К встрече с англосаксонским филиалом НАТО Россия готова
На фоне украинских событий и искусственно нагнетаемой ситуации вокруг Тайваня, AUKUS - трёхсторонний военно-политический альянс США, Великобритании и Австралии оказался как бы в тени. Но это только на первый взгляд. Для России и Китая эта тема по-прежнему актуальна, и в совместном заявлении по итогам встречи в Москве Владимира Путина и Си Цзиньпина прозвучала серьёзная обеспокоенность деятельностью этой организации, которую называют англосаксонским НАТО.
Страна кенгуру в планах США
В сентябре 2021 года, когда всё только начиналось, в качестве основной задачи, ради которой создавался AUKUS, называлась поддержка стабильности в Индо-Тихоокеанском регионе (по российской традиции - Азиатско-Тихоокеанский) и усиление возможностей партнёров. Наверное, так оно и есть, поскольку модернизации Королевского австралийского военно-морского флота, существенно уступающему ВМС Великобритании и США, было уделено основное внимание.
В частности, за счёт передачи технологии и разрешения на строительство атомных подводных лодок, за счёт перевооружения эсминцев типа «Хобарт» на крылатые «Томагавки» и предоставления доступа к некоторым американским ракетным технологиям. Ключевая роль при этом, конечно же, отводилась и отводится строительству подводных атомоходов, которых в Австралии прежде не было и которые стране кенгуру прежде как бы не очень были нужны…
Однако опустим «несущественные» детали. Например, зачем австралийцам, на которых никто никогда не нападал, вдруг понадобились атомные подводные лодки и что строительство подлодок обойдётся местным налогоплательщикам почти в 66 млрд долларов. Вопрос в другом: кто в итоге окажется главным выгодоприобретателем и как следует реагировать странам, к числу которых относятся Россия и Китай, к откровенной милитаризации региона? Но сначала напомним, что инициатором «альянса трёх» был Джо Байден. Для него, как пояснил американский телеканал CNN, это было «битвой между автократией и демократией».
А в марте этого года завершился начальный этап «битвы», на который отводилось восемнадцать месяцев, и, надо отдать должное, почти всё, что было запланировано, сделано. Персонал судостроительной верфи в Аделаиде (штат Южная Австралия), где будут строить подводные атомоходы, уже проделал первые шаги по пирсам и учебным центрам американских и британских военно-морских баз. Именно здесь с ними проводятся занятия по специальности и сюда им предстоит приехать ещё не раз. И уже в рамках действующего партнёрства атомная подлодка Королевского флота Великобритании типа «Астьют» и американская «Миссисипи» (класс «Вирджиния») совершили первые заходы в военную базу Перт, расположенную в Западной Австралии.
Уже не секрет, что с нынешнего года атомоходы США и Великобритании увеличат частоту подобных заходов в порты «Неведомой Южной земли». Здесь, по словам главы военного ведомства Австралии Ричарда Марлза, экипажам союзников по блоку AUKUS будет гарантирована «необходимая передышка, пока они продолжают обеспечивать безопасность и процветание в Индо-Тихоокеанском регионе». А уже к 2027 году старшие братья по AUKUS наладят регулярную ротацию своих субмарин в австралийских портах. Что, как предполагается, не только ускорит обучение местного персонала, но и позволит отработать систему управления структурой, необходимой для самостоятельного обслуживания атомных подводных лодок.
Одновременно в Аделаиде начнётся строительство австралийских подлодок по британским технологиям с использованием американских систем обычного вооружения. Первые атомные лодки класса SSN-AUKUS должны войти в боевой состав флота Австралии к концу 2030-х годов. Но ещё ранее Королевский военно-морского флот страны примет на вооружение три многоцелевые АПЛ типа «Вирджиния», договорённость о покупке которых с военным руководством США уже достигнута.
В Канберре уверены, что шесть дизельных подлодок типа «Коллинз», которые сейчас стоят на вооружении, с добавлением мощного американского подводного «арсенала» существенно укрепят военный потенциал Австралии. Единственное, что не уточнили в правящих кругах страны, откуда исходит угроза нападения и от кого австралийцы намерены защищаться здесь и сейчас.
Хотя, особой нужды в уточнениях не требуется. Совершенно очевидно, что и создание AUKUS, и вся его деятельность направлены не на поддержание обороноспособности Австралии, которой и так спокойно жилось на краю света, а являются частью стратегического плана США по созданию напряжённости в регионе и создания геополитического «плацдарма», откуда можно угрожать Китаю и России. Это прекрасно понимают в Пекине и Москве и не собираются ограничиваться констатацией факта. Речи о создании полноценного военного блока, правда, не идёт, но и КНР, и Российская Федерация понимают, что необходимы такие превентивные меры, которые заставят соратников по AUKUS серьёзно задуматься, прежде чем что-то предпринимать.
Наш ответ AUKUS
С начала нулевых годов уже немало сделано для усиления боевого потенциала Тихоокеанского флота (ТОФ), являющегося главным средством обеспечения военной безопасности России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. И поскольку нынешние американские телодвижения в АТР Москва рассматривает не как сиюминутную угрозу, а как источник серьёзного военно-политического риска, возможно, уже в ближайшем будущем, большинство шагов по защите российских дальневосточных рубежей рассчитаны на перспективу. И если, к примеру, эти самые рубежи окажутся в пределах досягаемости ракетного оружия, находящегося на борту австралийских АПЛ, наш ответ будет адекватным.
Поэтому наращивание боевых возможностей ТОФ идёт непрерывно. В ближайшие пять лет состав подводных сил флота пополнится сразу несколькими новыми кораблями. Один из них - АПЛ спецназначения «Хабаровск» (пр. 09851) должен встать в боевой строй уже в следующем году. Эта уникальная лодка (собрат «Белгорода», приписанного к Северному флоту), аналогов которой в мире нет, является носителем шести подводных ядерных беспилотников «Посейдон». Применение даже одного из них способно вызвать необратимые последствия в любой стране, имеющей выход к морю.
