Армия Крайова: как «проклятые солдаты» стали героями
© Соцсети
В фильме режиссёра Анджея Вайды «Пепел и алмаз» 1958 года показана непримиримая борьба поляков друг с другом по политическим мотивам после освобождения страны.

Армия Крайова: как «проклятые солдаты» стали героями

Судя по опыту Польши и Украины, историческая память имеет свойство деформироваться, и не в лучшую сторону. Особенно, когда нет доступа к документам, которые по политическим соображениям сочли «неудобными»
11 марта 2023, 09:10
Реклама
Армия Крайова: как «проклятые солдаты» стали героями
© Соцсети
В фильме режиссёра Анджея Вайды «Пепел и алмаз» 1958 года показана непримиримая борьба поляков друг с другом по политическим мотивам после освобождения страны.
Читайте нас на: 

Польша никогда не отличалась особой расположенностью ни к Российской империи, ни к Советскому Союзу, ни тем более к Российской Федерации. Русофобия никуда не исчезла, особенно в элитарной среде, и когда весьма недолгий период Польская Народная Республика строила собственный социализм. При этом экономическую и финансовую помощь от советского государства поляки принимали охотно. Ну а после 1991 года в польском обществе практически не осталось памяти о том, кто освобождал Польшу в 1945-м, зато возникли финансовые претензии за её «неправильное освобождение».

В принципе, ничего удивительно: агрессивный национализм, выдающаяся спесь и чрезвычайно развитое самомнение, антисемитизм, германо- и русофобия - давние польские увлечения, возникшие в весьма далёкие времена, когда Польша была ещё сильна. Эти болезни давно уже перешли в хроническую форму, да по-другому и быть не могло, так как желания властителей Речи Посполитой всегда превышали её физические, финансовые, экономические и иные возможности. Какие рецепты только не испробовали владетели Варшавы, чтобы хотя бы как-то поправить свои дела.

«Сделано в Британии»

В разные времена поляки охотно вступали в коалиции с самыми разными российскими недоброжелателями, будь то Оттоманская империя или Пруссия, Австро-Венгрия или Франция, Крымское ханство или могучая Великобритания, наконец, США... Например, в период немецкой оккупации главным союзником условной Варшавы был Лондон, приютивший польское правительство в изгнании и поддерживающий преимущественно те силы польского сопротивления, к которым имел свой интерес.

Рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер и главный комендант государственной полиции Польши генерал Кордиан Юзеф Заморски, февраль 1939 г.
© waralbum.ru
Рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер и главный комендант государственной полиции Польши генерал Кордиан Юзеф Заморски, февраль 1939 г.

Собственно, так в 1942 году и возникла Армия Крайова (АК - «Отечественная армия»), сформированная из многочисленных формирований националистического толка. Именно АК в основном и получала британскую помощь в виде оружия и боеприпасов, наличных денег, средств связи и прочего оборудования, необходимого для борьбы с нацизмом. Причём с другими патриотическими силами, которые не попали под крыло Лондона, аковцы делиться не собирались. Поэтому ни Батальоны хлопски (БХ - крестьянские батальоны, отряды «Крестьянской партии»), ни Армия Людова («Народная армия») должной помощи от англичан так и не дождались, поскольку ориентировались на Советский Союз, а значит были перспективными соперниками Англии.

Надо отметить, что щедрая британская поддержка помогла АК обрести множество союзников в оккупированной стране - огромная по масштабам структура пронизала генерал-губернаторство вдоль и поперёк, везде и всюду у организации были свои люди и свои уши. И в первую очередь в организацию вступили «сливки» польского общества - бывшие аристократы, офицеры и генералы, представители интеллигенции. Осталось только удивляться, каким образом, имея такое количество потенциальных «борцов» с фашизмом и коммунизмом, Польша за месяц с небольшим была разгромлена.

И вот что примечательно: обладая большими людскими ресурсами (за исключением сотен тысяч поляков, воевавших в рядах вермахта) и хорошо обеспеченная Армия Крайова тем не менее долгое время предпочитала воздерживаться от резкой конфронтации с немцами. Подобно другим националистам из Восточных Крес (восточных территорий) - прибалтийским и западно-украинским или бандеровским, АК также выжидала, когда же Красная армия и вермахт обескровят себя в жестокой борьбе, и тогда, дескать, Польша получит свободу. Более того, отдельные структуры АК пошли на сделку с немцами ради материальной помощи в обмен на борьбу с советским влиянием в польских регионах. И никто из таких польских «патриотов» не посчитал подобное сотрудничество постыдным.

Вполне понятно, что советское руководство в противовес Лондону вынуждено было поддерживать те организации в генерал-губернаторстве, которые воевали против захватчиков без «дополнительных условий». Чем же ответила АК? Правильно, войной против тех поляков, которые не разделяют их политические ценности.

Боец Армии Крайовой на варшавской улице во время восстания, поднятого по решению Лондонского правительства в изгнании, сентябрь 1944 г.
© waralbum.ru
Боец Армии Крайовой на варшавской улице во время восстания, поднятого по решению Лондонского правительства в изгнании, сентябрь 1944 г.

Уже в первых сообщениях советских партизан с польской территории и оперативников НКГБ отмечалось резкое обострение обстановки среди польских боевых групп, «борющихся» с немцами. Так, например, в июне 1944 года разведчиками под руководством майора Мухина было перехвачено письмо командира отряда «Батальонов хлопских» «Крестного» к своему руководителю: «Летучие отряды Армии Крайовой, принимающие английские самолёты, скрываются от нас, заметая свои следы. С их стороны мы не видим желания сотрудничать с нами. В нас всё кипит и бурлит от комбинаций руководства, от воровства и спекуляции сброшенным оружием. Так дело может дойти до взрыва. Надо открыто поставить вопрос - либо честность со стороны этих групп, либо разрыв с ними из-за сбрасываемого оружия, которое мы не получаем. Оружие это сбрасывают паны из АК и оно может быть направлено в нашу грудь. Паны насмехаются и обманывают нас».

Об аналогичных настроениях в рядах «Батальонов хлопских» ранее сообщил и руководитель оперативной группы НКГБ СССР капитан Юркин, в январе-марте 1944 года совершившей рейд по территории Люблинского, Краковского и Варшавского воеводств. Во время встречи с руководителем крупного польского отряда БХ «Блесковицем» последний заявил: «Мы против всех этих щёголей, представляющих офицеров польской армии. С ними у нас коренные расхождения. Им нужно старое польское правительство помещиков, а мы, наоборот, боремся за новую, демократическую Польшу. Нас с ними связывает общая задача - борьба с немцами и одна национальность. Мы считаем Советский Союз единственной страной, которая поможет выгнать немцев и в будущем обеспечить свободное существование Польши».

В мае 1944 года один из отрядов АК напал на отряд «Армии Людовой» под командованием «Зелита» и уничтожил его. Находившийся в этом отряде офицер Красной армии Дубовик был убит, а находившаяся с ним советская радистка пропала без вести. В апреле того же года в селе Гута Кашелянска отрядом аковцев было убито восемь поляков, входивших в отряд «Армии Людовой». Вполне естественно, что такие инциденты отнюдь не способствовали консолидации деятельности польских патриотов в борьбе с немецкими захватчиками.

Советские солдаты раздают пищу жителям города Познань, март 1945 г.
© waralbum.ru
Советские солдаты раздают пищу жителям города Познань, март 1945 г.

Освобождение же польской территории вылилось для Советского Союза в достаточно большие потери: 477 855 человек убитыми, 1 636 165 - ранеными, тысячи единиц уничтоженной военной техники (2821 самолёт, 2966 танков и САУ и т.д.). Весьма велики были и затраты. Только за период с июля 1944 г. по март 1945 г. на освобождение Польши было израсходовано почти 27 млрд рублей, не считая огромных средств, выделенных потом на восстановление страны. Англичане такой щедростью и подавно не отличались, действовали по принципу «дёшево, но сердито».

Как завещал доктор Геббельс

Польские надежды на «усталость» СССР в войне с Германией так и остались иллюзиями: Красная армия приобрела огромный боевой опыт, и теперь уже ни у кого не возникало сомнений в скором окончании войны. Что в таких условиях оставалось Армии Крайовой, подстрекаемой её содержателем? Правильно, ничего иного, как повернуть оружие против освободителей.

Так, партизанское соединение имени Александра Невского под командованием капитана НКГБ В. Карасёва в мае 1944 года сообщало об ультиматуме со стороны руководителя крупного отряда АК капитана Ящембица, который потребовал от советских партизан не минировать железную дорогу за рекой Сан. Аналогичные требования предъявлял к партизанам и районный комендант организации АК «Вильк» (в миру - Александр Кржижановский).

Другая оперативная группа НКГБ СССР, уже под руководством майора Волокитина, в мае-июне 1944 года подвергалась нападению крупных сил Армии Крайовой на железнодорожном перегоне Вильно-Гродно, но сумела выйти из окружения, переодев своих бойцов в немецкую форму. И аковцы, называвшие себя ярыми патриотами Польши, без единого выстрела выпустили «немцев» из окружения. Как говорится, комментарии излишни.

По сообщению другой партизанской спецгруппы, действовавшей на территории Люблинского воеводства, в ходе боевых действий одним из отрядов «Польского звензка повстаньчего» («Польского повстанческого союза») был убит командир отряда ГРУ РККА майор Федоров. После поляки распространили слухи, будто бы в вещах майора было обнаружено письменное указание Сталина об аресте командиров польских отрядов, разоружении и расстреле рядовых польских патриотов.

Части Армии Крайовой входят в город Замосць, 1944 г.
© waralbum.ru
Части Армии Крайовой входят в город Замосць, 1944 г.

Самое примечательное, что происхождение этого «указания» со временем было установлено. Оказалось, учитывая сложную обстановку в среде польских подпольщиков и партизан, немецкие власти генерал-губернаторства распространили фальшивую листовку на польском языке, якобы исходящую из Главного политуправления Красной армии, в которой давались следующие указания: «Выслеживать и уничтожать действующие в польских деревнях антисоветские реакционные и националистические элементы и агентов так называемого эмигрантского правительства в Лондоне… Обеспечить сбор для Красной армии всех существующих скрытых в деревнях запасов зерна, муки, жиров, картофеля, лошадей и скота».

Схожие по смыслу материалы летом 1944 года были размещены в газете «Новый голос», издаваемой в Люблине на польском языке. Так, например, в одном из номеров был опубликован «приказ» партизанской бригады имени Сталина, согласно которому намечались «аресты польских партизан». Аналогичная агитация антисоветского толка распространялась и в оккупационных газетах. Кроме того, администрация генерал-губернаторства приступила к формированию вооруженных польских отрядов, нацеленных на борьбу с советскими партизанами. По устоявшейся в вермахте традиции их назвали «Польскими легионами».

К этому же времени относится один из польских анекдотов, тонко высмеивающих немцев с их пропагандой. Как-то собрались Наполеон и Александр Македонский и принялись рассуждать, чего им не хватило для полной победы. Александр Македонский сказал, что если бы он имел немецкие танки «Тигр», то покорил бы всю Африку. Наполеон ответил, что если бы он имел Геббельса, то до сих пор никто бы не узнал о его поражении в России.

Несмотря на специфику польского сопротивления, стоит отметить, что далеко не все, включая «проклятых» - так «благодарное» мирное население величало отряды Армии Крайовой, были враждебно настроены к советским партизанам. Например, в мае 1944 года на территории Западной Белоруссии некоторые польские националистические группы стали заявлять о прекращении борьбы с советскими партизанами, а для лучшей координации совместных действий против немцев направили в советские соединения своих представителей. Всем антифашистским силам, находящимся в районе Лида - Новогрудок, было предложено создать единый координационный штаб, разместить который предполагалось в Рудницкой Пуще.

Бойцы РККА и солдаты Армии Крайовой патрулируют Вильнюс, 13 июля 1944 г.
© waralbum.ru
Бойцы РККА и солдаты Армии Крайовой патрулируют Вильнюс, 13 июля 1944 г.

