Флот не может быть «одноруким». Это уже не флот
© wikipedia.org
Гангутское сражение (картина Алексея Боголюбова).

Флот не может быть «одноруким». Это уже не флот

Морская мощь государства формируется не только из военно-морских сил. Когда потребуется, боевыми единицами должны стать пассажирский, рыболовецкий, торговый, научно-исследовательский флоты
04 ноября 2023, 09:17
Реклама
Флот не может быть «одноруким». Это уже не флот
© wikipedia.org
Гангутское сражение (картина Алексея Боголюбова).
Читайте нас на: 

Дела давно минувших дней…

Пётр I после победы русского флота при Гангуте 27 июля 1714 года произнёс сакраментальную фразу, вошедшую во все учебники: «Государство, которое одно войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а которое и флот имеет, - обе руки имеет». Эту аксиому за последние сто лет не повторял только ленивый. Однако наши адмиралы, цари, да и генсеки не смогли сразу понять, что флот тоже имеет две руки - боевые корабли и торговый суда, которые при необходимости могут быть задействованы в операциях военного флота.

В своё время Пётр Великий это не уточнял. У него роль торгового флота играли транспортные галеры, перевозившие солдат, полевые орудия, лошадей (строились специальные «конные галеры»), продовольствие и т.д. Без транспортного галерного флота были бы невозможны победы русской армии в Финляндии и многочисленные рейды, например, на территорию Швеции. Отметим, что рейды в Швецию решили исход Северной войны.

А вот более свежий пример. Действия армии, флота и авиации США в Европе и на Тихом океане во время Второй мировой войны были бы невозможны без фантастически огромного транспортного флота. Тогда американские пароходные компании зафрахтовали суда у Морской комиссии и Администрации военного судоходства, чтобы удовлетворить запросы флота и армии. Но большинство судов торгового флота США были оперативно построены в рамках Программы экстренного судостроения, другая часть - это суда времён Первой мировой войны или частные суда, полученные по срочным военным реквизициям. Что и позволило ВМС США в 1941-1945 годах действовать на всех океанах.

Американская плавучая мастерская у побережья Нормандии, июнь 1944 г.
© waralbum.ru
Американская плавучая мастерская у побережья Нормандии, июнь 1944 г.

Так, более двухсот торговых судов США приняли участие в высадке союзников в Нормандии в день «Д». К 1945 году торговый флот США насчитывал более 215 тыс. моряков, а боевые потери составили 8651 человек, что в процентном отношении больше, чем в вооружённых силах Соединённых Штатов.

В рамках Программы экстренного судостроения было построено несколько типов транспортных судов, из которых самый многочисленный - суда «Либерти» (2710 единиц), которые строились с использованием технологии секционной сборки, что позволяло каждые два дня вводить в строй до трёх единиц. Кроме того, интенсивно строились так называемые «Корабли победы». В период с 1944 по 1946 год был построен 531 корабль «Виктори», часть из которых предназначались для ВМС США, а 414 единиц - для торгового флота.

Во время Второй мировой войны 97 кораблей «Виктори» были переоборудованы в десантные корабли. К концу войны более 11 тыс. судов этого класса находились под контролем Администрации военного судоходства. Без такой армады американские войска не смогли бы вести боевые действия за многие тысячи миль от своих баз - во Франции, на Филиппинах, на Окинаве, у берегов Австралии и т.д.

Что касается прежней России, то тогда, судя по всему, неплохо понимали значение флота. В 1768 году, когда турки и крымские татары напали на Малороссию, Екатерина Великая приказала «поджечь Османскую империю с четырёх концов». Для этого с 1769 года по 1773 год с Балтики на Средиземное море было отправлено сразу пять эскадр, сформированных из боеспособных судов Балтийского флота и десятков спешно построенных на верфях Балтики и Архангельска.

И в 1770 году граф Алексей Орлов сжёг турецкий флот в Чесменской бухте. Но завладеть материковой Грецией и тем более Константинополем не удалось. Тогда Орлов организовал так называемую Архипелажную губернию со столицей в порту Ауза (остров Парос), в состав которой вошли свыше 30 небольших островов Эгейского моря, население которых присягнуло Екатерине. Турок там отродясь не было. Управляли островами православные священники, которые собирали с греков дань в султанскую казну. А сами островитяне к этому моменту уже два столетия занимались торговлей, рыболовством и пиратством.

Разгром турецкого флота под Чесмой (картина Якоба Филлипа Гаккерта).
© wikipedia.org
Разгром турецкого флота под Чесмой (картина Якоба Филлипа Гаккерта).

Большого торгового флота у Екатерины II не было, поэтому в Архипелажную губернию с 1769 по 1774 год прошло всего шесть судов снабжения. Так как же на протяжении пяти лет существовали эскадры Орлова и несколько пехотных полков, дислоцированных в Архипелажной губернии?

Выручили греки, которые под прикрытием русского флота пиратствовали в Восточном Средиземноморье и ряд территорий, например, Бейрут и часть Крита напрямую обложили данью. Вплоть до 1775 года островитяне сбывали награбленное в европейских портах и закупали там всё необходимое для эскадры Орлова и, конечно же, для себя. Но по условиям Кючук-Кайнаджирского мира, заключённого 10 июля 1774 года, Архипелажную губернию пришлось эвакуировать…

12 августа 1787 года султан Абдул Гамид I объявил войну России. Екатерина вновь решила послать в Средиземное море эскадру, в которую вошли 17 кораблей, 8 фрегатов и несколько малых судов, а также двенадцатитысячный десант. Командовал эскадрой адмирал Самуил Грейг. 

Увы, эскадра Грейга не смогла пройти дальше Копенгагена, поскольку шведский король Густав III объявил населению, будто русский флот нацелен на главную базу шведов, и начал войну против России. Матушка-Екатерина обозвала Густава «королём Фуфлыгой» и в сентябре 1788 года была вынуждена отправить эскадру Грейга блокировать Карлскруну.

Но и без эскадры Грейга в 1789 году в Восточном Средиземноморье шли интенсивные боевые действия. Султану пришлось держать там треть флота, остальные две трети сражались в Чёрном море с адмиралом Ушаковым. Так кто всё-таки в те далёкие годы воевал в Средиземке? Мальтийские пираты, нанятые Екатериной, а также эскадра майора русской армии Ламброса Качониса. И те, и другие, не имея военных судов, превратили в боевые корабли быстроходные торговые суда и успешно громили турок.

Иранский вариант

Но это дела давно минувших дней, а сегодня, с развитием техники, такой опыт разве применим?.. Впрочем, у иранских адмиралов из Корпуса стражей Исламской революции своё мнение. Уже не первых год, причём дешево и сердито, они с успехом переделывают большие сухогрузы в достаточно мощные боевые корабли. Так, ещё в 2017 году вступила в строй плавбаза КСИР. Изначально судно «Савиз» числилось сухогрузом большого водоизмещения, но когда его переоборудовали, получился корабль управления, способный нести на борту плавсредства разных классов, в том числе дистанционно управляемые морские дроны.

Ну а первым «многоцелевым судном» ВМС КСИР официально стал «Шахид Рудаки», вошедший в состав флота 20 ноября 2020 года. Западные СМИ предполагают, что это сухогруз «Галакси Ф» итальянской постройки, спущенный на воду в 1992 году. Водоизмещение «Шахида Рудаки» 120 тыс. тонн. Артиллерийское вооружение невелико - 23-мм автомат, но габариты судна позволяют установить практически что угодно. На палубе могут разместиться восемь контейнеров ПКР и ЗРК, шесть воздушных дронов Ababil-2, один вертолёт «Белл-412» и четыре морских дрона, для спуска которых предусмотрен специальный кран.

Судно ВМС КСИР «Шахид Рудаки».
© wikipedia.org
Судно ВМС КСИР «Шахид Рудаки».

Наиболее совершенная плавбаза «Макран» ВМС КСИР - это бывший нефтяной танкер «Халидже Фарс», переоборудованный в военный корабль на верфи ISOICO в Бендер-Аббасе. Иранские СМИ заявили, что водоизмещение «Макрана» составляет 120 тыс. тонн, а его размеры: 228 метров в длину, 42 метра в ширину и 21,5 метра в высоту. Автономность плавания - до трёх лет. На полётной палубе «Макрана» размещается до шести больших вертолётов, а в средней и кормовой частях - ЗРК и ПКР.

В случае полномасштабной войны плавбазы даже теоретически не смогут противостоять американским авианосным соединениям. Однако для рутинной войны с американскими «пиратами», захватывающими танкеры с иранской и российской нефтью, взрывающими газопроводы, направляющими к берегам других государств стаи морских дронов, специально переоборудованные плавбазы весьма эффективны. 

Русский опыт

Но вернёмся к отечественному флоту. К 1904 году русский военный флот по тоннажу был на третьем месте в мире. А русский торговый флот - на тридцать третьем. С той самой поры отечественные историки выясняют, почему русский флот погиб в Цусимском проливе. Ответ простой: по вине кайзера Вильгельма II… Это он, злодей, помог кузену Ники, отправив несколько десятков германских судов снабжения опекать 2-ю и 3-ю Тихоокеанские эскадры (кстати, в Цусимском сражении японцами был потоплен германский спасательный буксир «Роланд»). Без германских судов снабжения адмирал Зиновий Рожественский никогда бы не добрался до Цусимы, стало быть, и никакой цусимской трагедии не было бы - никакой «чёрной страницы» в истории русского флота. Так что всё из-за этого поганца Вильгельма…

Но это доказательство роли вспомогательного флота как бы наоборот. Есть и другие поучительные примеры. Только после начала перестройки профессора Военно-морской академии признали, что в июле 1942 года Севастополь пал из-за недостатка транспортных судов на Чёрном море. Формально так оно и было. Но есть и нюансы. В первые дни войны командующий Черноморским флотом адмирал Филипп Октябрьский поставил тысячи мин у Севастополя, на которых подорвались 12 советских судов и… ни одного германского. Кроме того, корабли вынуждены были, следуя за тральщиками, подходить к Севастополю со скоростью 3-4 узла. Какое раздолье для люфтваффе!

Но и это не всё: в ноябре-декабре 1941 года Октябрьский вывез из Севастополя большую часть боекомплекта 75-305-мм орудий и более половины боекомплекта зенитных орудий. А нарком ВМФ Николай Кузнецов в конце 1941 года приказал вывести с Чёрного моря через проливы свыше десяти лучших транспортных судов, которые могли бы снабжать осаждённый Севастополь. Туркам за проход заплачено было нефтью.

Пароход «Георгий Димитров», потопленный немецкой авиацией в Южной бухте Севастополя.
© waralbum.ru
Пароход «Георгий Димитров», потопленный немецкой авиацией в Южной бухте Севастополя.

После войны Сталин, Хрущёв и Брежнев наконец-то осознали значение «второй руки» флота. В 1945-1948 годах в строй были введены десятки трофейных и полученных по репарации судов. Это было важно, поскольку тогда, в годы первой послевоенной пятилетки, в нашей стране строили флот всего три завода: «Красное Сормово», Навашинский и Сретенский, а из зарубежных стран - предприятия Болгарии, Венгрии, Финляндии, КНР. В последующие годы к ним подключились Николаевский завод им. Носенко, Херсонский, Морской завод в Севастополе, Гороховецкий, Северодвинский, Хабаровский, Адмиралтейский и «Петрозавод» в Ленинграде и т.д. 

В сухом остатке

В 1971-1985 годах морской торговый флот страны интенсивно пополнялся и обновлялся. В этот период в состав флота ежегодно входило от 50 до 80 новых судов общим тоннажем от 0,7 до 1 млн тонн. В результате к концу 1985 года морской торговый флот Советского Союза, состоящий из 1800 судов общим тоннажем 22,3 млн тонн, занимал пятое место в мире среди развитых судоходных стран. А доля морского транспорта в перевозке внешнеторговых грузов с 1950 по 1985 год возросла с 27,7% до 53%.

При этом, что уже не секрет, советский торговый флот периодически выполнял и перевозки военных грузов. Например, в июле-октябре 1962 года в операции «Анадырь» было задействовано 85 грузовых и пассажирских судов, которые совершили 183 рейса на Кубу и обратно. Общая численность передислоцируемой тогда группы войск составила 50 874 человека личного состава и до 3000 человек гражданского персонала. Было перевезено свыше 230 тыс. тонн материально-технических средств. Кстати, без грандиозных перевозок вооружения и личного состава, осуществлённых советским торговым флотом в 1967 и 1973 годах, карта Ближнего Востока была бы сейчас совсем иной. 

Сотни раз советские торговые суда оказывали рутинную помощь нашим боевым кораблям. Кончается топливо, а военный танкер далеко. Просят заправить проходящий танкер Совторгфлота - отказов никогда не поступало. Последить за американским авианосным соединением - всегда пожалуйста. Особо важно это было, например, в узкостях Средиземного моря, перекрываемых территориальными водами стран НАТО. Боевым кораблям туда ход заказан, а «купцу» - можно.

Но в 1991 году произошла катастрофа великой державы, пострадал и её торговый флот. Пароходства со всеми структурными предприятиями (порты, заводы и т.д.), ранее входившими в состав союзной отрасли, отошли под юрисдикцию соответствующих независимых государств.

«Альметьевск» принимал участие в операции «Анадырь».
© РИА Новости
«Альметьевск» принимал участие в операции «Анадырь».

При разделе флота СССР Россия из 1745 судов получила только 790. Почти тысяча судов отошли прибалтийским государствам, Украине и Грузии. На Балтийском море Россия после раздела лишилась большей части рефрижераторного, балкерного, пассажирского и всего танкерного флота. В результате у Российской Федерации вместо 17 пароходств, входивших в состав Министерства морского флота СССР, осталось десять.

При этом не надо забывать, что все отданные суда были построены за счёт союзного бюджета, то есть примерно на 90% за счёт РСФСР, а не какой-нибудь там Латвии или Грузии. Кстати, отнятые у России «незалежным» гособразованиям, как оказалось, нужны не были, поэтому свыше 90% доставшегося им торгового флота «братские республики» толкнули на Запад до демпинговых цен.

В связи с распадом отрасли Россия потеряла ещё и добрую половину морских портов, а оставшиеся 40 портов способны были обеспечить лишь 63% необходимого стране грузооборота. На Чёрном море больше половины портов и торгового флота оказались, естественно, на Украине. На территории России остались только два порта с ограниченными пропускными возможностями - Новороссийский и Туапсинский. Тогда как за пределами РФ остались мощнейшие черноморско-азовские и придунайские порты, обеспечивающие беспрепятственный доступ к водному пути Центральной Европы по каналу Дунай - Майн - Рейн. Положение усугубилось ещё и позицией Турции с её стремлением ограничить свободу судоходства через Черноморские проливы, в первую очередь для крупнотоннажных танкеров.

Но самое тяжёлое положение сложилось на Балтийском море. Из восьми крупнейших портов пять оказались в странах Балтии: Таллин, Рига, Вентспилс, Клайпеда, Лиепая. Причём это были высоко специализированные порты, через которые до сих пор идут транзитные перевозки. По подсчётам экономистов, только за транспортировку и переработку российских грузов, поступающих в порты Прибалтики, Российская Федерация выплачивала в 1995-2014 годах от 800 млн до 1,5 млрд долларов ежегодно.

Сейчас США и страны НАТО приняли несколько пакетов санкций, которые буквально душат российскую морскую торговлю. Тут и запреты на заход российских судов в западные порты, и отказ от страховок… Надо ли говорить, что если бы в 1985 году Запад ввёл бы такую же систему санкций, то это вызвало бы всеобщий смех от Кремля до очередей за пивом? Но сейчас совсем другая ситуация.

Сухогруз «Холмогоры» совершил первый рейс из Санкт-Петербурга, доставив в Калининград металлоконструкции, июнь 2022 г.
© РИА Новости
Сухогруз «Холмогоры» совершил первый рейс из Санкт-Петербурга, доставив в Калининград металлоконструкции, июнь 2022 г.

Так как же быть? Во-первых, давно было пора создать отечественную систему страхования наших торговых судов. Во-вторых, надо активно покупать и интенсивно строить свои суда. А на судах с особо ценным грузом размещать вооружённую охрану - это, как показал опыт, хорошо помогает как от сомалийских пиратов, так и от любых других. А главное, неплохо было бы предупредить кого следует: в случае захвата российского судна в нейтральных водах пиратский корабль будет потоплен.

А если по каким-то причинам сделать это будет затруднительно, можно в ответ захватить торговое или пассажирское судно государства, совершившего акт пиратства. Как, например, поступает Иран. И что примечательно: сразу всё возвращают.

Предвижу возражение: США и НАТО, дескать, обладают абсолютным превосходством на море. Святая правда. Но в самой же Америке на сей счёт есть пословица: «Бог создал людей сильными и слабыми, а полковник Кольт уравнял их всех». Так на суше. А на море та же мысль звучит несколько иначе: академик Игорь Курчатов уравнял ракетный катер с самым большим авианосцем США, в результате даже килотонная специальная боевая часть способна отправить авианосец на дно менее чем за минуту.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама