США в периоде полураспада
Надлом системы
Механизм государственного аппарата США долго работал довольно эффективно, в первую очередь за счёт баланса сдержек и противовесов, крепкой идеологической основы (американский образ жизни) и мирового господства доллара. Ну и за счёт президентской харизмы. Однако при президенте Джордже Буше-младшем, руководившего страной с 2001 по 2009 год, американские политики (и не только) сразу отметили недостаточную квалификацию национального лидера, но сохраняли спокойствие, поскольку были убеждены, что отработанный механизм государственной машины сможет провести работу над президентскими ошибками. Экономический кризис 2008 года и последующее банкротство банков сильно пошатнули такое убеждение.
Следующий президент США, чернокожий Барак Обама слыл надеждой на обновление и восстановление Америки. Но это продолжалось недолго: провалы во внутренней политике демократы объясняли слабым характером президента, его неспособности продавить Республиканскую партию по принципиальным вопросам. Во внешней политике сложилась похожая ситуация. Всем запомнился момент, когда президент Кубы Рауль Кастро брезгливо сбросил руку Обамы со своего плеча.
Впрочем, персонификация проблем - это упрощённый подход. На самом деле, неудачи президентства Барака Обамы напрямую связаны с просчётами его администрации. Нападение на посольство США в ливийском Бенгази, когда погибли четыре человека, произвело крайне негативное впечатление на американскую общественность, поскольку стало понятно, что это следствие политики, которую проводила госсекретарь Хиллари Клинтон. Скандал с разоблачителем Эдвардом Сноуденом, осевшим в России, опять-таки целиком и полностью является результатом некомпетентности госаппарата США. Кроме того, именно при Бараке Обаме «левая повестка», меняющая идеологическую парадигму отцов-основателей, начала внедряться в государственную систему и стала своеобразным маркером «свой - чужой» при приёме на работу и продвижении по службе. Причём независимо от профессионализма и деловых качеств соискателя.
В полной мере «партийный подход» проявился в отношении Дональда Трампа, когда некоторые чиновники не стеснялись говорить, что по идеологическим мотивам «Трамп не мой президент» и демонстративно саботировали его распоряжения. Но будучи не в состоянии сменить основную часть чиновников, Дональд Трамп невольно запустил механизм ещё большей поляризации в государственном аппарате.
Что, в свою очередь, повлекло вымывание из государственной системы людей, которые были не готовы радикализироваться по идеологическим мотивам. Усугубило ситуацию и то, что многие квалифицированные специалисты среднего звена ушли в IT-бизнес за большими деньгами.
Администрация кризисов
Именно в таком состоянии, с подорванным авторитетом президентства, и принял власть в свои руки Джо Байден. При этом американская пресса утверждала, что наконец-то в Белый дом «пришёл взрослый человек», который наведёт порядок в стране после неразберихи и раскола в обществе, созданными Дональдом Трампом. Однако вместо объединения нации администрация Байдена занялась преследованием политических оппонентов, что ещё сильнее раскололо американское общество.
Причём в «охоте на ведьм» подручные Джо Байдена перешли все негласные табу американской политики. Например, только благодаря анонимному осведомителю из ФБР удалось узнать, что отдел по борьбе с терроризмом руководствуется указанием Минюста, предписывающим следить за родителями школьников, которые высказывают недовольство критической расовой теорией. В другом случае ФБР потребовало от своих агентов обращать особое внимание на латиноамериканцев, посещающих католические храмы.
Даже генеральный прокурор США Меррик Гарланд назвал такие моменты «перегибами на местах». Но когда конгрессмены поинтересовались, почему лиц, распространяющих персональные данные о детях членов Верховного суда США и публично призывающих к расправам над ними, не привлекают к ответственности, ничего конкретного, кроме общих слов, произнести не смог. А когда у Меррика Гарланда поинтересовались, почему Министерство юстиции не соблюдает закон, ужесточающий уголовную ответственность за курительный кокаин по сравнению с порошковым, заявил, что его ведомство руководствуется своими стандартами при назначении наказания. Вот и получается, что Минюст США просто игнорирует федеральное законодательство, что у него есть какое-то своё.
И не только у Министерства юстиции США. Как уже известно, ноутбук с компроматом на сына нынешнего президента США Хантера Байдена находился в распоряжении ФБР с декабря 2019 года, но за то, что эта информация была заблокирована, ответственности никто не понёс. Хотя должностные лица ФБР, осуществлявшие цензурирование этой информации в Twitter, были доподлинно установлены. ФБР даже официально заплатило сервису за такое сотрудничество 3,4 миллиона долларов, таким образом, факт коррупции в пользу одного из кандидатов в президенты очевиден.
3 февраля 2023 года, когда грузовой поезд с высокотоксичными химическими веществами сошёл с рельсов в штате Огайо, власти не придумали ничего лучше, чем поджечь содержимое цистерн. Только после того, как местные жители стали жаловаться на плохое самочувствие, на проблему обратили внимание федеральные власти и провели эвакуацию.
Впрочем, несмотря на целую череду сходов с рельс поездов в США, иногда из-за банально сгнивших шпал, министра транспорта Пита Бутиджича никто не собирается привлекать к ответственности. Может быть, потому, что он не республиканец, к тому же открытый гей? А своих, как известно, в современной Америке не судят.
Твёрдой поступью к катастрофе
Часть этих кризисов была вполне предсказуема, но они являлись процессами, запущенными в контексте стратегии, с которой Джо Байден пришёл в Белый дом. В любой другой политической ситуации, как минимум из чувства сохранения, элиты бы обязательно нашли «козлов отпущения» по каждому критическому вопросу, чтобы не дать уже оппонентам определить виновных и продемонстрировать обществу свою состоятельность. Однако не в текущий момент. Дело в том, что правящая сейчас в Белом доме Демпартия в буквальном смысле выродилась из-за стремления продлить власть своих главных функционеров. Первой тройке партийных лидеров - Джо Байдену, Нэнси Пелоси и Чаку Шумеру в сумме 234 года, поколение, которое должно идти за ними, оказалось зачищенным от ярких фигур - хоть и свои, но всё-таки конкуренты. А следующее поколение слишком молодо.
Скамейка запасных в партийном аппарате демократов настолько коротка, что назначить новых людей на ответственные должности невозможно, так как отрицательная селекция на основе расовых и нетрадиционных гендерных предпочтений выхолостила управленцев, которые смогли бы достойно тянуть лямку, не допуская особенно резких провалов. Характерным примером тут является вице-президент США Камала Харрис, которая получила назначение исключительно из-за цвета кожи и половой принадлежности, но не справилась ни с одной из поставленных перед ней задач.
И вообще, череда скандалов на выборах 2020 и 2022 годов, похоже, окончательно подорвали веру в процедуру демократических выборов. Только 40% республиканцев теперь верит в честность выборов. Среди представителей Демпартии таких 85%, но это неудивительно, поскольку подсчёты были исключительно в их пользу.
Очевидно, что в условиях деградации государственного аппарата, текущая политика американских демократов прямой дорогой ведёт США к катастрофе либо внутриполитического, либо внешнеполитического характера. И хотя наблюдать за мировой супердержавой, пребывающей в периоде полураспада, в известной степени любопытно, надо иметь в виду, что США по любым меркам громадны и их крах почувствуют все без исключения.