Война на Украине: британский интерес
Побег с тонущего корабля
Согласно официальным данным, в июне 2016 года за выход из Евросоюза проголосовали 51% британцев. После чего тогдашний премьер-министр Дэвид Кэмерон объявил об уходе в отставку, а европейские средства массовой информации назвали результаты референдума «неожиданным решением народных масс». На самом деле это далеко не так: решение о брексите британские элиты вынашивали давно и предвидели экономические проблемы, которые должны были возникнуть после разрыва с континентальной Европой.
Но они видели и экономические проблемы в самой еврозоне, а также достаточно скептически относились к квалификации еврочиновников, чтобы рассчитывать на их способность разобраться с ситуацией. Дело в том, что Великобритания была одним из главных доноров в общий бюджет ЕС, и отвечать своими фунтами стерлингов за чью-то некомпетентность желания никакого не было. К тому времени британское руководство пришло к выводу, что настал момент открыть новую веху в истории, что появился шанс уже в новом качестве возродить былую империю, над которой никогда не заходит солнце.
Как бы там ни было, а Великобритания является одним из центров англо-саксонского мира, а также продолжает нести, пусть и по традиции, определённую ответственность за четырнадцать заморских территорий. Именно в этот период в политический обиход Соединённого Королевства вернулось понятие «Глобальная Британия». И хотя премьер-министр Тереза Мэй, которая тогда занимала апартаменты на Даунинг-стрит, 10, была не в восторге от брексита, именно она, как англичанка до мозга костей, определила видение «Глобальной Британии» как страны, которая будет определять будущее с помощью вооружённых сил и разведки, способных обеспечить британские интересы в мире.
На уровне официальных документов концепт «Глобальной Британии» впервые прозвучал в меморандуме Министерства иностранных дел и по делам содружества в марте 2018 года. В частности, в меморандуме указывалось, что для успешной реализации проекта «Глобальная Британия» Туманному Альбиону необходимо обеспечить своё влияние в Северной Америке, Европе и Индо-Тихоокеанском регионе, как новой точке мирового роста.
В марте 2021 года, уже под руководством премьер-министра Бориса Джонсона, была опубликована новая стратегия под названием «Глобальная Британия в век конкуренции: комплексный обзор политики в сфере безопасности, обороны, развития и внешней политики», в котором Лондон определил главным своим союзником США.
Приоритетными направлениями деятельности указываются Индо-Тихоокеанский регион, Восточная Африка, Ближний Восток и Персидский залив. Причём значительная роль в продвижении британских интересов была придана «мягкой» силе и экономике, особенно торговле финансовыми услугами. А вот основой обеспечения стабильности и безопасности Великобритании была названа «активная вовлечённость в деятельность НАТО» и Объединённых экспедиционных сил - JEF.
Карманное НАТО
Самое интересное, что создание структуры JEF было провозглашено на саммите НАТО в Уэльсе в 2014 году, где союзники договорились организовать союзы стран на основании «концепции рамочных наций». Это такой формат, где страны НАТО делятся на небольшие группы по территориальному признаку, привлекая к сотрудничеству даже не участников альянса.
Предполагалось, что такие группы создаст Германия, Италия и Великобритания. Но почему-то только у Великобритании сразу оказался готовый концепт такого объединения - JEF. Поэтому прямо в декларации саммита НАТО указано, что именно под руководством Великобритании JEF будут представлять из себя «силы быстрого развёртывания, способные проводить весь спектр операций, включая военные операции высокой интенсивности».
А Соединённое Королевство в свою очередь обеспечивает командование и управление этой группировкой через постоянный штаб Объединённых сил (SJFHQ), базирующийся в Нортвуде. И уже в 2015 году Дания, Эстония, Латвия, Литва, Нидерланды и Норвегия подписали с Великобританией соглашение о вхождении в JEF, обязуясь поставить в рамках договорённостей до 10 тысяч военнослужащих.
Ну а в 2017 году к JEF примкнули условно нейтральные Швеция и Финляндия, в 2021 году - Исландия. Присоединение этих стран отнюдь не случайно, поскольку таким образом Великобритания реализует свою арктическую стратегию. В которой, в частности, говорится, что Арктика имеет решающее значение для интересов Великобритании, хотя она и не является арктическим государством, что, впрочем, не мешает ей решать свои задачи с помощью прочных связей со странами этого региона. В этом же году увидела свет политическая декларация JEF, где прямо указано, что для проведения операций и развёртывания сил не требуется консенсуса, а Великобритания после консультаций может организовывать мероприятия с участием одного или нескольких участников.
Проводить манёвры силы JEF начали с 2018 года. Уже в октябре 2021 года JEF провели штабные учения в Дании. Одно из последних мероприятий такого плана состоялось летом 2022 года, тогда отрабатывалось взаимодействие финских и британских ВВС.
Джентльмены играют в JEF
После начала специальной военной операции на Украине JEF начала действовать в оперативном режиме. Уже 14 марта 2022 года на встрече в загородном доме британского премьер-министра было принято решение совместно финансировать и координировать поставки вооружения Украине. Борис Джонсон тогда отметил, что JEF и предназначены для гибкого реагирования на непредвиденные обстоятельства, даже те, которые не соответствуют пороговому значению пятой статьи НАТО о коллективной безопасности.
В результате 9 из 10 стран JEF стали поставлять оружие Украине, в стороне осталась только Исландия, поскольку своей собственной армии не имеет. Кроме того, страны решили расширить программу комплексных учений и операций JEF на море, суше и в воздухе.
Повторная встреча стран JEF по поводу помощи Украине прошла в Латвии в декабре 2022 года с участием уже нового премьер-министра Великобритании Риши Сунака. Но стратегия не изменилась. Риши Сунак заявил, что страны JEF должны продолжать сосредотачиваться на «ослаблении обороноспособности России, её возможности пополнять запасы».
19 января 2023 года, по инициативе Великобритании, прошла встреча руководителей Эстонии, Польши, Латвии, Литвы, Дании, Нидерландов, а также представителей Чешской Республики и Словакии. Собравшиеся пообещали коллективно добиваться «беспрецедентных поставок военной техники Украине, включая основные боевые танки, тяжёлую артиллерию, средства противовоздушной обороны, боеприпасы». И призвали остальные страны Запада последовать их примеру.
При этом завидный «энтузиазм» Великобритании в противостоянии с Россией трудно переоценить. Например, в феврале 2023 года британская Daily Mail сообщила, что армия Великобритании уже осталась без тяжёлых самоходных артиллерийских установок, так как 30 САУ AS90 были поставлены Украине. Однако на Мюнхенской конференции по безопасности Риши Сунак прямым текстом заявил, что сокращение военных запасов стран Запада вполне приемлемо, так как, по его мнению, отданная Украине техника выполняет основную задачу - помогает ослабить армию России.
Вслед за Великобританией и другие страны JEF энергично опустошают свои арсеналы. Дания уже передала Украине все свои САУ Cesar французского производства. Латвия отправила Украине американские САУ Paladin, а теперь дело дошло даже до автомобилей, конфискованных у пьяных водителей.
По итогам 2022 года страны JEF выбились в лидеры по финансированию Украины в процентах от внутреннего валового продукта. Так, Эстония профинансировала Украину более чем на один процент ВВП. На втором месте Латвия - 0,93% ВВП, а замыкает тройку лидеров Польша - 0,5% ВВП. Великобритания расщедрилась на 0,26% ВВП, но по общему объёму финансирования Украины она занимает третье место после США и ЕС.
Лондон идёт ва-банк?
Вполне очевидно, что Великобритания в противостоянии с Россией на территории Украины пошла ва-банк. Лондон всегда был инициатором эскалационной спирали, первым начал поставлять Украине управляемые ракеты Brimstone, первым заявил о поставках тяжёлых танков Challenger 2. А руководитель британского парламентского комитета по обороне Тобиас Эллвуд, не стесняясь, говорит, что Великобритании следует перейти к военному положению и «необходимости встретиться с Россией лицом к лицу» на полях Украины.
Кстати, ещё за несколько дней до начала СВО, когда центральные СМИ Запада во всю трубили о скором начале боевых действий, Великобритания заключила тройственный союз с Украиной и Польшей. Украинская сторона даже попыталась представить это соглашение, как «НАТО на троих». Хотя из этого ничего не получилось, недальновидным такой шаг Великобритании назвать нельзя. Наоборот, совершенно очевидно, что Британия, обладающая предвидением, априори начала формировать более тесные связи со странами различных регионов, рассчитывая возглавить сеть таких союзов.
В общем, делает, что ей по плечу, поскольку обеспечить проекцию своей силы в Индо-Тихоокеанском регионе, мощи британских ВМС явно недостаточно. Без США AUKUS - союз Австралии, Великобритании и США - Британии явно не потянуть. Поэтому-то Великобритания и создаёт сеть собственных союзов, чтобы после ухода США из Европы, которое уже неизбежно, стать основным центром притяжения со своим «карманным НАТО».
Поэтому недооценивать возможности британской теневой и открытой дипломатии не стоит. Достаточно вспомнить, что после распада СССР в странах Прибалтики так и не появились национально ориентированные элиты, и всё потому, что правящая верхушка была заранее обработана в первую очередь «умельцами» из МИ-6 и другими «тихими» британцами и американцами. Даже в Казахстане советником президента Нурсултана Назарбаева был экс-премьер Великобритании Тони Блэр. И вот совсем недавно, в апреле 2022 года, Казахстан и Великобритания подписали план сотрудничества между оборонными ведомствами на 2022-2023 годы.
И вряд ли только этим дело кончится. Учитывая, насколько велики ставки для Великобритании на Украине, не стоит исключать вариант, что по инициативе Туманного Альбиона силы JEF в том или ином виде могут принять непосредственное участие в конфликте на Украине. Колониальные коалиции Лондон составлять умеет.