Ещё пять подводных единиц (два «Борея-А» и три «Ясеня-М»), предназначенных для ТОФ, в настоящее время находятся на разных стадиях проведения испытаний и достройки. Так, в ближайшее время стратегическому подводному ракетоносцу«Император Александр III» (проект 955А) предстоит переход из Баренцева моря к месту постоянной дислокации на Камчатку. Начиная с нынешнего января, после выхода из завода, экипаж крейсера проходит цикл боевой подготовки со сдачей необходимых курсовых задач. К точно такому же межфлотскому броску Северным морским путём готовится ещё один однотипный стратег - «Генералиссимус Суворов».
Справка
В отличие от прежнего «Борея», модернизированный проект 955А, благодаря иной конструкции гребных винтов, размещённых на специальных кольцевых насадках, стал гораздо малошумнее. Также улучшены ходовые и манёвренные характеристики корабля. Вооружение из 16 баллистических ракет Р-30 «Булава» с дальностью стрельбы до 9300 км оставлено без изменений.
Многоцелевая АПЛ проекта 885М «Красноярск», передача которой планировалась флоту в конце прошлого года, вернулась на «Севмаш». В процессе заводских ходовых испытаний в Белом море, где проверялась работа бортового оборудования, определялись мореходные и эксплуатационные качества корабля, были выявлены некоторые замечания. По мнению специалистов, знакомых с проблемой, их устранение много времени не займёт, и до конца 2023 года «Красноярск» тоже перебазируется на Камчатку.
Ещё один «Ясень-М» - АПЛ «Пермь», являющаяся первым штатным носителем подводной версии гиперзвуковой ракеты «Циркон», находится на заводских стапелях в Северодвинске. Его передача флоту намечена на 2026 год, все строительные работы идут по плану. Ну и замыкающим в тройке многоцелевиков проекта 885М станет «Владивосток», который тоже будет вооружён «Цирконами» (в настоящее время строится на «Севмаше»). Нет никаких сомнений, что работники этого крупнейшего предприятия Объединённой судостроительной корпорации уложатся в назначенные сроки, и все подводные атомоходы, как запланировано, своевременно заступят на боевую вахту у тихоокеанских стратегических рубежей.
До шести единиц будет увеличен и отряд дизельных подлодок класса «Варшавянка» (пр. 636.3). Три субмарины - «Петропавловск-Камчатский», «Волхов», «Магадан» уже находятся на ТОФ. ПЛ «Уфа», вошедшая в состав ВМФ в ноябре прошлого года, готовится к межфлотскому переходу с Балтийского моря в Японское. Еще две лодки - «Можайск» и «Якутск» находятся в состоянии достройки на «Адмиралтейских верфях» в Санкт-Петербурге. В 2024 году, если всё пойдёт по плану, они должны прибыть во Владивосток.
Не меньше внимания уделяется и надводной составляющей Тихоокеанского флота. Уже в этом году первый малый ракетный корабль «Ржев» (пр. 22800, шифр «Каракурт»), построенный для ТОФ на Амурском судостроительном заводе, планируется спустить на воду. Приспособленные для действий в открытом море, корабли этого проекта вооружены установками вертикального пуска с 8 ячейками для управляемых крылатых «Калибров», либо «Ониксов», и сороказарядным зенитным ракетно-пушечным комплексом «Панцирь-М». Если учесть, что в ближайшие год-два таких «Каракуртов» на ТОФ будет четыре (два готовятся к спуску, два - в процессе строительства), боевой потенциал тихоокеанцев усилится 32 управляемыми ракетами морского базирования. Плюс - 160 снарядов-перехватчиков, которые способны уничтожить любые воздушные цели в радиусе 20 километров.
Настоящей визитной карточкой надводных сил на Дальнем Востоке являются многоцелевые корветы проектов 20380 и 20385 с управляемым ракетным вооружением, которые одинаково хороши в ближней и дальней морской зонах. Пока таких корветов в составе ТОФ - четыре: «Совершенный», «Громкий», «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов» и «Гремящий». Ещё один корвет («Резкий») завершает госиспытания, и до конца года войдёт в состав флота. В следующем к нему присоединится корвет «Проворный». К 2026 году Амурский судостроительный завод построит ещё два корвета этой же серии.
Военные эксперты сошлись во мнении, что благодаря высокой универсальности и довольно приличному составу вооружения, эти корабли удовлетворяют всем требованиям современного морского боя и не утратят этого качества на протяжении не менее трёх последующих десятилетий. Корвет семейства 20380 вооружён противокорабельными крылатыми ракетами «Уран-М» (8 шт.) с увеличенной дальностью стрельбы 500 км (раньше было 300 км). Имеет два зенитных автомата АК-630М, 100-мм орудие, зенитный ракетный комплекс «Редут», два четырёхтрубных торпедных аппарата и противолодочный ударный вертолёт Ка-27.
На корветах 20385 комплекс «Уран» заменён на «Калибр» или «Оникс», а в перспективе получит на вооружение и «Циркон», что позволит расширить круг выполняемых задач. Составляющая «Редута» увеличена на четыре ячейки, что даёт возможность работать по целям 16 ракетами сразу.
Следует иметь в виду, что линейка кораблей-новостроек с современным вооружением идёт не взамен, а в дополнение к находящимся в строю надводным кораблям, что значительно усиливает боевую мощь Тихоокеанского флота. И это без учёта береговых войск и морской авиации. Так что появление AUKUS большой неожиданностью не стало.