В поисках русской души
© РИА Новости
Командир батальона передаёт защитникам Донбасса гитару, подаренную певцом Денисом Майдановым, военнослужащим РФ на передовой в южном секторе СВО, февраль 2023 г.

В поисках русской души

Под канонаду специальной военной операции происходит освобождение нашего сознания от колониальной культуры, которую нам навязали, при помощи которой собирались уничтожить русский мир. Не получилось
30 марта 2023, 11:00
Реклама
В поисках русской души
© РИА Новости
Командир батальона передаёт защитникам Донбасса гитару, подаренную певцом Денисом Майдановым, военнослужащим РФ на передовой в южном секторе СВО, февраль 2023 г.
Читайте нас на: 

Артист разговорного жанра Максим Галкин, известный только тем, что муж примадонны, колесит по Америкам и Европам и со злостью поливает грязью страну происхождения. А те, кто его слушает, и впрямь могут подумать, будто русская душа состоит из скабрёзных анекдотов, местечковых ужимок и продажности - за копейку способна уступить дьяволу.

К сожалению, ничего другого о нас они там, на Западе, не слышат и не знают. Даже представления не имеют, что жил в Верхней Пышме такой парень - Дмитрий Станкевич, который добровольцем уехал в Донбасс, воевал в легендарном (для нас легендарном!) батальоне «Сомали» и геройски погиб 31 января 2017 года под Авдеевкой. После него осталась дочь, светлая память и песня «Нет пути назад». Но это совсем другие стихи, которые вряд ли понравятся тем, кто упивается пошлостью Галкина или неадекватным менторством Андрея Макаревича, так и оставшегося в «святых 90-х» вместе со своей «Машиной времени». Не понравятся им и стихи Геннадия Русских.

И вижу я за каждым светлым ликом

Родных солдат из зоны СВО,

Как новая рождается элита

России - государства моего!        

Людям, которые десятилетиями «звучали из любого утюга», оказалось не по пути с Родиной.
© РИА Новости
Людям, которые десятилетиями «звучали из любого утюга», оказалось не по пути с Родиной.

И это очень хорошо, что не понравятся. И это правильно, потому что там всё ещё думают, будто ничего у нас кардинально не изменилось, что мы всё ещё живём в парадигме «Дома-2», что Ксения Собчак - действительно кумир молодёжи, «Гоголь-центр» - храм искусств, а Лия Ахеджакова - совесть нации и что историю России надо изучать по лекциям Тамары Эйдельман. А всё потому, что «просвещённый Запад» не может примириться с тем, что нам не нужны их кумиры, вскормленные на их гранты и обученные в их университетах.

Да, какое-то время мы их терпели, а когда становилось совсем невмоготу, просто выключали телевизор. Иногда приходится нажимать на кнопку и сегодня - потому что, к сожалению, уехали ещё не все из нашей культурной пятой колонны. Затаились и ждут, чем дело кончится.

Для них - ничем хорошим. В первую очередь потому, что специальная военная операция (или война на Украине с мировым злом - как нравится, так и называйте) запустила процесс очищения от «плесени» и «накипи», и из-под удушливых «сеток вещания» наружу - в общественное пространство вырвались другая музыка, другие стихи, другая литература. Пока что это первые ростки, первые проблески, первые признаки освобождения русской души от навязанной нам колониальной культуры, но не всё происходит в один момент. Великая проза Великой Отечественной войны тоже пробила себе дорогу не сразу. Но дорога эта начиналась из-под стен Москвы.

Невероятное количество удивительных и потрясающе сильных произведений культуры появилось тогда на свет. Наряду с автоматом ППШ и танком Т-34, сверкающим блеском стали, творчество стало одним из инструментов борьбы с фашистской нечистью, стержнем сплочённости нашего народа. Так создавались образы героев, так формировался настрой великой страны на победу. Поэты, драматурги, художники, артисты... Очень многие из них воевали сами, плечом к плечу с соотечественниками.

Командующий 19-й армией Западного фронта генерал-лейтенант И.С. Конев с военными корреспондентами - полковым комиссаром М.А. Шолоховым и бригадным комиссаром А.А. Фадеевым, 1941 г.
© waralbum.ru
Командующий 19-й армией Западного фронта генерал-лейтенант И.С. Конев с военными корреспондентами - полковым комиссаром М.А. Шолоховым и бригадным комиссаром А.А. Фадеевым, 1941 г.

Но главная сила творчества была не в этом, а в том, что литература, музыка и поэзия помогали народу стать единым, объясняли с кем предстоит сражаться и что такое фашистская идеология. Причём это было творчество правды, поскольку авторы знали, что происходит на фронтах.