В Холмском районе комендант АК, по совместительству инспектор генерального штаба майор Яр, а также другие офицеры оказали действенную помощь оперативной группе НКГБ СССР в выполнении стоящих перед ней задач. Чекистам помогли пройти через немецкие посты, снабдили продовольствием, проводниками и исчерпывающей информацией о немецких гарнизонах.

К сожалению, таких руководителей в АК, которые осознавали важность совместной борьбы с немецким фашизмом, всё-таки было абсолютное меньшинство. И после освобождения польской территории Красной армией развязалась диверсионно-террористическая борьба, в которой структуры АК проявили себя как непримиримые и жестокие бандиты, чей кровавый след преступлений протянулся по многим регионам Польши и соседних стран.

Кровь и пепел

Антисоветские формирования, разбросанные по Восточным Кресам и исконно польской территории, регулярно устраивали там диверсии. Например, 23 августа 1944 года у деревни Боровики, Ивинецкого района (БССР) боевиками из националистической банды «Горомза» был убит лейтенант госбезопасности. Накануне в Юратишковском районе Барановичской области бандой Юневича была убита группа уполномоченных, направленных для разъяснения порядка призыва в Красную армию. И так практически каждый день.

Приходилось отвечать. Так, в октябре 1944 года была ликвидирована банда, которую возглавлял подпоручик «Мева» (Титувецкий Владимир), входящая в соединение АК-Юг. Было арестовано десять человек, а член банды Королёв по кличке «Вихрь» дал следующие показания: «В задачу банды входило осуществление террористических актов над партийно-советским активом, совершение диверсий, убийство граждан, помогавших советским органам. Так, 18 сентября 1944 года был убит житель дер. Поперовцы Гиманович, а также его жена и 12-летняя дочь. Спустя месяц, 14 октября 1944 года, был убит житель дер. Собачки Амброс Станислав».

Таких примеров можно было бы привести тысячи. Не меньший урон польские националисты наносили войсковым частям и соединениям действующей армии. Только в полосе 2-го Белорусского фронта за период с августа по ноябрь 1944 года было убито 30 военнослужащих, ранено 14, двое пропали без вести. Все нападения и диверсии происходили на территории Польши, при этом аковцы даже не прятались - демонстративно действовали в форме АК.

Наверное, нет смысла рассказывать, что такое Волынская резня. Тогда банды украинских националистов самым жестоким образом расправились с местным польским населением, причём без разбора: старики, женщины, дети… Прощения им нет. Но и польские националисты не уступали в жестокости бандеровцам.

Отряды Армии Крайовой, как и бандеровцы, убивали и жгли сёла «инородцев».
© waralbum.ru
Отряды Армии Крайовой, как и бандеровцы, убивали и жгли сёла «инородцев».

Так, в ходе допроса заместитель коменданта Станиславского инспектората АК Бонковский Тодей Иванович показал, что в связи с приближением фронта и вероятным освобождением Западной Украины Красной армией перед Армией Крайовой была поставлена задача по массовому уничтожению украинского населения с перспективой восстановления Польши в границах 1939 года:

«Я лично со своим ликвидационным отрядом в мае 1944 г., совместно с венгерскими солдатами, совершил два налёта - один на село Посич и второй на село Лисец Станиславского района. При налёте на с. Посич было убито и ранено более 300 человек мирных жителей и сожжено более 40 дворов, принадлежавших украинцам. При налете на с. Лисец также было убито большое количество украинцев, но подробных данных о результате этого налёта я не имел, так как в этом налёте участвовал комендант Станиславского инспектората «АГА».

Надо понимать, что перечисленные факты - это капля в море. На самом деле в архивах сохранилось огромное количество документальных свидетельств, объясняющих, почему сами же поляки дали Армии Крайовой прозвище «проклятые солдаты». Но, к сожалению, в советские времена, чтобы не расстраивать «братский польский народ», эти документы старалась держать в самом дальнем ящике. А на Западе, включая социалистическую Польшу, поскольку подлинной информации не было, солдат АК усердно героизировали. Ровно то же произошло на Украине с бандеровцами.

Какие времена - такие и герои...

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама