн, безусловно будут востребованы в конкурентном противоборстве XXI века.