Например, поэма Александра Твардовского «Василий Тёркин. Книга про бойца», ставшая вершиной отечественной военной лирики. Сперва это были компактные стихотворения-фельетоны, написанные ещё в финскую кампанию. В 1941-1942 годах Твардовский вместе со своей редакцией оказался в самых горячих точках войны, и его стихи наполнились той самой необходимой глубиной. «Книга про бойца» не во всём нашла понимание у партийного руководства, но откликнулась в сердцах военных, потому что центральным её героем был настоящий советский солдат, русский - в широком прочтении этого понятия. И каждый находил в нём что-то своё.

Специальная военная операция, которую ведёт сегодня Россия на Украине - тоже повод задуматься, осмыслить своё отношение к происходящему, к своей стране, к противнику, наконец, с которым приходится сражаться не на жизнь, а на смерть. В любом случае это процесс, а наша новая культура только формируется и поэтому не всегда может дать ответы на все вопросы. А вопросов масса, как, впрочем, и возможностей распространения информации и мнений. С одной стороны, это хорошо, с другой - большая проблема. Причём сразу по нескольким причинам.

Во-первых, в общей массе доступных и постоянно обновляющихся потоков информации зачастую крайне сложно обнаружить нечто менее обсуждаемое, но как бы это ни было парадоксально, более искреннее. Даже если целенаправленно искать в одном конкретном направлении, нет никаких гарантий, что необходимое отыщется сразу же. Взять хотя бы тему специальной военной операции. Скорее всего, человек, занявшийся её изучением, сперва столкнётся совсем не с реальным творчеством народа. Куда вероятнее, первые ссылки будут на новости, сводки, аналитику, на мнения и прогнозы экспертов, в том числе и диванных. А вот информация о творчестве, связанном с СВО, скорее всего, попадётся на глаза далеко не в первую очередь.

Современная отечественная культура только начинает осмысливать события последних лет.
© РИА Новости
Современная отечественная культура только начинает осмысливать события последних лет.

Хотелось бы надеяться, что ситуация переменится. А поспособствовать этому может даже сарафанное радио, которое не утратило актуальность даже в наше время. К тому же, стало больше инструментов взаимодействия: репосты в социальных сетях, лайки и комментарии, ссылки на понравившиеся мысли, песни, изображения в мессенджерах. Достаточно нажать пару кнопок - и вот уже практически неограниченное множество людей могут познакомиться с тем, что понравилось только одному.

Вторая причина, почему массовая культура является одновременно и благом, и проблемой, в силе её влияния. Если нужно, чтобы общество прониклось определённой идеей, достаточно её активно транслировать - через песни, фильмы, книги и т.д. С одной стороны, если идея достойная, это принесёт пользу. Если помыслы не чисты - вред тоже будет колоссальным. Так что всё зависит от содержания. На «Доме-2» патриотов не вырастишь, можно даже не пытаться. 

Отношение к современному патриотическому творчеству, что вполне естественно, очень разное: одним нравится, другим нет, третьим безразлично. Кто-то по традиции ищет в поступках тех, кто оказался на слуху, корыстные мотивы, кто-то искренне поддерживает подобные порывы и наслаждается самим творчеством. А оно есть, оно не может не быть, потому что искусство - это про душу, про чувства, про отношение к тому, что нас объединяет.

Например, творчество музыкальной группы «Зверобой». Их песни задевают какие-то особые струны души, отчего хочется думать, отчего сразу же становится небезразлично. Вот песня «Мой Мариуполь». Возможно, дело в том, что это родной город одного из лидеров группы - Алексея Иовчева, и что поётся в этой песне - это крик его души.

Группа «Зверобой» поёт о том, что участники пережили сами.
© mega-stars.ru
Группа «Зверобой» поёт о том, что участники пережили сами.

Кстати, материалы для клипа на этот трек исполнители снимали во время поездки с гуманитарным грузом в освобождённый город. Сам же видеоролик - своего рода личная история музыканта: «Там всё по-честному, всё по-настоящему. Там мой настоящий дом, подъезд, фотоальбом, мои фотографии. У нас не было ни времени, ни желания снимать какие-то постановочные кадры, поэтому буквально всё делалось сходу, за один дубль».

Понятно, что одним дублем не расскажешь о специальной военной операции, о том, что происходит сейчас с нами - с каждым человеком и со всем народом. Но это не беда: когда наступит мир, мы всё допишем, доснимем, дорисуем, и тогда, возможно, даже на Западе разберутся, что у тех, кто сбежал от тревог и проблем Родины в тёплые края, совсем не русская душа.  

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама