От «Кузькина отца» не спрятаться, не скрыться
© РИА Новости
Истребитель-бомбардировщик Су-34 ВКС РФ в зоне проведения спецоперации.

От «Кузькина отца» не спрятаться, не скрыться

Отечественные конструкторы разработали не только самые мощные в мире авиабомбы, но и такие, которые способны избирательно поражать боевую технику и оборонительные объекты неприятеля
20 февраля 2023, 12:57
Реклама
От «Кузькина отца» не спрятаться, не скрыться
© РИА Новости
Истребитель-бомбардировщик Су-34 ВКС РФ в зоне проведения спецоперации.
Читайте нас на: 

В свободном падении

Впервые авиационные бомбы применили итальянцы в Итало-турецкой войне 1911-1912 годов.  С того времени до испытания в сентябре 2007 году самой мощной бомбы в мире, не считая ядерных, прошло около 100 лет. В России первые авиационные бомбы разработаны в 1909-1914 годах. Система авиационных бомб конструктора В.В. Орановского состояла из 4 осколочных авиационных бомб массой от 8 до 80 кг и фугасных авиационных бомб массой от 4 до 640 кг. В 1916 году система авиационных бомб дополнена зажигательной бомбой конструкции полковника А. Яковлева.

Итальянский бомбардировщик Caproni Ca 3 времён Первой мировой войны.
© flickr.com/153452802@N02
Итальянский бомбардировщик Caproni Ca 3 времён Первой мировой войны.

В России появились не только мощные бомбы, но и их носители - четырёхмоторные бомбардировщики «Илья Муромец», которые как раз и могли брать на борт бомбы весом 640 кг. В конце Первой мировой войны тяжёлые бомбардировщики стран Западной Европы поднимали одну или даже несколько бомб по 1000 кг каждая. Первоначально бомбы выбрасывали вручную, потом их стали подвешивать на специальных держателях в фюзеляжах или под самолётом. Сброс в этом случае производился через бомболюки. Внутренняя подвеска бомб впервые осуществлена на самолётах «Илья Муромец». А в 1916 году в России был сконструирован электросбрасыватель.

В годы Великой Отечественной войны советские ВВС широко применяли ПТАБ-­2,5­-1,5 калибра - самую массовую авиационную бомбу СССР, ФАБ­-100 - основную советскую авиабомбу и наиболее мощную и тяжёлую бомбу периода войны - ФАБ­-5000. Носителем нового мощного боеприпаса стал бомбардировщик Пе-8.

29 апреля 1943 года первые серийные бомбы были сброшены на береговые укрепления Восточной Пруссии летчиками 45-й дивизии АДД с Пе-8 4М-30. Эффект от взрыва был близок к ожидаемому. В конце мая ФАБ-5000 была сброшена на сосредоточение германских войск в районе Могилёва, а в июле ФАБ-5000 применили в ходе начавшейся Курской битвы. Последние удары ФАБ-5000 приняли на себя уже форты крепости Кёнигсберг 7 апреля 1945 года.

Внушительной номенклатурой фугасных бомб в годы Второй мировой войны располагала американская авиация. В 1945 году в США была принята на вооружение тяжёлая 4000­-фунтовая бомба М63. Вес её составлял 1758 кг, длина - 2096 мм, диаметр - 457 мм. Бомба содержала 147 кг пикрата аммония. Сброшенная с высоты 6100 метров М63 могла пробить горизонтальную броню толщиной до 305 мм. Это был наиболее крупный серийный авиационный боеприпас ВВС США, используемый в годы Второй мировой войны.

Подготовка бомбардировщика Пе-2 к вылету на полевом аэродроме Черноморского флота. На переднем плане видны фугасные авиабомбы ФАБ-100 и ФАБ-250, 1943 г.
© waralbum.ru
Подготовка бомбардировщика Пе-2 к вылету на полевом аэродроме Черноморского флота. На переднем плане видны фугасные авиабомбы ФАБ-100 и ФАБ-250, 1943 г.

Совершенствование авиационного оружия продолжилось и в послевоенное время. В конце 1940 годов на вооружение в СССР были приняты несколько типов фугасных авиационных бомб калибра 100, 250, 500, 1500, 3000, 5000 и 9000 кг, предназначавшиеся в основном для ударов по крупным морским и сухопутным целям. ФАБ-3000М-46 и ФАБ-3000М-54 содержали по 1400 и 1387 кг тротила. Затем «встали в боевой строй» фугасные бомбы больших калибров.

Наиболее тяжёлыми (вместе с бронебойной БрАБ-­9000) и самыми мощными неядерными авиационными бомбами в СССР считались ФАБ-­9000М - ФАБ­-9000М-­50 и более совершенная - ФАБ-9000М-54, полный вес последней составлял 9407 кг, снаряжена она была 4297 кг тротила. Бомба предназначалась для поражения военно-промышленных сооружений и фабрично-заводских зданий, судов на стоянках. Наибольший эффект достигался при бомбометании с высот до 16 000 м при скорости полёта до 1200 км/ч. Её носителями были бомбардировщики Ту-95, Ту-16, Ту-22, 3М и М4.

Тяжёлые фугасные бомбы довольно интенсивно применялись в Афганской войне - против сильно укреплённых огневых позиций моджахедов. Есть и такие сведения. Только за три месяца 1988 года бомбардировщики Ту-16 сбросили 289 бомб ФАБ-9000М-54. Эффективность увеличивалась при сбросе бомб в небольшие ущелья, которые буквально «складывались» от удара такой мощности.

Тротиловые тяжеловесы

Отметим, что наша держава никогда не инициировала гонку вооружений, но никогда ни в чём не уступала вероятным противникам. Даже когда в 2003 году в США была разработана бомба GBU­43/B - «Мать всех бомб», которая некоторое время считалась самой мощной неядерной авиа­ционной бомбой в мире (масса взрывчатого вещества - 8480 кг). В ответ в России была создана управляемая авиабомба, получившая неофициальное название «Отец всех бомб» или «Кузькин отец» (весом 9500 кг). Американцы ответили управляемой авиационной бомбой GBU-57 (13 609 кг) - Massive Ordnance Penetrator («Массивный боеприпас-взламыватель»), способной перед взрывом проникать в землю на глубину до 61 метра или пробивать до 19 метров армированного бетона. Однако позже в Пентагоне признали, что GBU-57 недостаточно мощна для этих целей, и в январе 2013 года было объявлено о модернизации её конструкции. К 2018 году провели четвёртую модернизацию боеприпаса.

Первая самая мощная неядерная авиа­ционная бомба GBU-43/B (MOAB), также известная как «Мать всех бомб».
© flickr.com/dcgoode
Первая самая мощная неядерная авиа­ционная бомба GBU-43/B (MOAB), также известная как «Мать всех бомб».

Российской Федерации ничего не оставалось, как продолжить начатые в СССР конструкторские работы по авиационному вооружению, в том числе по авиабомбам. В сентябре 2007 года было проведено испытание авиационной бомбы объёмно-детонирующего взрыва ОДАБ-­9000 - это тот самый «Кузькин отец». По информации СМИ, теперь эта бомба считается наиболее мощным неядерным боеприпасом в мире (44 000 кг тротилового эквивалента). По сравнению с американским аналогом ОДАБ-­9000 меньше весом, но из-за использования нанотехнологий мощнее в 4 раза и способна поразить в 20 раз большую площадь. Некоторые эксперты утверждают, что ОДАБ-­9000 по мощности не уступает тактическим ядерным боеприпасам.

Принцип работы вакуумной бомбы таков. Ещё в воздухе на определённом расстоянии от земли в бомбе срабатывает детонатор, он разрушает корпус бомбы и распыляет над территорией противника взрывчатое вещество в виде аэрозольного облака, которое смешивается с кислородом и начинает проникать буквально повсюду - в открытые окна, подвалы, бункеры, боевую технику. Как только облако достигает определённых размеров, срабатывает второй детонатор, и смесь из ВВ и кислорода мгновенно взрывается. Наибольший ущерб наносят сверхзвуковая ударная волна и высочайшие температуры.

В управляемом полёте

Фугасные авиационные бомбы (ФАБ), осколочно-фугасные (ОФБ), бетонобойные (БетАБ), бронебойные (БрАБ) относят к свободнопадающим авиабомбам. Для их применения бомбардировщик должен подойти к цели, и возникают трудности, которые, впрочем, преодолимы - сначала из строя выводятся системы ПВО противника, и только потом наносится бомбовый удар.

Но можно бомбить и не входя в зону действия зенитных ракетных комплексов противника. Эту проблему в ВКС России решили достаточно давно. В 1975 году на вооружение фронтовой авиации поступила корректируемая авиационная бомба КАБ-500Л с лазерной головкой наведения, а вскоре появился корректируемый вариант - КАБ-500Кр.

Корректируемая авиационная бомба КАБ-500Л с лазерной головкой наведения.
© wikipedia.org/Vitaly V. Kuzmin
Корректируемая авиационная бомба КАБ-500Л с лазерной головкой наведения.

Оснащённая лазерной головкой самонаведения КАБ-500Л наводится на цель по отражённому лазерному излучению системы лазерного целеуказания. Её основное предназначение - поражение наземных и надводных стационарных целей. Лазерная система наведения позволяет поражать движущиеся цели, но требует наличия на самолёте оборудования «захвата цели» с непрерывной подсветкой лазером.

Свои особенности в применении имеет КАБ-500Кр с телевизионным каналом управления. Способная поражать неподвижные наземные и надводные малоразмерные прочные цели типа железобетонных укрытий, взлётно-посадочных полос, железнодорожных и шоссейных мостов, военно-промышленных объектов, кораблей и транспортных судов, бомба «видит» и замаскированные цели. И такой важный момент: КАБ-500Кр способна «запоминать» местонахождение цели и корректировать полёт до момента поражения, что соответствует принципу «выстрелил-забыл».

Отметим, что эти бомбы прошли испытания не только в полигонных условиях. Российские ВКС несколько раз применяли корректируемые бомбы в Сирии. Так, только за первый месяц операции лётчики на истребителях-бомбардировщиках Су-34 уничтожили, используя КАБ, более 200 боевиков и несколько полевых штабов.

Есть данные, что КАБ-500 успешно применялись и в ходе специальной военной операции на Украине. Весной прошлого года в Запорожье из строя был выведен важнейший командный пункт, причём в тот момент, когда там проводилось совещание командного состава частей ВСУ.

«Дрель» против «Абрамсов» и «Леопардов»

Официальные источники в российском ОПК сообщили, что в ближайшее время в российские ВКС должны поступить новейшие управляемые планирующие авиабомбы (УПАБ), которые могут сбрасываться с высоты до 15 км и поражать цели на расстоянии 50 км. Одной из таких новинок является ПТАБ «Дрель» - планирующая авиабомба, предназначенная для уничтожения танков, наземных РЛС и средств ПВО.

Планирующая авиационная бомба «Дрель».
© topwar.ru
Планирующая авиационная бомба «Дрель».

Причём, по заявлению разработчика (НПО «Базальт»), бомбу практически невозможно распознать на радарах. «Дрель» оснащена 15 самоприцеливающимися боевыми элементами, которые способны буквально пробуравить бронеобъекты противника - «Леопарды» это или «Абрамсы». На конечном участке траектории боевые элементы отделяются от самой бомбы и спускаются на парашютах, наводясь на цель при помощи радарных и инфракрасных сенсоров.

При этом специалисты утверждают, что высокоточную «Дрель» можно запрограммировать на конкретные цели - бронетехнику, ракетные и артиллерийские установки и т.д., что полностью исключит наведение на гражданские объекты. Это очень важно, поскольку с мирным украинским населением Россия не воюет.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама