В Сербии давно убедились: против силы эффективна только сила
Сербское ноу-хау
В Белграде прошла выставка вооружений и оборонных технологий «Партнёр-2023», там организаторы впервые показали самоходную гаубицу «Нора», которую считают гордостью сербского ВПК. Было заявлено, что дальность стрельбы самоходки снарядами натовского калибра 155 мм может достигать 50 километров. Кроме того, сербы показали ещё и модернизированную версию советской 122-мм самоходной гаубицы 2С1 «Гвоздика», оснащённую усовершенствованной системой управления огнём.
На самоходке появился баллистический вычислитель и инерциальная навигационная система, а рабочее место механика-водителя теперь оснащено кондиционером. Как известно, боевое отделение «Гвоздики» страдало высокой загазованностью - сейчас этого не чувствуется. Кстати, у гаубицы изменился и порядок стрельбы - модернизированная самоходка может выстрелить шесть снарядов с минимальным промежутком. А дальность стрельбы снарядом М10 увеличилась почти до 22 километров.
Активно развивается в Сербии и производство беспилотных летательных аппаратов. Стартовый проект по линии Министерства обороны был реализован совместно с Китаем. Кроме того, в республике появились и частные производители дронов как гражданского, так и военного назначения. К примеру, на выставке были модели беспилотников, разработанные компанией PR-DC. Эксперты отмечают: успех в разработке и производстве БПЛА обусловлен тем, что компании удалось привлечь лучших специалистов в области аэродинамики, электроники и инженерных систем. Помимо БПЛА, PR-DC разработала пилотируемый квадрокоптер, который планируется использовать в качестве воздушного такси.
Среди ноу-хау сербской оборонки можно отметить и бронежилеты с мягкой основой - вместо металла и керамики там используется пластиковая плёнка. В зависимости от уровня защиты применяется разное количество слоёв. Преимущества такой технологии в том, что в конструкции бронежилета предусмотрена и боковая защита. Кроме того, такой жилет значительно легче других известных аналогов, например, натовских. Сербский «броник» на испытаниях успешно выдержал несколько автоматных очередей из «Калашникова».
Сербское общество на нашей стороне
Наблюдатели отмечают, что в оборонных технологиях Сербия использует боевой опыт Югославии. Ещё один немаловажный фактор заключается в том, что страна, выдержавшая более двух тысяч авиаударов, сумела сохранить индустриальную структуру и оборонно-промышленный комплекс, продукция которого теперь пользуется спросом на мировом рынке вооружений.
Примечательно, что на выставке в Белграде были представлены и партнёры Сербии - Россия, Иран и Китай. Это важно, поскольку Сербия находится в довольно сложных условиях и со всех сторон окружена странами Североатлантического альянса. Однако сотрудничество с партнёрами, в том числе и в военно-технической области, сохраняется и развивается. Свой взгляд у Белграда и на украинские события.
В прошлом году, когда началась специальная военная операция, депутат парламента Сербии профессор Милош Банджур выложил в социальных сетях открытое письмо в поддержку жителей Донбасса:
«Дорогие братья! Восемь лет ваши дома обстреливают, ранят и убивают беззащитных мирных людей. Это делает киевский режим, с помощью западных спецслужб незаконно и насильственно захвативший власть в 2014 году. Тогда была растоптана конституция и отнята власть у законно избранного президента Украины. Победа нацизма никогда не продолжалась долго - не будет и на этот раз! Их идеология - создание мононационального государства без русских и тех, кто считает русских братьями, противоречит не только исторической справедливости, но и всякому здравому смыслу. Разве нормальный человек может это поддерживать? Разумеется, нет».
Несмотря на то, что официальный Белград, ссылаясь на косовский прецедент, не признал возвращение новых территорий в состав России, само сербское общество в основном поддерживает действия Москвы по денацификации и демилитаризации Украины. Причём не только на словах. С самого начала СВО братья-славяне с Балканского полуострова воюют с бандерофашистами во многих российских добровольческих подразделениях.
Бойцы вспоминают...
Посетителями оружейной выставки в Белграде были участники войны с натовской коалицией 1999 года. Как и большинство сербских граждан, они внимательно следят за ходом специальной военной операцией. И хотя боевые действия в Югославии и на Украине заметно разнятся, опыт войны есть опыт войны.
Например, Станко Василевич, командовавший 250-й зенитной бригадой, а ныне отставной генерал, признал, что с самого начала бомбардировок югославской армии не хватало мощных систем ПВО. В основном, использовались ЗРК С-125М «Нева-М», имеющие ограниченный диапазон действия.
«Это была игра в кошки-мышки, - вспоминает генерал Василевич. - Нам нужно было подкарауливать натовские самолёты так, чтобы они не успевали набрать высоту, после того, как обнаруживали активность наших средств ПВО. Помогало то, что авиация НАТО действовала по шаблону: самолёты вылетали на бомбёжку примерно в одно и то же время и по одному маршруту».
Напомним, что американский самолёт-невидимка F-117, а также несколько F-16C были сбиты 3-м дивизионом этой бригады. Василевич уточнил, что поначалу им не хватало имитаторов пусковых установок, но эту проблему удалось быстро решить, собрав кустарным способом генераторы, которые использовались как ложные цели.
Сегодня силы ПВО республики оснащены существенно лучше. Помимо китайского аналога С-300, который состоит на вооружении сербской армии, на выставке были представлены и собственно сербские разработки. Например, гибридная система «Пасарс», представляющая собой комплекс на колёсной платформе: это и пусковые установки французских ракет «Мистраль 3+» (радиус действия до 6 километров), и 40-мм пушка «Бофорс», с дальностью стрельбы до 3,7 километра по высокоскоростным целям, и ракеты российской разработки «Стрела-2М/2МА» и «Малютка 2ТС», а также радар РПС-42, способный в радиусе 30 километров находить и опознавать цели, включая небольшие БПЛА, на высоте от 10 метров до 10 километров.
Также у сербов появился собственный комплекс воздушной разведки и наблюдения, который использует более 50 датчиков для сбора информации, включая погодные условия, и действует на дальности более 1000 километров, то есть фактически позволяет просматривать всю территорию республики и даже соседних стран. Система способна обнаружить и сопровождать примерно тысячу целей, управлять одновременно шестью ракетными установками и сопровождать до 20 целей одновременно. На его обеспечении имеются транспортные радарные системы.
Участники воздушной войны с авиацией НАТО, как выяснилось, пристально следят за ситуацией в зоне СВО в Донбассе, отмечая определённые приёмы применения крылатых ракет ВСУ при попытках прорыва ПВО российских военных объектов с натовской тактикой в Сербии. К возможной передаче американских истребителей F-16 украинской стороне генерал Василевич относится скептически: «F-16 - хорошая машина, но она из прошлого века. А у России и более современные самолёты, и эффективные системы ПВО».
Поделился своим личным опытом и полковник авиации в отставке Милорад Джошич: «Мы старались летать низко, не выше 20 метров. Кроме того, чтобы не быть обнаруженным, старались летать над шоссе со скоростью 80 - 100 километров в час. Тогда радиолокационные системы дальнего обнаружения воспринимают вертолёт как автомобиль».
Отдельно ветераны сербской армии коснулись проблемы борьбы с наводчиками, которые, например, уже в нашем случае, корректировали атаки крылатых ракет ВСУ на объекты инфраструктуры в Крыму. Примерно так же было и в 1999 году, когда удары авиации альянса по зданиям в Белграде, включая Минобороны, координировались непосредственно из сербской столицы. Агенты НАТО вносили GPS-координаты объектов в компьютер и электронной почтой передавали в центр управления операцией. Сейчас такие манипуляции выполнять намного проще - с помощью мобильного телефона и приложений, чем и пользуется агентура ВСУ на Украине.
Уже не секрет, что «миротворческая» операция НАТО против Сербии, кроме собственно военных объектов, в первую очередь была нацелена на уничтожение экономической базы страны и органов государственной власти. Сегодня геополитическая обстановка на Балканах по-прежнему напряжённая, а сама Сербия находится в кольце стран НАТО и под жёстким прессингом коллективного Запада, что затрудняет развитие отношений с Россией. Но есть надежда, считают в Белграде, что после отрезвления европейцев от «украинской интоксикации» Сербия и Россия смогут вернуться к прежнему формату отношений, в том числе в военно-технической области.