Демонстрация перед Национальным конгрессом против политики перестройки Хавьера Милея в Аргентине, 21 декабря 2023 г.

Милею осталось только сказать: «Долой демократию!»

В Аргентине случилось то, о чём твердил её новый президент Хавьер Милей ещё в ходе избирательной кампании. Страна в шоке от объявленных им финансово-экономических мер
Реклама
Милею осталось только сказать: «Долой демократию!»
© globallookpress.com
Демонстрация перед Национальным конгрессом против политики перестройки Хавьера Милея в Аргентине, 21 декабря 2023 г.
Читайте нас на: 

С места в карьер

Аргентина пошла вразнос. То, что предпринял президент Аргентины Хавьер Милей, можно сравнить с национальным самоубийством под видом «лечения». Он объявил «чрезвычайное положение в экономической, финансовой, налоговой, административной, страховой, тарифной, медицинской и социальной сферах до 31 декабря 2025 года». Одновременно он подписал указ о полном дерегулировании экономики.

В нём предусмотрено 360 реформ, связанных с денационализацией всех госпредприятий и полного прекращение какого бы то ни было вмешательства государства в экономику, с высвобождением «творческой инициативы» бизнеса и, главное, с прекращением основных социальных обязательств государства. Все социальные программы пошли под нож, лишившись 20 млрд долларов государственных ассигнований.

Чрезвычайное положение позволит исполнительной власти посредством делегированных ей полномочий уже сейчас предпринимать определённые шаги, которые потом должны быть одобрены Конгрессом. Милей сообщил о решении созвать внеочередную парламентскую сессию, чтобы рассмотреть его указ о реформах экономики. «Мы попросим Конгресс помочь нам добиться перемен, в пользу которых сделало выбор общество в условиях кризиса, требующего неотложных действий», - сказал Милей, обращаясь к нации из президентского дворца. «Депутатам придётся выбирать между тем, чтобы быть частью перемен или помешать самому амбициозному процессу реформ за последние 40 лет, чтобы Аргентина снова стала мировой державой», - пригрозил Милей.

У партии Милея «Свобода наступает» нет парламентского большинства. Между тем ранее в поддержку Милея выступали правые силы из коалиции «Вместе за перемены», возглавляемые бывшим правым президентом Маурисио Макри, который наряду с Милеем настроен крайне оппозиционно к социалистам, потерпевшим неудачу в ходе последних президентских выборов. Так что у Милея есть все шансы получить поддержку парламента и приступить к «шоковой терапии» в отношении аргентинской экономики и самих аргентинцев. 

Развал государства

«Мы подписали чрезвычайный указ, чтобы начать разбирать этот репрессивный институциональный правовой каркас, который разрушает нашу страну», - сказал Милей в обращении к нации. Но кто и что разрушает? Даже либеральная испанская газета El País пишет, что «Милей официально инициировал распад аргентинского государства».

Речь в указе идёт, в частности, о полной приватизации всех государственных компаний, таких, например, как нефтегазовая компания YPF и национальный авиаперевозчик Aerolíneas Argentinas. Все государственные компании объявлены акционерными обществами, акции которых будут выставлены на продажу. Отменено всё законодательство, которое препятствует приватизации государственных предприятий. Как отмечает аргентинская газета La Nación, Милей представил «мегадекрет, который… направлен на дерегулирование рынков, стимулирование конкуренции, упрощение отношений между частными лицами и государством. Речь идёт о более чем 300 инициативах, которые, несомненно, будут противоречить различным интересам бизнеса и профсоюзов».

Система здравоохранения претерпит серьёзные изменения. Медицина станет бизнесом. Это означает, что лечение будет недоступным для большинства аргентинцев. Отменены законы, которые обязывали компании гарантировать внутренние поставки продуктов питания, а супермаркеты - устанавливать более низкие цены на товары первой необходимости.

Милей, как только занял пост президента, сразу девальвировал в два раза национальную валюту, что привело к соответствующему понижению покупательной способности жителей страны. Теперь же, когда цены и вовсе отпущены, многие продовольственные товары будут просто не доступны большинству аргентинцев.

При этом Милей отменил закон, запрещающий арендодателям повышение арендной платы чаще одного раза в полугодие. Соответственно, многих аргентинцев наряду с недоступностью цен на продовольствие ждёт ещё и потеря жилья. Ни крыши над головой, ни еды, ни доступного лечения. Это и есть тот шок, обещанный народу Милеем, который получил поддержку 56% аргентинцев за то, что в целях борьбы с инфляцией выступал за минимальное вмешательство государства в экономику, за упразднение Центробанка и приватизацию госкомпаний.

Открытый рынок

Указ Милея открывает защищённый до сего дня аргентинский рынок для всего мира, устраняя многие правила, которые препятствовали импорту и экспорту. El País отмечает в этой связи, что аргентинская промышленность, которая в течение многих лет была защищена государством, станет одним из наиболее пострадавших секторов, как это уже произошло во время неолиберального десятилетия президента Карлоса Менема (1989-1999 гг.).

Рабочий визит в СССР Президента Аргентинской Республики Карлоса Менема (слева), 1990 г.
© РИА Новости
Рабочий визит в СССР Президента Аргентинской Республики Карлоса Менема (слева), 1990 г.

Одной из главных целей Милея является дерегулирование аргентинского рынка труда.

До сего момента поддерживались очень выгодные правила для работников, нанятых официально по трудовому соглашению. По некоторым данным, они составляют 30% от общего числа занятых в Аргентине. Теперь же работодатель будет иметь больше прав и возможностей оказывать давление на работника, и вот как: минимальный испытательный срок для работника повышается с трёх до восьми месяцев, сам испытательный срок может быть продлён на неопределённое время, а работодатель сможет прекратить отношения с работником в течение этого периода «без объяснения причин и без компенсации».

Причём указ Милея затрагивает те аспекты трудового законодательства, которые не требуют прохождения через Конгресс. Внесён полный дисбаланс в трудовые отношения в пользу работодателя.

Иностранцы скупят землю

На фоне резкого ухудшения социально-экономического положения большинства населения весьма экстравагантно выглядит решение президента о том, что теперь иностранцы не будут иметь ограничений на покупку земли в Аргентине. То есть, и собственная земля тоже скоро уйдёт из-под ног аргентинцев, приобретать которую имеет возможность лишь малая толика из них. Можно не сомневаться, что этой ситуацией воспользуются те же американцы, которые не зарабатывают, а печатают тот самый доллар, которым Мелей собирается заменить аргентинский песо «с целью обуздания инфляции».

Несомненным является и то, что идею о беспрепятственной продаже земли иностранцам Мелею подсказали американцы. Аргентина, как и соседние Чили и Боливия, является кладезем полезных ископаемых. Страна богата запасами урановых, марганцевых, медных, свинцово-цинковых, вольфрамовых и железных руд, а также бериллием. По запасам урановых руд Аргентина входит в десятку ведущих стран мира и является четвёртым мировым производителем лития - стратегического сырья в современную IT-эпоху.

Не надо объяснять, что, прикупив соответствующий участок аргентинской территории, любая корпорация баснословно обогатится в самый короткий срок.

Кроме того, решение о свободной продаже земли привлекает особое внимание в связи с тем, что упомянутый экс-президент Аргентины Маурисио Макри (глава государства с 2015 по 2019 гг.) во время своего пребывания у власти в обход парламента вёл переговоры с США о размещении в Аргентине трёх американских военных баз.

Одна из них должна была бы располагаться в северной провинции Мисьонес, на стыке границ с Парагваем и Бразилией. Вторая - в центральной провинции Неукен, где находятся гигантские запасы сланцевого газа. Для третьей американской базы было присмотрено местечко на Огненной Земле, откуда США могли бы легко контролировать судоходство в стратегически важном Магеллановом проливе.

Патрисия Буллрич (справа) на митинге Милея.
© globallookpress.com
Патрисия Буллрич (справа) на митинге Милея.

Переговоры с американцами от имени президента Макри вела, кстати, экс-министр внутренней безопасности Патрисия Буллрич, которая занимает теперь ту же должность в правительстве президента Милея. Тогда, при президенте Макри, переговоры застопорились ввиду того, что Макри потерял власть. Сейчас есть все основания полагать, что американцы просто купят нужные им куски территории Аргентины для военных задач и для разработки полезных ископаемых. Милей, который объявил, что в своей внешней политике будет ориентироваться на США, на то и поставлен, чтобы не мешать Штатам грабить Аргентину.

Будут ли репрессии?

В Аргентине уже начались массовые акции протеста в связи с указом Милея. Новый министр внутренней безопасности Аргентины Патрисия Буллрич обещала применять «нулевую терпимость» в отношении любого уличного проявления народного недовольства. Это сильно настораживает, поскольку Аргентина - очень поляризованное общество. Профсоюзы и влиятельные организации страны готовы противостоять на улицах любому ограничению прав. И как до сих пор существовавшая свобода манифестаций будет сопрягаться с намерением властей подавлять её - не ясно.

Оппозиция резко осудила указ президента Милея, направленный на то, чтобы в одночасье превратить Аргентину в либеральное государство. Одним из самых критических голосов был голос губернатора провинции Буэнос-Айрес Акселя Кисильофа: «Милей намеревается всё приватизировать, всё отменить, дерегулировать, уничтожить права трудящихся, уничтожить целые отрасли производства, разграбить футбольные клубы и наследие аргентинцев. И всё это в обход Конгресса… Милею осталось только сказать - долой демократию».

Состояние полураспада

Не надо забывать, что Милей - это продукт американских политтехнологий. Он приведён к власти исключительно для того, чтобы не допустить Аргентину в БРИКС и чтобы эта страна не создала совместно с Бразилией форпост БРИКС в Латинской Америке. И чем сильнее аргентинцы погрузятся в экономический ад, который им готовит Милей, тем меньше у страны будет возможностей думать о таких геостратегических вещах, как БРИКС. В этом и есть задумка тех, кто стоит за сумасбродным Милеем.

Похоже, аргентинцы, уже ощутив страх перед будущим, которое готовит Милей, не готовы к такому повороту событий.

При этом надо понимать, что Милей и стоящие за ним политтехнологи адресовали свою пропаганду прежде всего молодёжи - той части населения, которая у всех народов и во все времена хочет радикальных перемен, которая имеет наименьший доход по сравнению со среднестатистическим и практически не имеет возможности встать у руля серьёзного бизнеса или некой госструктуры, не говоря уже о руководстве государством.

Вся пропаганда Милея сосредоточилась в соцсетях, то есть там, где «живёт» молодёжь. Милей соблазнял не старшее поколение аргентинцев, а молодых людей. 

Основной электорат нового главы Аргентины - молодёжь.
© globallookpress.com
Основной электорат нового главы Аргентины - молодёжь.

Надо учитывать ещё и то, что в странах Латинской Америки иная демографическая картина, нежели в Европе. Соотношение молодого поколения и людей старшего возраста, уже имеющих жизненный опыт, там в пользу первых. Именно поэтому молодёжь была выбрана стоящими за Милеем политтехнологами в качестве объекта точечной рекламы в расчёте на то, что она станет электоральной базой Милея. Именно молодёжи Милей адресовал своё послание о «касте» - так он называл и правых, и левых, которые, мол, захватили власть, меняя друг друга в президентском дворце и не подпуская туда никого другого. Милей обещал молодым всё, сразу и прямо здесь. И это сработало.

Но в результате молодёжь, по понятным причинам, оказалась не готовой реально оценить ту «пургу», которую в ходе избирательной кампании нёс Милей. Своим большинством молодые аргентинцы избрали Милея и ввергли страну в хаос. Это, кстати, философский урок всем. Если б молодость знала, если б старость могла… Аргентинская молодёжь мало что знала, выбирая Милея. А зрелые аргентинцы, которые голосовали за социальную политику перонистов, оказались просто в демографическом меньшинстве. Последние были абсолютно правы в том, что многолетние финансово-экономические проблемы Аргентины (как и многих других стран Латинской Америки), созданные Международным валютным фондом, неразрешимы ни при либералах, ни при социалистах. Они не были решены - при всех усилиях множества правительств, в том числе либеральных, в течение многих десятилетий. И уже тем более наскоком не решит их Милей. Но ввергнет страну в хаос.

Аргентине грозит, как минимум, сильная социальная нестабильность. А по большому счёту Аргентина встала на путь, ведущий к общенациональному бунту. Потому что та же молодёжь быстрее готова взяться за булыжник, чем старшее поколение. И опять же, на то и расчёт американцев. Чем больше внутренних настроений в Аргентине, тем меньше её правительство и народ думает о каких-то геополитических вопросах типа БРИКС. Да и страны БРИКС уже сильно подумают, нужна ли им Аргентина в состоянии полураспада.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама