Анатомия войны по-американски
© flickr.com/camimac
Инструкторы из США тренируют украинских солдат у границы с Польшей, январь 2014 г.

Анатомия войны по-американски

США отрабатывают свои стратегические концепции на «малоценных организмах». Сегодня - на украинцах
27 апреля 2023, 11:00
Реклама
Анатомия войны по-американски
© flickr.com/camimac
Инструкторы из США тренируют украинских солдат у границы с Польшей, январь 2014 г.
Читайте нас на: 

«Сунь-Цзы» из ВВС США

Одна от другой армии отличаются не только униформой, но и стилем ведения войны. Свой почерк и у армии США, который сегодня шлифуется и уточняется на Украине, поскольку никто не сомневается, что украинский генштаб во главе с генералом Валерием Залужным - это марионетки, которые действуют по американской инструкции или даже по подсказке, что изо всех сил стараются подражать действиям американцев на поле боя. Проще говоря, сегодня украинцы кровью делают работу над ошибками Пентагона и ценой жизни выявляют недочёты в искусстве войны по-американски. Собственно, иного пушечному мясу и не дано - реализовывать военно-политические стратегии, придуманные другими.

Первая - так называемый Цикл НОРД Джона Бойда. Модернизированная версия этой доктрины в 2007 году была принята НАТО в качестве концепции управления под кодовым названием RTO-TR-SAS-050 и с тех пор является ключевой методологией при планировании всех вооружённых конфликтов с участием альянса. В том числе и в Донбассе.

Чтобы понять, как работает Цикл, надо заглянуть в начало 50-х годов прошлого века, когда её основатель лётчик-истребитель ВВС США Джон Бойд вернулся с войны в Корее, где получил прозвище «сорокасекундный Бойд» - якобы ему хватало этого времени, чтобы одолеть противника в воздушном бою. С кем он там воевал и как, об этом позднее. Зато известно, что Бойд, выйдя на пенсию, был приглашён в группу стратегов при Минобороны США и даже участвовал в планировании военной кампании против Ирака в 1991 году.

Джон Бойд, на основе своего корейского опыта создал Цикл НОРД.
© Соцсети
Джон Бойд, на основе своего корейского опыта создал Цикл НОРД.

Любопытно, что материалов с анализом его теории в открытом доступе ещё недавно было практически не найти. Очевидно, в методике полковника Бойда существовало нечто такое, о чём натовские генералы предпочитали помалкивать. Не случайно, видимо, на Западе он считается автором военной реформы армии США. Некоторые журналисты даже окрестили полковника «американским Сунь-Цзы», сумевшим вывести новые формулы современных вооружённых конфликтов. Одна из публикаций, посвящённая его теории, так и называлась: «Бойд: пилот истребителя, изменивший искусство войны».

Биографы Бойда утверждают, что ещё в Корее он творчески подходил к выполнению боевых заданий, изобретая способы тактического обмана противника, то есть тех самых сталинских соколов, которые воевали на стороне КНДР на МиГ-15 против американских истребителей F-80 Shooting Star и F-84 Thunderjet. Причём вполне успешно. Например, в апреле 1951 года наши лётчики за 20 минут в пух и прах разбили американскую эскадру в составе 48 стратегических бомбардировщиков B-29 Superfortress, которых сопровождали 120 истребителей. После поражения, обернувшегося огромными потерями, командование ВВС США объявило недельный траур. И так было не единожды.

Уже в начале 1960-х Джон Бойд, так и не сделавший в Корее ни одного выстрела из своего «Сейбра», взял тетрадку и стал вспоминать эпизоды борьбы с советскими асами. На основе печального опыта, сравнивая ТТХ реактивных истребителей, он пришёл к выводу, что «корейские» лётчики в бою вертели головой быстрее американцев и действовали решительнее. Что, в общем-то, неудивительно, поскольку в 324-й дивизии Ивана Кожедуба, отправленной Сталиным в 1951 году на помощь Северной Корее, все лётчики имели боевой опыт борьбы с асами люфтваффе.

Чтобы подвести под своё «открытие» теоретическую базу, Джон Бойд поделится им со штатным математиком ВВС Томасом Кристи, в результате чего на свет появится теория «ЕМ» - энергоманёвренности воздушного боя, которая связала аэродинамику самолёта с его техническими характеристиками и впоследствии стала стандартом для проектирования истребителей.

Современная реконструкция воздушного боя в Корее 50-х годов.
© flickr.com/eldancer1
Современная реконструкция воздушного боя в Корее 50-х годов.

Однако Бойд прекрасно понимал, что в любом случае результат боя в первую очередь зависит от экипажа. Поэтому позже в основу его теории легла формула, включившая ряд последовательных действий: наблюдение, ориентация, решение, действие (НОРД). Проще говоря, врага надо заметить раньше, чем он тебя, моментально оценить обстановку, принять решение и действовать - открыть огонь или совершить манёвр. Всё зависит от ситуации. И поскольку противник работает по такой же схеме, крайне важно «войти в зазор» его собственной петли. Например, если он медлит с решением из-за отсутствия связи с командиром, нужно успеть воспользоваться этой уязвимостью. Если противник не открывает огонь из-за отсутствия боеприпасов - нужно не дать ему возможности пополнить боезапас.

Несмотря на кажущуюся простоту и даже банальность, базой для этой модели послужили теория хаоса, второй закон термодинамики, принцип неопределённости Гейзенберга и теорема Гёделя о неполноте. Иначе говоря, принципы математической логики и квантовой механики, которые, что странно, не изучают в военных академиях, но которые лежат в основе всех событий. Поэтому Бойд считал важным постоянно перепроверять данные и вносить коррективы с учётом изменений обстановки - как в локальном воздушном бою, так и в ходе фронтовой операции. Собственно говоря, так и формируются циклы НОРД, которые прилагаются к стратегическому, оперативному и тактическому уровням вооружённого противостояния.

В США и НАТО петля НОРД применяется не только в качестве организационной модели конфликта, но и, например, коммерческого - вариантов применения много. А в 2003 году появился модифицированный вариант формулы под названием КИСА - критика-исследование-сравнение-адаптация. Он был принят НАТО в качестве модели управления как на уровне командных структур, так и на уровне тактических подразделений.

В данном случае список поставленных задач сравнивается с ситуационной моделью и подкрепляется сбором информации. В итоге разрабатываются соответствующие меры, ведётся оценка эффективности проводимых мероприятий. При этом план может меняться и адаптироваться на ходу. В результате возникают две взаимосвязанные модели - ситуационная и концептуальная, которые постоянно сравниваются друг с другом.

Уничтожение живой силы, техники и инфраструктуры - одна из составляющих войны.
© РИА Новости
Уничтожение живой силы, техники и инфраструктуры - одна из составляющих войны.

Кстати, сам Бойд считал, что война делится на три составляющих элемента: моральный, ментальный и физический. Если с физическим всё предельно ясно - это уничтожение живой силы, техники и инфраструктуры, то два других элемента отличаются тем, что «моральная война» направлена на подавление воли противника (формула Карла Клаузевица), а ментальная - это дезинформация с целью искажения представлений противника о ситуации (это ближе к стратагемам Сунь-Цзы).

«Властелин» колец

Ещё одной рабочей концепцией НАТО является теория центров тяжести, которая построена на основе «модели пяти стратегических колец» Джона Уордена. Согласно этой модели, любое государство состоит из пяти концентрических колец. В центре (ядро) - правительство страны, затем следует кольцо промышленности и производительных мощностей (т.е. экономика), потом - инфраструктура и коммуникации. Четвёртое кольцо символизирует население, а пятое кольцо (внешнее) - это вооружённые силы, которые и прикрывают все остальные.

Но не факт, что всегда надёжно. Судя по опыту военных кампаний США и НАТО, удары могут наноситься и не по внешнему контуру, не по частям и соединениям, а по объектам инфраструктуры - мосты, железные дороги, линии электропередач и трубопроводы, фабрики, заводы, причём не обязательно связанных с производством вооружений. Так, в 1999 году в Югославии силы НАТО намеренно разбомбили табачную фабрику, вызвав дефицит сигарет.

Правительство, то есть лидеры государства, обычно защищены лучше, но и они уязвимы. Например, в 2011 году, когда западная разведка обнаружила кортеж автомобилей в ливийской пустыне и установила, что там находится Муаммар Каддафи, информация тотчас была передана так называемым повстанцам, а проще говоря, своим ручным террористам, которые и расправились с лидером Джамахирии.

Модель пяти колец Уордена.
© Инфографика автора
Модель пяти колец Уордена.

Кроме того, надо учитывать, что между «кольцами» существуют уникальные узлы взаимосвязи, которые называются «центрами тяжести». Причём у каждой страны свои особенные центры, от которых и зависит экзистенциальное существование государства. Поэтому, как считает Уорден, не обязательно проводить ковровые бомбардировки гражданской и военной инфраструктуры, достаточно определить критические центры тяжести и нанести по ним точечные удары.

Поскольку Уорден, как и Бойд, служил в ВВС, предпочтение он отдавал именно авиации и господству в воздухе. После уничтожения критических узлов - центров тяжести по Уордену - наступает стратегический паралич. Даже если руководство не желает капитулировать, у него просто нет необходимых ресурсов, чтобы продолжать борьбу. В итоге должна произойти смена политического курса, и цель военной кампании будет достигнута.

Примечательно, что в последнее время теорию пяти колец полковника Уордена также скорректировали, отметив, что из-за особенностей государств и глобальной взаимозависимости, какие-то кольца могут выходить далеко за внешние пределы - например, газовые или нефтяные трубопроводы. И по ним тоже можно целенаправленно воздействовать, как это случилось с «Северными потоками». Или, скажем, зависит от экспорта сельхозпродукции. Достаточно установить блокаду - и нормальное экономическое функционирование уже нарушено.

Операции эффектов

Обе модели подходят под определение «операции на основе эффектов». Согласно доктринальным документам Пентагона, речь идёт об эффекте (поэтому и название такое), который производится на противника в результате синергетического, мультипликативного и кумулятивного применения полного спектра военных и невоенных возможностей на тактическом, оперативном и стратегическом уровнях.

Министр обороны США Ллойд Остин беседует с премьер-министром Украины Денисом Шмыгалём во время двусторонней встречи. Американцы предпочитают бороться с русскими силами ВСУ.
© flickr.com/secdef
Министр обороны США Ллойд Остин беседует с премьер-министром Украины Денисом Шмыгалём во время двусторонней встречи. Американцы предпочитают бороться с русскими силами ВСУ.

В методичке Центра объединённых боевых действий Пентагона подчёркивается, что эти операции применяются комплексно, но при этом есть ключевые правила проведения действий на основе эффектов:

  • внимание сосредоточено на достижении превосходства;
  • операции используются в мирное и военное время (полный спектр);
  • фокусировка происходит не на прямых, а на косвенных эффектах (обратите внимание: сами США не вмешиваются в боевые действия на Украине, но, помогая ВСУ, добиваются своей цели - ослабления России);
  • необходимо понимание системы противника (отсюда постоянное прощупывание реакции России и активная разведка, включая сеть агентов под видом журналистов);
  • применяются все элементы национального могущества (то есть не только военные инструменты, но и дипломатия, экономика, информация, а также различные виды подрывной деятельности);
  • принятие решений приспосабливают к правилам и действующей реальности (сами США из политических соображений не могут нанести удар по Крыму, но помогли ВСУ организовать взрыв на Крымском мосту и снабжают Украину дальнобойными ракетами).

Этот комплекс мер уже получил в США имя собственное - EBW (Effects Based Warfare), то есть война на основе эффектов. Именно так и воюют с Россией. Помимо подрыва трубопроводов и экономических санкций сюда необходимо добавить ещё террористические атаки, которые западные спецслужбы проводят внутри России (убийство Дарьи Дугиной в Подмосковье и Максима Фомина в Санкт-Петербурге), вылеты ударных беспилотников вглубь российской территории, постоянные кибератаки, привлечение агентуры, включая беглых олигархов и оппозиционеров и, конечно же, поставки оружия киевскому режиму.

Помимо поставок оружия, США совершают сами или помогают в совершении террористических актов против России.
© flickr.com/usairforce
Помимо поставок оружия, США совершают сами или помогают в совершении террористических актов против России.

Вот так воюют США и НАТО против России. Но, как известно, против лома нет приёма, окромя другого лома. Это к тому, что характер боевых действий со стороны России имеет сходство с моделью стратегических центров тяжести Уордена - планомерно уничтожается инфраструктура на территории Украины, объекты производства и ремонта военной техники, наносятся удары по местам базирования живой силы как возле линии фронта, так и в украинском тылу… И все эти премудрости наши полководцы освоили не в американских академиях. И не вчера. Так что полковники Бойд и Уорден напрасно изобретали велосипед.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама