Никто не хочет воевать, но все собираются
Едва ХАМАС и Израиль начали переговоры о временном прекращении огня, а в определённых кругах уже выстраивали предположения, что будет потом. Вариантов по большому счёту немного. Например, Израиль (на то и временная договорённость) обещал продолжить военную операцию в Газе, уже в южном секторе, а исламский мир по-прежнему не исключает расширение боевых действий.
Именно к такому варианту, судя по всему, и готовился глобальный центр принятия решений в Вашингтоне, откуда, собственно говоря, и исходит постоянная угроза современному миру. И всё потому, что именно нынешнее американское правительство (и официальное в лице администрации Байдена, и так называемое deep state) в первую очередь заинтересовано в постоянном мировом хаосе. А Ближний Восток - это очень удобная точка приложения сил.
Вот только силы у США не те, что прежде…
Демократические посланцы с ракетами
Ещё толком ничего не началось, а координатор стратегических коммуникаций в Совете национальной безопасности Белого дома Джон Кирби оповестил страны и континенты, что их «субмарина "Огайо" прошла по Суэцкому каналу в зону ответственности Центрального командования США», то есть на Ближний Восток. И добавил для полной ясности: Вашингтон, дескать, и в дальнейшем будет делать шаги для корректировки своих сил в этом регионе «с целью защитить американский военный контингент в регионе конфликта». Иначе говоря, для защиты своего колониального контингента, разбросанного, как известно, по всему миру.
Для понимания уточним, что эта АПЛ не имеет ничего общего с исследовательскими подводными аппаратами Жака Кусто, это совсем другой «компот». В настоящий момент ВМС США располагают четырьмя подводными лодками класса «Огайо», которые были переоборудованы с баллистических на стрельбу крылатыми ракетами «Томагавк», по 154 штуки на борту. И это не просто «экспонаты», лодки уже прошли боевое крещение. Например, в марте 2011 года АПЛ «Флорида» выпустила около сотни «Томагавков» по целям в Ливии.
Как известно, в ближневосточных краях уже несут боевое дежурство две авианосные ударные группы и десантный корабль. Но отправка подводного ракетного крейсера даёт основания предположить, что США готовятся к развитию событий.
Иранский фактор
Американцам не рады нигде, на Ближнем Востоке, залитом кровью с их лёгкой руки, особенно. После нападения 7 октября ХАМАС на Израиль это проявилось ещё отчётливее. Спустя месяц пресс-секретарь Пентагона Сабрина Сингх сообщила, что в результате 46 нападений на американские силы в Ираке и Сирии число раненых американских военных составило 53 человека. А атака 25 октября в Эрбиле, на севере Ирака, могла иметь и вовсе катастрофические последствия, если бы сдетонировал боезаряд беспилотника, упавшего на американскую казарму.
Априори США возложили ответственность за эти нападения на проиранское ополчение. Но как-то уж слишком куртуазно. Американские официальные лица заявляют, что Иран непосредственно не руководит этими боевыми структурами, но будто бы несёт ответственность за их финансирование, вооружение и подготовку. «Чего мы хотим, так это чтобы Иран предпринял очень конкретные действия, чтобы заставить своих ополченцев и доверенных лиц отступить», - пояснил представитель Пентагона.
В свою очередь министр обороны США Ллойд Остин заявил, что в ответ на атаки военных баз в Ираке и Сирии по указанию президента США Джо Байдена, «были нанесены удары по двум объектам на востоке Сирии, которые используются Корпусом стражей исламской революции Ирана (КСИР) и связанными с ним группировками». Собственно говоря, так оно и было.
Позже, комментируя ситуацию, Джон Кирби именно Иран назвал «дестабилизирующим фактором в регионе», что даже с географической точки зрения выглядит весьма странно, поскольку Иран вполне себе ближневосточная страна, и большой вопрос, что забыли в этом регионе США?
Тем не менее «громкоговорящий Кирби» утверждает, будто именно Иран и только Иран мутит воду на Ближнем Востоке, а США всего лишь защищают своего стратегического союзника Израиль. На самом деле «одиночество» Ирана слишком преувеличено. К слову, есть ещё Йемен, где власть перешла к хуситам, объявившим войну Израилю и начавшим обстрел израильской территории баллистическими ракетами. Они же сбили разведывательно-ударный американский беспилотник MQ-9 Reaper. Отметим, что это очень дорогая «игрушка» и в какой-то мере даже символ Америки.
Стоит напомнить, что в 2019 году, когда иранцы сбили такой же БПЛА, Пентагон разработал план ударов по Ирану. Самолёты уже были готовы к вылету, однако Дональд Трамп решил, что ответ за беспилотник не стоит человеческих жертв, в смысле - не только потерь в ходе проведения операции, но и человеческих жертв, если всё обернётся войной. Сегодня это ещё и опасение за репутацию Джо Байдена, которому война может перекрыть обратную дорогу в Белый дом.
Только поэтому (когда американцев по-настоящему волновали человеческие судьбы!) США пытаются удержать ситуацию от скатывания в полномасштабный региональный конфликт, на всякий случай любыми способами налаживая диалог с Тегераном. Как известно, глава Госдепартамента США Энтони Блинкен, занимаясь челночной дипломатией, уже посетил практически все страны региона. А после его посещения Багдада иракский премьер Мухаммед Шиа ас-Судани сразу же направился с визитом в Иран. Видимо, делиться мнениями.
Советник Белого дома по национальной безопасности Джейк Салливан в программе CBS News подтвердил, что у США действительно имеются частные контакты с Ираном, позволяющие прояснять некоторые вопросы. Никто не сомневается и в том, что министр иностранных дел Ирана Хосейн Амир Абдоллахиян, побывавший в конце октября в Нью-Йорке, обсуждал палестино-израильский конфликт не только на площадке Генассамблеи ООН.
Безусловно, были к нему и специальные «подходы». Примерно в это же время на слушаниях в конгрессе госсекретарь США Энтони Блинкен отказался дать обещание, что Вашингтон не возобновит переговоры с Тегераном по его ядерной программе, по его словам, предыдущая администрация Белого дома допустила ошибку, выйдя из ядерной сделки с Ираном.
В этой связи обращают на себя внимание слова лидера политической партии и военизированной организации «Хезболла» Хасана Насраллы, который заявил, что ХАМАС и «Хезболла» действуют независимо от Тегерана. Дескать, они сами по себе, и американские корабли в Средиземном море никого не пугают: если начнётся полномасштабная война в регионе, то от «этого флота не будет никакой пользы», так как имеется адекватный ответ. Например, агентство Reuters утверждает, будто в распоряжении «Хезболлы» имеются противокорабельные ракеты П-800 «Яхонт». Если так, тогда конечно…
С «осью» наперевес
Впрочем, рассуждая о перспективах начала полномасштабной войны на Ближнем Востоке с участием США, нужно учитывать не только позицию Белого Дома. Очевидно, что администрация Джо Байдена уже столкнулась с негативными последствиями безоговорочной поддержки Израиля. «Джо Байден поддержал геноцид палестинского народа. Американский народ этого не забудет. Байден, поддержи прекращение огня сейчас или не рассчитывай на нас в 2024 году», - заявила конгрессвумен-демократ от штата Мичиган Рашида Тлаиб, представитель прогрессивного крыла Демпартии США, имеющего широкую популярность у молодёжи.
По опросам, электорат моложе 35 лет теперь будет голосовать за Дональда Трампа, а не за Джо Байдена. Кроме того, часть чиновников Госдепартамента США открыто выступила против поддержки Израиля, аналогичное заявление сделали около сотни сотрудников Агентства США по международному развитию. На этом же фоне, в американском политикуме, заметно снизилась поддержка киевского режима. В общем, достаточно аргументов для Белого дома, чтобы остановить палестино-израильский конфликт как можно быстрее.
Но присутствуют в американской политике и неоконы, за которыми стоят лоббисты военных компаний. Уже на следующей день после атаки ХАМАС на Израиль, сенатор от Республиканской партии Линдси Грэм заявил, что США должны нанести удары по иранским нефтеперерабатывающим заводам в случае, если движение «Хезболла» атакует Израиль.
Что в голове у президента Байдена, он и сам, пожалуй, не в состоянии изложить. И, видимо, не обошлось без «суфлёра», когда он, объявляя о запросе к конгрессу на финансирование Украины и Израиля, поставил в один ряд Иран, ХАМАС, Россию и Северную Корею. Хоть эта речь и была направлена на внутреннюю аудиторию, она спровоцировала в американских аналитических кругах дискуссии о новой «оси зла». При этом делаются выводы, будто все действия России и Ирана скоординированы и что Китай получает выгоду от разрушения инициативы Запада по созданию экономического коридора из Индии в Европу через Ближний Восток.
А дальше пошла сплошная конспирология. Помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Джеймс О’Брайен заявил: дескать, президент России рассматривает ХАМАС как способ отвлечь США и ослабить выстроенную против него коалицию. Якобы нежелание Владимира Путина оказать давление на ХАМАС «доказывает, что он предпочитает смотреть, как нас отвлекают этим боем, что ХАМАС для него - второй фронт против нас», - сказал О’Брайен.
И тут возникает сразу же масса вопросов. А США и НАТО, развязавшие столько войн по всему миру, это не ось зла? Второй вопрос: с какой стати Москва должна по первой команде подыгрывать Вашингтону, который воюет против нас на Украине? И потом, мы можем поддерживать нормальные отношения с государствами, которые, что называется, пуповиной соединены с США, но кто сказал, что друзья Америки всегда и наши друзья?..
Кроме того, надо учитывать, что в мире есть силы, способные «вилять» Америкой, как хвостом. И надо быть отъявленными простаками, чтобы этого не видеть. Впрочем, сегодня Америкой виляет не только Израиль, но и сама Америка, у которой на носу кризис и президентские выборы.